Дело №
УИД №RS0№-54
РЕШЕНИЕ
<адрес> 4 августа 2021 года
Ступинский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Изомин» ФИО1 Валериевича на постановление начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № генеральный директор ООО «Изомин» ФИО1 привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Изомин» ФИО1 обратился в Ступинский городской суд <адрес> с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения.
Генеральный директор ООО «Изомин» ФИО1, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; о причинах неявки суд не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, проверив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями ст. 1 названного Федерального закона резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами – не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 настоящей статьи.
Статьёй 6 указанного Федерального закона установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьёй 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчеты по выплате работодателем – резидентом работнику – нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 вышеприведённого Федерального закона перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку отношения по выплате физическим лицам – нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с платёжной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ за расчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из кассы ООО «Изомин» в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам – нерезидентам, имеющим открытые расчётные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 33250 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: ФИО4, дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО5 Е., дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» 06.0.2015 года, сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО6, дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, « Газпромбанк» (АО), филиал в г. Н-Уренгое -23.12.2015сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО7, дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО8 дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО9, дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, сумма выплаты 4 750 рублей; ФИО10, дата открытия счёта в ПАО Банк «Возрождение» ДД.ММ.ГГГГ, сумма выплаты 4 750 рублей
Подтверждением в получении денежных средств наличным платежом служат подписи указанных работников-нерезидентов в платёжной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ за расчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководителем ООО «Изомин», подписавшим указанную платёжную ведомость о выплате физическим лицам – нерезидентам наличных денежных средств из кассы этого общества, является генеральный директор ФИО1
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Изомин» ФИО1 протокола об административном правонарушении, а также последующего вынесения постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 как руководитель юридического лица признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Изомин» ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ №; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Изомин»; сообщениями ОМВД России по городскому округу <адрес> о пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации; трудовыми договорами, заключенными ООО «Изомин» с ФИО4,ФИО11, ФИО6,ФИО7,ФИО12, ФИО13, ФИО10; табелями учёта рабочего времени ООО «Изомин»; расходным кассовым ордером ООО «Изомин» № от ДД.ММ.ГГГГ; платёжными ведомостями ООО «Изомин».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, вышеуказанные действия генерального директора ООО «Изомин» ФИО1, не принявшего все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Утверждения заявителя о наличии правовых оснований для применения по настоящему делу положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное ФИО1 правонарушение посягает на отношения, объектом которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства РФ представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным, поэтому отсутствие наступления последствий и вреда, само по себе не свидетельствует о малозначительности данного правонарушения.
С учётом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО «Изомин» ФИО1 в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, данных о личности виновного.
Назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст.ст. 29.7 и 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица о фактических обстоятельствах дела.
Материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого постановления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Изомин» ФИО1 Валериевича оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Изомин» ФИО1 Валериевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд <адрес> в течение десяти дней.
судья ФИО2