Дело № 2-442/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2014 года г. Очёр
Очёрский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Носовой В.Н.,
с участием прокурора Кузнецовой Е.А.,
представителя ответчика Администрации Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Азанов П.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, находящихся на территории поселения,
установил:
прокурор Очерского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, находящихся на территории Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края.
В судебном заседании прокурор Кузнецова Е.А. требования поддержала.
Представитель администрации Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края Азанов П.Т. с требованиями прокурора не согласился, так как в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 (ред. от 21.08.2014) "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался", обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пп. 8, 23, 24, 26 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Статьями 34, 39 от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что размещение, строительство, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, применения наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
В силу ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Установленные вышеуказанными нормами законодательства меры по безопасности гидротехнических сооружений, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации не могут быть реализованы по причине неопределенности их балансовой принадлежности, не исключающих возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Статьей 19 названного Федерального закона предусмотрено, что нарушениями законодательства "О безопасности гидротехнических сооружений" являются нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации и др.
Судом установлено что прокуратурой Очерекого района проведена проверка соблюдения законодательства о порядке обращения в собственность поселения бесхозяйного имущества администрацией Павловского городского поселения Очерского муниципального района пермского края.
По результатам проверки установлено, что администрацией Павловского городского поселения длительное время не исполняется обязанность по постановке на учет и дальнейшему обращению в собственность поселения бесхозяйных недвижимых вещей - гидротехнических сооружений на территории Павловского городского поселения.
По представленной информации администрации Очерского муниципального района, из гидротехнических сооружений, расположенных на территории Павловского городского поселения - ГТС № 26 «Верхний» в д. Нижняя Талица на р. Талица; ГТС № 28 в д. Ромаши, не имеют собственников /л.д.6/.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственнике указанных объектов /л.д.5/.
Также в материалах гражданского дела представлены документы, что указанные ГТС № 26 и № 28 не числятся в реестре муниципальной собственности и сведения о них в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных вещей урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580. В соответствии с п. п. 4, 5 которого на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
До настоящего момента должностными лицами администрации Павловского городского поселения не предприняты меры по постановке данного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что нарушает интересы самого муниципального образования, так как без постановки данного имущества на учет как бесхозяйного и дальнейшей регистрации права собственности поселения на данное имущество, невозможно осуществление правомочий собственника в отношении указанного имущества, соответственно возможна его утрата или приведение в негодность.
Также бездействие администрации поселения нарушает права неограниченного круга лиц, осуществляющих пользование водными объектами, на которых расположены указанные ГТС, приведение в негодность ГТС повлечет прекращение существования данных водных объектов, что также угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в д. Нижняя Талица, д. Ромаши, создает угрозу причинения вреда их имуществу
Кроме того, бездействием ответчика нарушаются интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, поскольку эксплуатация гидротехнического сооружения без учета установленных требований в области обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения может привести к размыву плотины и затоплению заселенных территорий.
Удовлетворяя исковые требования, суд считает, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, в связи с чем, возлагает обязанность на Администрацию Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края по постановке указанных объектов ГТС на учет.
В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Объект не состоит на кадастровом учете
Учитывая, что объекты недвижимости на день рассмотрения гражданского дела на кадастровом учете не состоят, суд считает, что разумным сроком по постановке данных сооружений на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества является срок три месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлениями о постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений расположенных на территории Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края - ГТС № 26 «Верхний» в д. Нижняя Талица на р. Талица; ГТС № 28 в д. Ромаши.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Кляусова