2-126/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Резолютивная часть решения суда оглашена 16 января 2018 года
Мотивированное судебное решение составлено 22 января 2018 года
Рудничный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Безгодкова С.А.
при секретаре Титовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске 16 января 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Лобановой Н. Ю. к Исаеву В. Ю. об установлении факта принятия наследства, разделе наследственного имущества, прекращении права собственности, признании права собственности.
У С Т А Н О В И Л :
Лобанова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Исаеву В.Ю. об установлении факта принятия наследства, разделе наследственного имущества, прекращении права собственности, признании права собственности. Требования обосновывает тем, что ее родителям - Исаевой А.И., Исаеву Ю.А. и ее дочери Которовой Я.А. на основании договора о передаче квартиры в собственность передана квартира <...> по 1/3 доли в праве. С 1999 года истец проживает в данной квартире и по настоящее время, так как ухаживала за родителями. ДД.ММ.ГГГГ умер отец Исаев Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ умерла мама Исаева А.И., после их смерти истец осталась проживать в указанной квартире, фактически приняла в наследство всё имущество. В установленный законом срок, не обратилась к нотариусу за принятием наследства после смерти родителей, однако фактически наследство приняла - похоронила родителей за свой счет, распорядилась их вещами, осталась проживать в указанной квартире, оплачивала коммунальный услуги за квартиру, проводит текущий ремонт. 30.06.2017 года истец узнала, что ее брат Исаев В.Ю. принял наследство после смерти родителей и оформил на себя 2/3 доли в праве собственности на квартиру. Считает, что его действия незаконны, так как он знал, что истец фактически наследство приняла после смерти родителей и все оформил без ее ведома. Считает, что наследниками первой очереди после смерти родителей является истица и ее брат Исаев В.Ю., наследственное имущество в виде 2/3 доли в квартире по <...> должно быть разделено в равных долях по 1/3 доли каждому. Просит суд установить факт принятия истцом наследства после смерти родителей, признать недействительным свидетельство о праве на наследство, выданное Исаеву В.Ю., признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности и исключить из реестра прав запись о регистрации права Исаева В.Ю. на 2/3 доли в праве собственности на указанную квартиру, признать право собственности на 1/3 долю в праве собственности на квартиру за истцом.
В судебном заседании истец Лобанова Н.Ю. уточнила заявленные исковые требования на основании ст.39 ГПК РФ – просит произвести раздел наследственного имущества с ответчиком признав по 1/3 доли в праве собственности на квартиру за каждым, ранее зарегистрированные права прекратить.
Ответчик Исаев В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просит в иске истцу отказать, так как считает, что Лобанова Н.Ю. знала о принятии наследства ответчиком после смерти родителей, так как наследство было принято на основании решения Центрального районного суда города Новокузнецка от 11.03.2016 года. Лобанова Н.Ю. в судебном заседании давала свое согласие на принятие наследства ответчиком.
Третье лицо Которова (Дорохина) Я.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Указала, что притязания Лобановой Н.Ю. препятствуют продаже квартиры совместно со вступившим в права владения ответчиком.
Представитель третьего лица Управлении Росреестра в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав истца, ответчика, третье лицо, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельства о рождении (л.д.11) Исаева Н.Ю. приходится дочерью Исаевой А.И. и Исаеву Ю.А. Согласно свидетельства о браке Исаева Н.Ю. зарегистрировала брак с Лобановым А.В., после регистрации брака Исаевой Н.Ю. присвоена фамилия Лобанова (л.д. 10).
Согласно свидетельства о смерти актовая запись <...> от ДД.ММ.ГГГГ Исаева А.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Исаев Ю.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти, актовая запись <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). В соответствии со ст.1142 ГК РФ Лобанова Н.Ю. как дочь Исаевой А.И. и Исаева Ю.А. является их наследником первой очереди по закону.
Согласно свидетельств о праве на наследство по закону от 26.04.2016 года Исаев В.Ю. как сын Исаевой А.И. принял наследство после смерти матери в виде 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Прокопьевск, <...> г. Прокопьевске (л.д. 30-31).
В соответствии со ст.1142 ГК РФ истец как дочь Исаевой А.И., Исаева Ю.А. является также их наследником первой очереди по закону.
При таких обстоятельствах, установление факта принятия наследства для заявителя имеет юридическое значение – позволит реализовать наследственные права.
В силу части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Свидетели Колунова Н.Н. и Малей Т.В. подтвердили факт принятия Лобановой Н.Ю. наследства после смерти отца Исаева Ю.А. и матери Исаевой А.И. в шестимесячный срок с момента их смерти, так как и на момент смерти и после их смерти осталась проживать в квартире по <...>, распорядилась их личными вещами, ухаживала за квартирой, оплачивала коммунальные услуги за квартиру, делала ремонт в квартире, а именно меняла обои, сантехнику.
Ответчик и третье лицо в ходе судебного разбирательства не оспаривали тот факт, что Лобанова Н.Ю. с момента смерти отца в 2001 году постоянно проживает в квартире по <...>, пользуется и распоряжается всем имуществом и предметами домашнего обихода, принадлежащим наследодателям.
Суд считает установленным судом факт принятия наследства Лобановой Н.Ю. после смерти родителей Исаевой А.И., Исаева Ю.А.
В силу пункта 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142ГК РФ). Как следует из материалов дела, Лобанова Н.Ю. приходилась дочерью умерших Исаевой А.И., и Исаева Ю.А., поэтому она, как и ответчик Исаев В.Ю., является наследником первой очереди.
Судом установлено, что Исаев В.Ю. обратился к нотариусу для принятия наследства после смерти Исаевой А.И. и Исаева Ю.А., следовательно все имущество Исаевой А.И., Исаева Ю.А., которое они имели ко дню смерти, в том числе и имущество, которое Лобанова Н.Ю. фактически приняла после смерти родителей Исаевой А.И., Исаева Ю.А., наследует ответчик Исаев В.Ю.
В соответствии с абзацем вторым п.1 ст.1155 ПК РФ по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Из содержания данной нормы права следует, что определение долей всех наследников в наследственном имуществе, является обязанностью суда в силу ст.1155 РФ, что в свою очередь направлено на реализацию принципа правовой определенности судебного решения по спорам о наследовании.
С учетом изложенного, при наличии двух наследников, их доли в наследственном имуществе должны определяться в размере по 1/3 доли в праве собственности на квартиру за каждым.
Оценивая в совокупности доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что свидетельство о праве на наследство в виде 2\3 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, <...>, подлежат признанию недействительным, поскольку нарушаются права истца, как наследника, также фактически принявшего наследственное имущество.
Доводы ответчика в этой части, изложенные в письменных возражениях, не являются правильными. Свидетельство о праве на наследство по закону оспаривается истцом не в связи с процедурными нарушениями, допущенными нотариусом при оформлении наследства Исаеву В.Ю., а с учётом наличия фактических прав на наследство, не оформленных надлежащим образом одним из наследников. При этом оспаривание свидетельства не влияет на какие-либо права и обязанности нотариуса, что в свою очередь не корреспондирует необходимость и обязательность его участия в судебном разбирательстве.
Заявленное ответчиком ходатайство о применении к исковым требованиям срока исковой давности подлежит отклонению судом.
Общий срок исковой давности составляет три года – п.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ.
При этом п.1 ст.200 ГК РФ определено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Под нарушением прав Лобановой Н.Ю., связанных с приобретением права собственности на наследственное имущество, следует понимать установление иным лицом факта принятия наследства и принятие наследственного имущества в собственность. Таким лицом является ответчик Исаев В.Ю. Из решения Центрального районного суда города Новокузнецка следует, что факт принятия наследства Исаевым В.Ю. был установлен указанным судебным актом 11 марта 2016 года, вступившим в законную силу 11 апреля 2016 года (л.д.42). Свидетельство о праве на наследство получено и передано на государственную регистрацию 28.04.2016 года (л.д.15).
Настоящий иск подан в суд 01.01.2017 года, в пределах трехлетнего срока с момента оформления наследственных прав вторым наследником, то есть без нарушения срока исковой давности.
Также суд обращает внимание сторон, что указанное решение Центрального районного суда города Новокузнецка не содержит каких-либо преюдициальных обстоятельств, связанных с заявленными исковыми требованиями Лобановой Н.Ю. о разделе наследственного имущества, так как принято в порядке особого производства по требованиям Исаева В.Ю. об установлении факта принятия им наследства. Указанный факт и наследственные права Исаева В.Ю. на долю в наследственном имуществе истцом не оспариваются, что является основанием для раздела наследственного имущества по заявленным исковым требованиям.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт принятия наследства Лобановой Н. Ю. после смерти Исаева Ю. А., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, Исаевой А. И., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Исаеву В. Ю. на 2/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу <...>
Прекратить зарегистрированное право собственности Исаева В. Ю. на 2/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу <...> и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации этих прав.
Признать за Лобановой Н. Ю. и Исаевым В. Ю. право собственности в порядке наследования после смерти Исаева Ю. А., Исаевой А. И. по 1/3 доли в праве собственности на квартиру по <...> в городе Прокопьевске за каждым.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд.
Судья С.А. Безгодков