Дело № 2-224/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2014 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре К.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Осинского района Пермского края Селивановой Л.И., истца В.,
представителя ответчика Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития Пермского края, по доверенности Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края в интересах В. к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития Пермского края о предоставлении жилого помещения, третьи лица по делу - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края,
установил:
Прокурор Осинского района Пермского края в интересах В. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития Пермского края о предоставлении В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением В. дата1994 года рождения, прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что В. дата1994 г. рождения является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители Е. и Н. решением Осинского районного суда Пермской области от 10.06.1999 г. г. лишены родительских прав.
По постановлению главы администрации Осинского муниципального района Пермской области от 30.03.2005 г. № над В. была установлена опека. Жилое помещение за ним не закреплялось.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 121 Семейного Кодекса РФ В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
В. не имеет в собственности, либо по договору социального найма жилого помещения.
В. с 29.04.2010 г. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, но в установленном порядке жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Согласно уведомления МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края В. по решению жилищной комиссии по включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по Осинскому муниципальному району № от 07.06.2013 г. (учетное дело № 18) включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствие со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.
На основании ст.4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством.
Согласно п.1 ст.8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются, указанным лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, а также в случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 7 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствие со ст. 5, п. 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч. 3 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствие с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в ред. от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Частью 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК (в ред. от 14.12.2012 г.) «О специализированном жилищном фонде Пермского края» установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Частью 2 ст. 8.1. данного Закона установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде, жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствие с пунктами 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.20l3 г. № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствие с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образования Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского, ближайшего к месту жительства.
Исходя из пунктов 2.1.,2.2. Порядка предоставления детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п, Министерство социального развития Пермского края в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства.
Гражданин с представителями территориального органа, краевого бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» производят осмотр предложенного жилого помещения.
При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения территориальные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина.
В соответствие с пунктом 2.3. указанного выше Порядка Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 10 рабочих дней в отношении граждан, право у которых наступило в соответствие с частью 3 ст. 6 Закона Пермского края от 29.12.2004 г. № 1939-419:
проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений;
направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края, с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина.
Учреждение (наймодатель) на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список с прилагаемой копией письменного согласия гражданина, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список жилых помещений, оформляется приказом Учреждения.
Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения.
Таким образом, краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Правительство Пермского края, МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязаны предоставить В. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерацией и законодательством Пермского края общей площадью не менее 33-х квадратных метров.
Бездействием ответчиков нарушено право В. на предоставление ему специализированного жилого помещения.
В соответствие с ч.1 ст.45 ГПК РФ, при выявлении нарушений прав гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту его интересов. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод, в том числе в сфере обеспечения прав на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах.
В. обратилась в прокуратуру Осинского района с заявлением о защите его прав на жилище в судебном порядке.
В этой связи прокурор реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № Министерства социального развития Пермского края предоставить В. по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям; определить место жительства В. в г. Оса Пермского края.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец В. пояснил, что жилым помещением не обеспечен, поддерживает исковые требования прокурора в его интересах в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От них в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Указанное ходатайство судом удовлетворено, суд рассмотрел дело в их отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Представитель ответчика - Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило. В связи с чем, суд признает причины не явки представителя ответчика не уважительным и в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Ранее представителем ответчика - Правительство Пермского края, в суд были представлены письменные возражения по иску, в которых указано, что с исковыми требованиями прокурора Правительство Пермского края не согласны в полном объеме, по следующим основаниям.
Законом Пермского края от 14.12.12 г. № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 147-ПК) внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01 марта 2013 г. № 92-п» (далее - Учреждение, Порядок), осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением от 09.09.2013 г. и Порядком краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Таким образом, Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка.
Считают, что истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило ее права.
На основании вышеизложенного считают, что привлечение Правительства в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, т.к. действиями и решениями Правительства права истца не нарушены.
На основании изложенного просят отказать Прокурору Осинского района Пермского края в интересах В. в удовлетворении заявленных требований к Правительству в полном объеме.(л.д.30-32).
Представитель ответчика - Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития Пермского края, по доверенности Д., указал, что разрешение иска по существу оставляет на усмотрение суда, так как считает, что МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно законодательства не обладает полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанными полномочиями обладает Правительство Пермского края и Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», которые и являются надлежащими ответчиками по делу. МТУ № согласно законодательства Пермского края обязано лишь вести списки таких лиц. При этом в отношении В. МТУ № указанная обязанность была исполнена еще до подачи данного искового заявления в суд. В. включен в соответствующий список. Кроме того, в собственности у МТУ № никаких жилых помещений, которые могли бы предоставляться по договорам найма не имеется, полномочиями по заключению таких договоров МТУ № также не обладает. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края №1194 они лишь содействуют в заключении таких договоров.
На основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края,
Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д.23), о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило. В связи с чем, суд признает причины не явки представителя третьего лица не уважительной и в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Представители третьих лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились. От них в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Указанные ходатайства судом удовлетворены, суд рассмотрел дело в их отсутствие, о чем судом вынесено соответствующее определение.
От представителя третьего лица - Министерства социального развития Пермского края, ранее в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что согласно решению Жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по Осинскому муниципальному району № от 07 июня 2013 г. (учетное дело №) В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 6.6 ч. 6 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список.
Согласно п. 3.4 Постановления Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107- п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление В. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. З ст. 17 Конституции РФ.
В исковом заявлении прокурор просит определить место жительства В. в г. Оса. Однако какие либо доказательства этого факта в исковом заявлении отсутствуют.
Установление факта проживания на территории г. Оса для получения жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей считается некорректным, так как ни в одном нормативном акте не указано, что данное обстоятельство является необходимым для получения жилого помещения.
Установление факта проживания на территории г. Оса не дает оснований для получения жилого помещения именно в г. Оса. Сам по себе факт проживания в г. Оса не лишает возможности получения жилья по специализированному жилищному фонду на территории Пермского края и не нарушает права истца.
В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов, или невозможность восстановления утраченных документов.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявителем, в нарушение названных процессуальных норм, не предоставлено допустимых и достаточных доказательств, позволяющих с достоверностью установить факт его проживания в г. Оса.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории.
Ограничение по предоставлению жилого помещения В. на территории г. Оса не основано на действующем законодательстве.
Таким образом, считают, что требования прокурора о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании не подлежат удовлетворению, так как формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего Пермского края, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35, п. 5 ст. 167 ГПК РФ, просят в удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края в интересах В. отказать в полном объеме.
От представителя третьего лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ранее в суд поступило заявление, в котором указано, что с исковыми требованиями прокурора не согласны в полном объеме, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, однако логического обоснования своей позиции данные письменные возражения не содержат, так как представлены не в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, истца В., представителя ответчика МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края Д., изучив письменные возражения представителя ответчика - Правительства Пермского края, представителя третьего лица - Министерства социального развития Пермского края, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец В. обратился к прокурору с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.7), в связи с чем, прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах В. (л.д.3-6).
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1)лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК предусмотрено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с п.3.4. постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. Задание должно содержать: информацию о пространственно-территориальном размещении объектов специализированного жилищного фонда для детей-сирот.
В судебном заседании установлено, истец родился дата1994 г. (л.д.16), то есть на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: мать - Е. и отец - Н., решением Осинского районного суда Пермской области от 10.06.1999 г. лишены родительских прав в отношении сына, В. и других детей (л.д.11-13).
Установлено, что Постановлением главы администрации Осинского района Пермской области № от 30.03.2005 г. над В. была установлена опека. Истец был передан на воспитание в приемную семью С. (л.д.17). Жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В. до настоящего времени не обеспечен.
Объективно установлено (л.д. 18), что за В. какие-либо жилые помещения не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений у него нет, что подтверждается соответствующими сведениями регистрирующих органов, в связи с чем, истец поставлен в очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением МТУ № Министерства социального развития Пермского края (протокол № от 07.06.2013 г.), включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.8-10).
Поскольку на дату разрешения спора В. не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, 18-летнего возраста достиг, то требование прокурора о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению.
Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м., само жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и находиться, исходя из места постановки В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, применительно к положениям о Порядке формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, в границах Осинского муниципального района Пермского края.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
При этом суд учитывает, что в соответствии с названными Постановлением от 09.09.2013 г. и Порядком, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития Пермского края, а именно МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края указанная обязанность в отношении В. исполнена в полном объеме 07.06.2013 г.
Следовательно, довод Правительства Пермского края о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, является необоснованным.
Между тем, на основании вышеизложенного также следует, что МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края и Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» являются по делу не надлежащими ответчиками, в связи с чем исковые требования прокурора к ним удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края в интересах В. к Правительству Пермского края удовлетворить в полном объеме.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить В. в границах Осинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края в интересах В. к Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству» и Межрайонному территориальному управлению № Министерства социального развития Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2014 года.
Председательствующий - В.С. Полыгалов