Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2018 (2-2184/2017;) ~ М-2108/2017 от 07.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2018 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.

при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

гражданское дело по иску Кириной З. В., Ухванисовой Т. И., Сутормина В. М., Смолькова Ю. В., Маршалова А. Б., Давлятшина Р. З., Давлятшиной А. Р., Боголей О. А., Ерныховой О. О., Бурханова В. Ш., Бурхановой Е. В., БурхА. А. В., Бакумова Е. Г., Гилимзяновой Е. А., Погорелова С. В., Талаховой Е. Г. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Кирина З.В., Ухванисова Т.И., Сутормин В.М., Смольков Ю.В., Маршалов А.Б., Давлятшин Р.З., Давлятшина А.Р., Боголей О.А., Ерныхова О.О., Бурханов В.Ш., Бурханова Е.В., БурхА. А.В., Бакумов Е.Г., Гилимзянова Е.А., Погорелов С.В., Талахова Е.Г. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения.

В судебном заседании истец Маршалов А.Б. и его представитель Поярков Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали и пояснили суду, что Маршалов А.Б. является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> <адрес>. Данный жилой дом признан аварийным. Указанный многоквартирный <адрес> года постройки, общей площадью ***.м., в котором водопровод и канализация не предусмотрены техническим планом, а установка ванны, туалета и водопровода с канализацией не возможны из отсутствия технической возможности. На отчетном собрании администрации г.о. Кинель в ДД.ММ.ГГГГ г., ответчиком было объявлено, что данный многоквартирный жилой дом признан аварийным, расселение граждан планируется до ДД.ММ.ГГГГ г. С указанного времени по ДД.ММ.ГГГГ г. какой-либо информации не было. На основании сделанного главой администрации заявления, жильцы дома ожидали отселения из аварийного дома. В ДД.ММ.ГГГГ Маршалов А.Б. устно обратился к ответчику с вопросом об уточнении сроков переселения жильцов из аварийного дома. ДД.ММ.ГГГГ на обращение Маршалова А.Б. ответчиком дан устный ответ о том, что указанный жилой дом не является аварийным, а признан ветхим. В ДД.ММ.ГГГГ, ввиду сложившейся ситуации, жильцы дома подписали коллективное обращение на имя главы администрации, п.г.т. *** ФИО1, где просили содействие по признанию дома аварийным. ДД.ММ.ГГГГ, получив ответ главы администрации ФИО1, они убедились, что их всех действительно ввели в заблуждение. Публичные заявления главы администрации ФИО2, что дом признан аварийным, не соответствовали действительности. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан ветхими и включен в Городскую программу «Переселения граждан <адрес> из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденную постановлением городской Думы . Основными целями и задачами программы, являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания на территории г.о. Кинель. Срок реализации программы до ДД.ММ.ГГГГ. На реконструкцию их многоквартирного дома, где проживают истцы, в ДД.ММ.ГГГГ запланирован объем финансирования в размере ***. (Программу переселения граждан прилагает). Согласно ответа администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ «О признании аварийным жилого <адрес>» вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отселении граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу» установлен срок отселения истцов из вышеуказанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение сроков реализации Городской программы «Переселения граждан <адрес> из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной постановлением городской Думы решение о сносе дома не принято, реконструкция дома и отселение жильцов не произведены в связи с отсутствием финансирования, что следует из ответа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением ООО «ГОРЖИЛПРОЕКТ» от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного на основании проведенного инженерно - технического обследования конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что все существующие строительные конструкции вышеуказанного жилого дома находятся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии и не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Эксплуатация жилого дома в данном состоянии не допустима. Согласно справки о техническом состоянии многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выданной Кинельским филиалом ГУ ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что процент износа дома, в котором проживают истцы, составляет 72%. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих - весьма ветхое. Эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий, или полной смене конструктивных элементов. Имеется угроза обрушения конструктивных элементов. ДД.ММ.ГГГГ ООО ППР «Рубин-1» произведена периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов от газоиспользующего оборудования и бытовых печей в квартирах <адрес>. ООО ППР «Рубин-1» установлено, что дымовые и вентиляционные каналы и газовые печи к дальнейшей эксплуатации не пригодны в связи с длительной эксплуатацией и износа кирпича, обрушением арок и сводов, трещины в разделках и трубах, что представляет высокую опасность пожара и отравления. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖИЛСЕРВИС» в адрес Маршалова А.Б. направлен ответ на обращение, из которого следует, что центральное холодное водоснабжение и водоотведение в аварийном доме полностью отсутствуют. Печное отопление в доме отключено, тепловая энергия подается через присоединенную сеть: тепловая энергия в горячей воде (отопление), а также электроэнергии, газа. В целях обеспечения безопасности граждан требуется проведение капитального ремонта, который из-за степени износа и статуса домов производиться не будет. Согласно утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 684 в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 г., действует областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В адресный перечень программы включены многоквартирные жилые дома, признанные в установленном законом порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (Ответы Министерства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ). Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального фонда непригодным для проживания. Считает, что в связи с несвоевременными действиями ответчика по проведению реконструкции многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, в рамках Городской программы «Переселения граждан <адрес> из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004-2010 годы», утвержденной постановлением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик своим бездействием фактически допустил обветшание и разрушение жилых помещений, лишив их возможности в них проживать. Не инициировав своевременное техническое обследование конструкций жилого дома и принятие соответствующего решения о его аварийности, ответчик допустил проволочки, чем нарушил права истцов на участие в областной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилья, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Вышеизложенное подтверждаются ответами Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которых аварийный дом в перечень программы не входит и включению не подлежит. ДД.ММ.ГГГГ в письме за ответчик фактически признал, что конкретных сроков по переселению граждан из аварийного жилого дома, расположенному по адресу: г<адрес> не существует. Как следует из ответа главы г.о. Кинель ФИО3, сроки расселения граждан из домов, будут известны после разработки Министерством строительства <адрес> программы, предусматривающей переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время данный дом в областной адресной программе не участвует, строительство нового жилья не ведется, расселение граждан не предпринимается. Статьей 40 Конституции РФ, предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 42, 47 Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственникам помещения или заявления нанимателя либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с действующим законодательством, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление ему другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Расчет жилой площади (квартиры) производится, исходя из ранее занимаемой истцом площади жилых помещений и (или) долей в общей долевой собственности. При определении общей площади квартиры рассчитывается сумма общей площади, находящейся в общей долевой собственности, и учитывается минимальная площадь ванной и уборной комнат, поскольку в аварийном <адрес> санитарные узлы, душевые, уборные или ванные комнаты проектом не предусмотрены. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Свода Правил по проектированию и строительству (СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий»), утвержденного Госстроем РФ (в ред. от 01-12-2005г.): минимальная площадь ванной и уборной комнат составляет: «Ширину подсобных помещений следует предусматривать не менее: *** Поэтому просят обязать Администрацию г.о. Кинель Самарской области во внеочередном порядке предоставить Маршалову А.Б. в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из 2 (двух) жилых комнат, площадь жилых помещений квартиры – ***.м., общей площадью – ***м. в границах <адрес>

Истец Кирина З.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным истцом Маршалловым А.Б., пояснив также, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес>. Данный жилой дом признан аварийным. Общая площадь квартиры составляет *** кв.м. Занимаемая ею жилая площадь (***. Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Кириной З.В., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***м. в границах <адрес>.

В судебное заседание истица Ухванисова Т.И. не явилась. В материалах дела имеется заявление от истца Ухванисовой Т.И. о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Из искового заявления Ухванисовой Т.И. следует, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности <адрес>. 3 <адрес>. Данный жилой дом признан аварийным. ***. По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Ухванисовой Т.И., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

В судебном заседании истец Сутормин В.М. исковые требования поддержал по основаниям, указанным истцом Маршаловым А.Б., и пояснил суду, что он является собственником *** долей в праве собственности на <адрес> квартиры составляет ***м. Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ему, Сутормину В.М. в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из 2 ***. в границах <адрес>.

В судебном заседании истец Смольков Ю.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным истцом Маршаловым А.Б., и пояснил суду, что он является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет ***.м., жилая площадь *** Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ему, Смолькову Ю.В., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из *** в границах <адрес>.

В судебном заседании истец Давлятшин Р.З. исковые требования поддержал по основаниям, указанным истцом Маршаловым А.Б., и пояснил суду, что он является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет ***. Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ему, Давлятшину Р.З., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

В судебное заседание истица Давлятшина А.Р. не явилась. В материалах дела имеется заявление от истца Давлятшиной А.Р. о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Из искового заявления Давлятшиной А.Р. следует, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет *** По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Давлятшиной А.Р., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из *** в границах <адрес>.

В судебном заседании истица Боголей О.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным истцом Маршаловым А.Б., и пояснила суду, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> *** Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Боголей О.А., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из *** в границах <адрес>.

В судебное заседание истица Ерныхова О.О. не явилась. В материалах дела имеется заявление от истца Ерныховой О.О. о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Из искового заявления Ерныховой О.О. следует, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет *** По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Ерныховой О.О., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

В судебное заседание истцы Бурханов В.Ш., Бурханова Е.В., БурхА. А.В. не явились. В материалах дела имеется заявление от истцов Бурханова В.Ш., Бурхановой Е.В. о рассмотрении дела в их отсутствии.

Из искового заявления Бурханова В.Ш., Бурхановой Е.В. БурхА. А.В.следует, что они является собственниками в равных долях (по *** доли у каждого) квартиры <адрес>. Общая ***. По основаниям, указанным в иске, просят обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить им, Бурханову В.Ш., Бурхановой Е.В., БурхА. А.В., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую *** в границах <адрес>.

В судебное заседание истец Бакумов Е.Г. не явился. В материалах дела имеется заявление от истца Бакумова Е.Г. о рассмотрении дела в его отсутствии.

Из искового заявления Бакумова Е.Г. следует, что он является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет *** По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ему, Бакумову Е.Г., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес> г.о. <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Гилимзяновой Е.А.Гилимзянов В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, указанным истцом Маршаловым А.Б., и пояснил суду, что Гилимзянова Е.А. является собственником ***. Поэтому просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить Гилимзяновой Е.А., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

В судебное заседание истец Погорелов С.В. не явился. В материалах дела имеется заявление от истца Погорелова С.В. о рассмотрении дела в его отсутствии.

Из искового заявления Погорелова С.В. следует, что он является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет ***. По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ему, Погорелову С.В., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

В судебное заседание истица Талахова Е.Г. не явилась. В материалах дела имеется заявление от истца Талаховой Е.Г. о рассмотрении дела в её отсутствии.

Из искового заявления Талаховой Е.Г. следует, что она является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес> квартиры составляет ***. По основаниям, указанным в иске, просит обязать Администрацию г.о. <адрес> во внеочередном порядке предоставить ей, Талаховой Е.Г., в собственность благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, состоящую из ***. в границах <адрес>.

Представители ответчика – Администрации г.о. Кинель Самарской области Осипова А.А. и Рысаева С.Р., действующие на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что Администрация городского округа Кинель Самарской области считает исковое заявление жильцов <адрес> о внеочередном предоставлении жилья взамен аварийного незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следую­щим основаниям. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой <адрес> был включен в раздел «Проведение реконструкции ветхого жилищного фонда» городской программы «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004-2010 годы», утвер­жденной постановлением Кинельской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с отсутствием финансирования реконструкция в рамках указанной про­граммы не производилась. Программа прекратила действие в ДД.ММ.ГГГГ году. На основании поступившего в ДД.ММ.ГГГГ г. заявления граждан, проживающих в указанном доме, заключения межведомственной комиссии, постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным постановлением установлен срок отселения граждан из аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации городского округа Ки­нель от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменения и дополнения в постанов­ление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. г. «Об отселении граждан из многоквартирного дома, при­знанного аварийным и подлежащим сносу» срок отселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором освещены некоторые вопросы рас­смотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов мест­ного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома ава­рийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков рассе­ления таких домов (далее — Обзор). Так, в соответствии с указанным Обзором, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную ад­ресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспе­чиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа жилого помещения. В настоящее время на территории <адрес> действует государ­ственная программа «Развитие жилищного строительства в Самарской облас­ти» до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской об­ласти от ДД.ММ.ГГГГ . Действующей региональной адресной программой предусмотрено решение жилищных проблем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде на территории <адрес>, признанном ава­рийным до ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> п.г.т. Алексеевка <адрес> в перечень мно­гоквартирных домов указанной региональной адресной программы не включен, так как признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Иные региональные адресные программы, предусматривающие пе­реселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварий­ным после ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. Так как все истцы по настоящему делу являются собственниками жилых помещений, расположенных в <адрес>, г.о. Кинель, который признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ и не вошел в регио­нальную адресную программу, предусматривающую переселение граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, жилищные права истцов должны быть обеспечены в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. В соответствии с абзацами 2 и 3 раздела II Обзора «в связи с возникаю­щими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном ава­рийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте «и» пункта 20 постановле­ния Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не вклю­чен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содер­жания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения». В соответствии с абзацами 8 и 9 раздела II Обзора «по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в уста­новленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в поряд­ке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осущест­вили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления при­нимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ)». В настоящее время решения об изъятии жилых помещений у истцов ад­министрацией городского округа Кинель не принималось, так как принятие ре­шения об изъятии жилого помещения возможно только после не соблюдения собственниками жилых помещений срока на снос жилого дома. Постановлением администрации городского округа *** области от ДД.ММ.ГГГГ. был установлен только срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с пунктом 49 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положе­ния о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непри­годным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Постановлением администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения и дополнения в постановление ад­министрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. г. «Об отселении граждан из многоквартирного дома, признанного аварий­ным и подлежащим сносу» в целях приведения положений, содержащихся в постановлении, в соответствие с действующим законодательством, а именно в соответствие со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, уста­новлен срок осуществления собственниками сноса аварийного многоквар­тирного дома - в течении 6 месяцев с момента окончания срока отселения. Только после истечения указанного срока, в случае не соблюдения собст­венниками жилых помещений срока на снос жилого дома, администрацией го­родского округа <адрес> может быть принято решение об изъятии жилых помещений у истцов. На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 32 Жилищно­го кодекса РФ и Обзором у администрации городского округа Кинель Са­марской области перед истцами - гражданами, являющимися собственниками жилых помещений, находящихся в жилом доме, признанным аварийным и не включенным в региональную адресную программу, предусматривающую пе­реселение граждан из аварийного жилищного фонда обязанности: по предоставлению в собственность благоустроенного жилого по­мещения во внеочередном порядке отсутствует полностью; по выплате выкупной цены изымаемых жилых помещений отсут­ствует до принятия администрацией решения об изъятии жилого помеще­ния и заключения с истцами соглашения. В Обзоре также разъяснено, что возможность предоставления во внеоче­редном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного поль­зования, действующим законодательством не предусмотрена. Просит в удовлетворении искового заявления Кириной З.В., Ухванисовой Т.И., Сутомина В.М., Смолькова Ю.В., Маршалова А.Б., Давлятшина Р.З., Давлятшиной А.Р., Боголей О.А., Ерныховой О.О., Бурханова В.Ш., Бурхановой Е.В., БурхА. А.В., Бакумова Е.Г., Гилимзяновой Е.А., Погорелова С.В., Талаховой Е.Г. о внеочередном предоставлении жилья взамен аварийного отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в <адрес> пгт. Алексеевка <адрес>:

1) Кириной З.В. и Ухванисовой Т.И. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес>, общей площадью ***.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.56 т.1, л.д.59 т.1),

2) Сутормину В.М. и Смолькову Ю.В. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес>, общей площадью ***.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.60 т.1, л.д.61 т.1);

3) Давлятшиной А.Р., Давлятшину Р.З. и Маршалову А.Б. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес>, общей площадью ***.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 62 т.1, л.д.63 т.1, л.д.64 т.1);

4) Боголей О.А. и Ерныховой О.О. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес>, общей площадью ***.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.67 т.1, л.д.68 т.1); 5)

5) Бурханову В.Ш., Бурхановой Е.В., БурхА. А.В. (после заключения брака Акимовой – л.д.112 т.1), Гилимзяновой Е.А. и Бакумову Е.Г. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес> общей площадью ***м., что подтверждается договором о передаче квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-72 т.1), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.75 т.1, л.д.74 т.1) (в отношении Головкина И.А., который является собственником *** долей в праве общей долевой собственности на <адрес>, иск оставлен без рассмотрения);

6) Погорелову С.В. и Талаховой Е.Г. на праве общей долевой собственности (***) принадлежит <адрес>, общей площадью *** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.78 т.1) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.83 т.1).

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании аварийным жилого <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 102 т.1).

Как следует из данного постановления, оно было принято Администрацией городского округа Кинель Самарской области по результатам заседания межведомственной комиссии городского округа Кинель по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, которой было дано заключение о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.19-20 т.2).

При этом установлено, что основанием для признания жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносом, послужило заключение ООО «ГОРЖИЛПРОЕКТ» от декабря 2012 года по инженерно-техническому обследованию конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.27-47 т.1), что стороны в ходе рассмотрения дела признали и не оспаривали.

Одновременно с Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании аварийным жилого <адрес> п.г.т. Алексеевка г.о. <адрес>», Администрацией городского округа <адрес> было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отселении граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу», в соответствии с пунктом 2 которого установлен срок для отселения граждан из многоквартирного <адрес> - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26 т.1).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В силу пункта 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Из ответов Министерства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53 т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54 т.1) следует, что на территории <адрес> в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ действует областная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в адресный перечень программы включены многоквартирные жилые дома, признанные в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Жилой <адрес> п.г.т. Алексеевка признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ, в приложении перечня многоквартирных аварийных домов программы отсутствует.

Учитывая указанные выше обстоятельства, принимая во внимание, что жилой <адрес> в областную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда не включен, поэтому отсутствуют основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности обеспечить собственников жилых помещений в таком доме другими жилыми помещениями. В данном случае в силу статьи 32 ЖК РФ на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

При этом следует учесть, что Администрацией городского округа Кинель Самарской области в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до настоящего времени не предъявлено к собственникам жилых помещений жилого дома, признанного аварийным, требование о его сносе или реконструкции в разумный срок, также как не принято решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и соответственно, не принято решение об изъятии каждого жилого помещения в указанном доме.

При этом, истцы, как собственники жилых помещений. Расположенных в доме, признанным аварийным, не обращались с требованием о признании бездействия органа местного самоуправления в части неисполнения обязанности по изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес>, и об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом.

Доводы истцов о том, что Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым администрацией было принято решение об отселении граждан из многоквартирного <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, следует рассматривать как соглашение между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений по предоставлению им жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из содержания пункта 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, соглашения должно быть достигнуто с каждым отдельным собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что соглашения между Администрацией городского округа <адрес>, как органа местного самоуправления, и истцами отсутствуют.

Также не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что имеет место угроза обрушения жилого дома, вследствие чего требуется незамедлительное решение вопроса об их переселении в другое жилое помещение,

В обоснование данных доводов истцами представлена справка ГУП «ЦТИ» Кинельский филиал от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии многоквартирного жилого дома (л.д.48 т.1), в которой указано, что общий процент износа дома составляет 72%, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, ненесущих – весьма ветхое, эксплуатацию возможна лишь при проведении охранных мероприятий или полной смене конструктивных элементов. Имеется угроза обрушения конструктивных элементов.

Однако данная справка не может рассматриваться как доказательство, подтверждающее техническое состояние жилого <адрес>, поскольку в соответствии со Свидетельством об аккредитации (л.д.25 т.2), органы технической инвентаризации наделены полномочиями только по осуществлению технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В ходе рассмотрения дела истцам было предложено представить заключение специалиста, обладающего специальными познаниями в области строительства, по техническому состоянию жилого дома, однако такое заключение истцами в суд представлено не было. Ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы в ходе рассмотрения дела истцами также не заявлялось.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований истцов не имеется, а потому в удовлетворении исковых требований истцам следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кириной З. В., Ухванисовой Т. И., Сутормина В. М., Смолькова Ю. В., Маршалова А. Б., Давлятшина Р. З., Давлятшиной А. Р., Боголей О. А., Ерныховой О. О., Бурханова В. Ш., Бурхановой Е. В., БурхА. А. В., Бакумова Е. Г., Гилимзяновой Е. А., Погорелова С. В., Талаховой Е. Г. к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

председательствующий –

2-83/2018 (2-2184/2017;) ~ М-2108/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ерныхова О.О.
Ухванисова Т.И.
Бурханов В.Ш.
Маршалов А.Б.
Давлятшин Р.З.
Гилимзянова Е.А.
Головкин И.А.
Бурханова Е.В.
Бакумов Е.Г.
Смольков Ю.В.
Боголей О.А.
Погорелов С.В.
Сутормин В.М.
Талахова Е.Г.
Кирина З.В.
Давлятшина А.Р.
Бурханова А.В.
Ответчики
Администрация городского округа Кинель Самарской области
Другие
ООО "Жилсервис"
Суд
Кинельский районный суд Самарской области
Судья
Бритвина Н. С.
Дело на странице суда
kinelsky--sam.sudrf.ru
21.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2017Судебное заседание
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2017Передача материалов судье
08.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2017Подготовка дела (собеседование)
14.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Судебное заседание
02.02.2018Судебное заседание
09.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2018Дело оформлено
07.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее