Дело № 2–232/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2017 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Журавлевой Л.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Михайловского района – Барановского И.В.,
ответчика Борченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в интересах муниципального образования Поярковский сельсовет к БМВ, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района о признании недействительными договоров социального найма жилого помещения от 01.12.2014 №13 и 01.07.2015 №10, договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность Борченко М.В. от 03.09.2015 №159, договора дарения жилого помещения от 12.04.2016, применении последствий недействительности указанных сделок, совершенных в отношении объекта недвижимого имущества – жилого помещения, расположенного по адресу: Амурская область, Михайловский район, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района, действуя в интересах муниципального образования Поярковский сельсовет обратился в Михайловский районный суд с иском к Борченко М.В., администрации Поярковского сельсовета Михайловского района, уточнив который в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать недействительными договоры социального найма жилого помещения - комнаты № по <адрес> от 01.12.2014 №13 и от 01.07.2015 №10, договор безвозмездной передачи данного жилого помещения в собственность Борченко М.В. от 03.09.2015 №159, договор дарения от 12.04.2016 года, заключённый между Борченко М.В. и БВЕ, и применить последствия недействительности сделок, вернув стороны в первоначальное положение с возвращением указанного объекта недвижимости в муниципальную собсвтенность.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Михайловского района по результатам проведения проверки исполнения администрацией Поярковского сельсовета требований законодательства при распоряжении объектами муниципальной собственности, установлено, что 17.06.2015 г. зарегистрировано право собственности муниципального образования Поярковский сельсовет на жилое помещение, расположенное в <адрес>, поступившее в муниципальную собственность на основании решения Поярковского сельского совета народных депутатов от 31.10.2006 №110 «О принятии муниципального имущества района в собственность Поярковского сельсовета». 01.12.2014 года между администрацией Поярковского сельсовета и Борченко М.В. был заключён договор социального найма жилого помещения, расположенного в <адрес>, на срок с 01.12.2014 г. по 01.06.2015 г. Впоследствии 01.07.2015 года между ответчиками был заключен договор социального найма в отношении указанного жилого помещения на неопределённый срок. На основании поданного 03.09.2015 года Борченко М.В. заявления о приватизации предоставленного ему по договору социального найма от 01.07.2015 жилого помещения, 03.09.2017 года между ответчиками заключён договор передачи жилого помещения в собственность граждан № 159, который был в дальнейшем зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области.
В обоснование правовой позиции прокурор сослался на положения статей 49, 52 ЖК РФ, статью 167 ГК РФ, согласно которым жилое помещение ответчику Борченко М.В. предоставлено на условиях социального найма незаконно, так же как и последующее отчуждение данной квартиры в пользу последнего по договору безвозмездной передачи жилья в собственность граждан. На момент предоставления вышеуказанной квартиры Борченко М.В. малоимущим в установленном законом порядке не признавался, а также не относился к иным категориям граждан, имеющим право на получение помещений по договору социального найма из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. В связи с чем договоры социального найма, заключенные между администрацией Поярковского сельсовета и Борченко М.В. являются ничтожными сделками, которые не могут порождать правовые последствия, в том числе в виде безвозмездной передачи жилого помещения, расположенного в <адрес>, Борченко М.В. в порядке приватизации. На основании изложенного просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Михайловского района Барановский И.В. на иске настаивал, в обоснование правовой позиции приводил доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске и учетом уточненных требований. В дополнение указав, что поскольку ответчик Борченко М.В. в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) не признавался, и к категории граждан, имеющим право на получение помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 57 ЖК РФ не относится, в вязи с чем администрация Поярковского сельсовета не вправе была распорядиться муниципальным жилым помещением по <адрес>, предоставив его по договору социального найма ответчику Борченко М.В., а впоследствии и произвести отчуждение по безвозмездной сделке в пользу последнего. Учитывая недействительность данных сделок в силу их ничтожности, поскольку были заключены с нарушением требований законодательства, последующая сделка, совершенная Борченко М.В. по дарению вышеуказанной комнаты при жизни своему отцу БВЕ также является недействительной. В связи с чем просил договоры, заключенные в отношении жилого помещения, расположенного в <адрес>, между ответчиками, а также между Борченко М.В. и БВЕ, признать недействительными, с применением последствий недействительности сделок в виде возврата сторон в первоначальное положение, а именно возвратив указанное жилое помещение в собственного муниципального образования Поярковский сельсовет <адрес>.
Ответчик Борченко М.В. в ходе рассмотрения дела исковые требования признал, о чём просил приобщить к материалам дела соответствующее заявление, согласно которому последствия признания исковых требований ответчику разъяснены и понятны. При этом дополнительно пояснив, что в декабре 2014 года, в связи со сложившейся на тот момент жизненной ситуацией, он обратился в администрацию Поярковского сельсовета по вопросу предоставления ему для проживания жилого помещения, поскольку в связи с разладом в семье ему негде было проживать. Ему без истребования каких-либо дополнительных документов администрацией Поярковского сельсовета было предложено жилое помещение по <адрес>. О том, что он должен был быть поставлен на учет и включен в списки граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, ему известно не было. Предоставленная ему по договору социального найма комната, находившаяся в неудовлетворительном состоянии, была приведена в пригодное для проживание состояние, где он достаточно длительное время проживал. По окончанию срока действия договора социального найма от 01.12.2014 г. он вновь обратился в Поярковский сельсовет для перезаключения с ним на новый срок договора социального найма, на что с ним уже на неопределенный срок был заключен договор от 01.07.2015 года. Впоследствии он перевез из соседнего района в <адрес> своего престарелого отца, за которым требовался постоянный уход, и которого он в итоге поселил в предоставленной ему администрацией сельсовета комнате. В сентябре 2015 года он обратился в Поярковский сельсовет за разрешением о приватизации занимаемой им комнаты, предоставив необходимый пакет документов, на что со стороны администрации муниципального образования получил согласие, и 03.09.2015 года с ним был заключен договор о безвозмездной передаче указанного жилого помещения в собственность, с последующей государственной регистрацией права собственности в Росреестре, и дальнейшим отчуждением комнаты по договору дарения в пользу его отца БВЕ, который по день своей смерти проживал в данном жилом помещении. Единственным наследником, заявившим свои права на наследство БВЕ, является внук умершего НБВ В свою очередь он, как наследник первой очереди, на имущество умершего отца не претендует, к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства на наследство не обращался и фактически во владение наследственным имуществом не вступал.
Ответчик – администрация Поярковского сельсовета явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла, возражений относительно заявленных требований от представителя ответчика в адрес суда не поступало.
В судебное заседание также не явились извещённые своевременно и надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: НБВ, нотариус Михайловского нотариального округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росреестра по Амурской области), об уважительности причин неявки суд в известность не поставили, ходатайств об отложении не заявляли, возражений относительно исковых требований в адрес суда не представили.
Суд, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, учитывая признание иска ответчиком Борченко М.В., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (часть 1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3)
В силу п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в т.ч. установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (статья 4 ЖК РФ).
Положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).
Как следует из Устава муниципального образования Поярковский сельсовет, Поярковский сельсовет наделён статусом сельского поселения (часть 1 статьи 2 Устава). К вопросам местного значения отнесено, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями (подп. 6 п. 1 ст. 4 Устава). Согласно подп. 1 п. 5.3, подп. 3 п. 5.6 ст. 30 Устава Поярковского сельсовета, администрация Поярковского сельсовета осуществляет в т.ч. следующие полномочия: осуществляет управление муниципальной собственность, определяет порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Порядок учёта и распределения муниципального жилья урегулирован Жилищным кодексом РФ и принятыми в его исполнение подзаконными актами.
Общий порядок предоставления социального жилья урегулирован главой 7 ЖК РФ.
Так, статьей 49 ЖК РФ закреплёны основания предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и категории граждан, которым данное жильё может быть предоставлено.
В силу ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно чю.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Положениями части 3 данной статьи предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Так, согласно данной норме жилые помещения предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 4 приведённой статьи ЖК РФ установлено, что с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдаётся расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учёт, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учёт, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учёт, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдаётся указанным многофункциональным центром.
Положениями закона Амурской области от 01 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» определены основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Амурской области, а также порядок ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.
Законом области предусмотрено, что на учёте имеют право состоять малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с нормами закона области, к заявлению о постановке на учёт прилагаются документы, подтверждающие право заявителя быть признанным малоимущим.
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О-ПТ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 17.06.2015 года <адрес>, выданного Управлением Росреестра по <адрес>, 17 июня 2015 года на жилое помещение – комнату №, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 19,6 кв.м, зарегистрировано право муниципальной собственности Поярковского сельсовета.
Судом установлено, что 01 декабря 2014 года ответчик Борченко М.В. обратился в администрацию Поярковского сельсовета с заявлением на имя главы администрации о заключении с ним договора социального найма на жилое помещение, расположенное в <адрес>. 5, для временного проживания, указав при этом свой состав семьи в количестве 1 человека.
При этом в судебном заседании было достоверно установлено, в т.ч. из пояснений ответчика Борченко М.В., что Борченко М.В. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке и по основаниям, установленным жилищным законодательством, не признавался и в списки граждан, нуждающихся в таковом, формируемых администрацией Поярковского сельсовета никогда не включался, что в свою очередь подтверждается представленными в материалы дела списками граждан, признанных нуждающимися в жилье и в улучшении жилищных условий в 2012-2016гг.
Вместе с тем, 01 декабря 2014 года, между ответчиками был заключён договор социального найма жилого помещения – <адрес>, площадью 19,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, являющейся муниципальной собственностью Поярковского сельсовета. Срок действия договора с 01.12.2014г. по 01.06.2015г.
01 июля 2015 года между ответчиками заключён договор найма жилого помещения – <адрес>, площадью 19,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на неопределенный срок. И с 14.08.2015 Борченко М.В. по данному адресу был зарегистрирован как по месту жительства.
03 сентября 2015 года Борченко М.В. обратился с заявлением на имя главы Поярковского сельсовета с заявлением о приватизации занимаемого им жилого помещения по <адрес>. 5 <адрес>, приложив к заявлению справку о составе семьи в количестве 1 человека, а также справку в подтверждение неиспользования права приватизации ранее.
В тот же день, 03 сентября 2015 года между ответчиками заключён договор передачи жилого помещения в собственность граждан № 159. Согласно условиям договора администрация Поярковского сельсовета в лице главы сельсовета МЕВ передала безвозмездно в собственность Борченко М.В. жилое помещение – комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, занимаемую тем на условиях социального найма. Право собственности Борченко М.В. на указанное жилое помещение было зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес> 11.09.2015г. № регистрации №.
12 апреля 2015 года ответчик Борченко М.В. и БВЕ заключили договор дарения в отношении указанного жилого помещения, согласно условиям которого, комната № по <адрес>, в порядке дарения перешла в собственность отца ответчика – БВЕ
Как следует из выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной по состоянию на 26.06.2017 года, собственником комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ значится БВЕ (№ гос. регистрации №).
Согласно адресно-справочной информации, представленной ОВМ МО МВД России «Михайловский» по состоянию на 22.06.2017г. ответчик Борченко М.В. с 09.06.2016 года по настоящее время значится зарегистрированным по месту жительства по <адрес>.
Рассматривая в свете вышеприведенных положений действующего законодательства законность заключения между администрацией Поярковского сельсовета и БМВ договоров социального найма жилого помещения – комнату № по <адрес>, и последующих сделок, совершенных в отношении указанного объекта недвижимости, суд приходит к следующим выводам.
Из пояснений сторон, данных в ходе рассмотрения гражданского дела следует, что Бочренко М.В. в установленном законом порядке малоимущим не признавался.
В материалы гражданского дела сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих о признании на момент заключения спорных договора социального найма от 01.12.2014г. и от 01.7.2015 г. Борченко М.В. малоимущим, и по данному критерию, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в то время как в судебном заседании было установлено, что Борченко М.В. с 2009 года являлся собственником 1/3 доли в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное в <адрес>, а с 2016 уже правообладателем 2/3 доли на указанную квартиру. Также не представлено доказательств тому, что Борченко М.В. на момент заключения спорных договоров социального найма относился к иным категориям граждан, имеющим право на получение помещений по договору социального найма из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях.
Судом также принимаются во внимание материалы проверки, проведённой УФСБ по <адрес> в рамках проводимых ОРМ, подтверждающие нарушение администрацией Поярковского сельсовета законодательства при обеспечении граждан жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В частности, помимо установленных фактов заключения органом местного самоуправления с Борченко М.В. договоров социального найма в отношении муниципального имущества без проверки наличия (отсутствия) оснований для признания последнего нуждающимся в жилом помещении и постановки на соответствующий регистрационной учет, спорное жилое помещение Борченко М.В. было предоставлено на условиях социального найма в преимущественном (внеочередном) порядке, в то время, как в списках граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, по состоянию на 01.06.2016г. значилось 196 лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилье до 01.12.2014г., то есть до заключения с Борченко М.В. первичного договора социального найма. При этом очерёдность постановки на учёт граждан, согласно представленным спискам, начинается с 1980 года. Также материалами проверки УФСБ по Амурской области установлено, что Борченко М.В., на момент заключения спорных договоров, имея в собственности долю в праве общей собственности на квартиру по <адрес>, состоял также в зарегистрированном браке с БСВ, имеющей в собственности жилое помещение, расположенное по <адрес>, то есть являлся как сособственником жилого помещения, так и членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем Борченко М.В. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых в порядке ст. 51 ЖК РФ по договору социального найма, быть не мог и к категории граждан, которым жилые помещения могут быть предоставлены в порядке ст. 57 ЖК РФ, не относился.
Также суд полагает установленным, что Борченко М.В. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ей имущества, в орган местного самоуправления не обращался, и решения по данному вопросу администрацией Поярковского сельсовета не принималось.
Ответчиком Борченко М.В. в судебном заседании указанные факты не оспаривались.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Поярковского сельсовета с Борченко М.В. договоры социального найма от 01.12.2014 г. и от 01.07.2015 г. были заключены в отсутствие правовых оснований, предусмотренных нормами Жилищного кодекса РФ, следовательно, данные договоры, и последующие сделки, носящие безвозмездный характер, а именно договор безвозмездной передачи комнаты в собственность Борченко М.В. от 03.09.2015 №159 и договор дарения от 12.04.2016г., заключенный между Борченко М.В. и БВЕ, являются недействительными.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п. 23 постановления Пленума от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» требования о признании недействительным договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
В силу ст. 168 ГПК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. За исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 168 ГК РФ или иным законом, сделка. нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ч. 2 ст. 167 ГПК РФ).
Поскольку судом установлено, что с Борченко М.В. были заключены договоры социального найма в отсутствие правовых оснований, следовательно, как спорные договоры социального найма от 01.12.2014 №13 и от 01.07.2015 №10, так и заключённые впоследствии договоры передачи жилого помещения в собственность граждан от 03.09.2015 № 159, а также дарения от 12.04.2016 года, являются недействительными сделками.
В судебном заседании также было установлено, что действующий собственник жилого помещения – комнаты № по <адрес>, является отец ответчика Борченко М.В. - БВЕ, который согласно актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам наследственного дела №, заведённого к имуществу БВЕ, представленным по состоянию на 18.08.2017г., единственным наследником, заявившим о своих правах на наследство БВЕ, в частности по праву представления, является внук наследодателя НБВ Свидетельство о праве на наследство по закону на жилое помещение – комнату № по <адрес>, нотариусом Михайловского нотариального округа не выдавалось.
Поскольку недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и она недействительна с момента её совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), учитывая, что сделки предшествующие заключению договора дарения от 12.04.2016г., на основании которого была осуществлена государственная регистрация права собственности БВЕ на вышеуказанное жилое помещение, как и сам договор дарения, признаны судом недействительными, следовательно, право собственности БВЕ в отношении комнаты № по <адрес>, подлежит прекращению с исключением из ЕГРН соответствующих сведений, а жилое помещение по <адрес>.5 <адрес>, подлежит возврату в собственность муниципального образования Поярковский сельсовет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения администрацией Пояркового сельсовета требований законодательства при осуществлению полномочий по распоряжению объектами муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 23 постановления пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с настоящим гражданским иском.
Судом также учитывается признание иска ответчиком – Борченко М.В., которое суд полагает возможным принять, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
При этом, доводы ответчика Борченко М.В. о добросовестности приобретения с его стороны спорного жилого помещения, приведения его в пригодное для проживания состояние, как и предоставленные администрацией Поярковского сельсовета в материалы дела письменные отказы отдельных лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Поярковского сельсовета, от предложенных жилых помещений в <адрес>, имеющего статус «неблагополучного дома по типу общежития», не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в судебном заседании было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчику Борченко М.В. жилого помещения на условиях социального найма из муниципального жилищного фонда.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> совершения регистрационных действий в отношении спорного жилого помещения, принятые на основании определения суда от 07 июня 2017 года в ходе рассмотрения настоящего дела, в силу ч.3 ст. 144 ГПК РФ сохраняют своё действие до исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах муниципального образования Поярковский сельсовет, – удовлетворить.
Признать договор социального найма жилого помещения № 13, заключённый 01 декабря 2014 года между администрацией Поярковского сельсовета в лице главы Поярковского сельсовета МЕВ и Борченко БМВ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, недействительной сделкой.
Признать договор социального найма жилого помещения № 10, заключённый 01 июля 2015 года между администрацией Поярковского сельсовета в лице главы Поярковского сельсовета МЕВ и БМВ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, недействительной сделкой.
Признать договор передачи жилого помещения в собственность граждан № 159, заключённый 03 сентября 2015 года между администрацией Поярковского сельсовета в лице главы Поярковского сельсовета МЕВ и Борченко БМВ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.5, недействительной сделкой.
Признать договор дарения комнаты, заключённый ДД.ММ.ГГГГ между Борченко БМВ и БВЕ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.5, недействительной сделкой.
Применить последствия недействительности данных сделок, возвратив стороны в первоначальное положение, а именно прекратив право собственности БВЕ на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>.5, с исключением из ЕГРН сведений о зарегистрированном праве собственности БВЕ в отношении указанного объекта недвижимости, возникшего на основании договора дарения от 12.04.2016 года (№ гос. регистрации № от 26.04.2016г.), и возвратив жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.5, в собственность муниципального образования Поярковский сельсовет.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2017 года.