Судья Фаустова Г.А. Дело № 33-21437/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2019 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Зинкиной И.В.
судей Мельник Н.И., Васильева С.А.
при секретаре Макаренко З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2943/2019 по иску Шалаевой Натальи Сергеевны к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области о признании незаконным протокола заседания комиссии об отказе по предоставлению единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента обращения, по апелляционной жалобе Шалаевой Натальи Сергеевны на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 октября 2019г.
Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия
установила:
Шалаева Н.С. обратилась с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области (далее ГУ МВД России по РО - ответчик) о признании незаконным протокола заседания комиссии об отказе по предоставлению единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента обращения.
В обоснование иска указала, что с 2002 проходила службу в органах внутренних дел, являясь капитаном полиции в должности старшего инспектора по исполнению административного законодательства ОГИБДД ОМВД России по Аксайскому району. Состав семьи истца три человека: она, дочь Ш.В.О., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, сын Ш.В.О., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
С 17 марта 2006 года - по 14 августа 2012 года истец вместе с детьми была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Собственником указанного жилого дома общей площадью 267 кв.м, являлась мать истца Я.Е.В. В указанном жилом доме кроме них были зарегистрированы и проживали еще три человека: мать Я.Е.В., отец Я.С,А. и брат Я.О.С. Указанный жилой дом являлся стройвариантом, не отвечал установленным для жилых помещений нормам.
14 августа 2012 года на основании личного заявления истец, вместе с детьми, снялись с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу и стали проживать, зарегистрировавшись по другому адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН жилом доме общей площадью 92,3 кв.м., где проживают и зарегистрированы еще три человека: собственник дома Р.А.П., Р.С.Н., Р.Е.А.
28.09.2012 истец обратилась с заявлением в Комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по РО, приложив для этого все необходимые документы. Распоряжением ГУ МВД России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец принята на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек: Шалаева Н.С., дочь Ш.В.О., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, сын Ш.В.О., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам ГУ МВД России по РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.05.2019г. истец была снята (исключена) с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В действиях истца Комиссия усмотрела искусственно созданную нуждаемость в жилье, с отсутствием у истца права на получение выплаты в связи с постановкой на учет при наличии жилого помещения более 15 кв.м.
На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам ГУ МВД России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23 мая 2019г. о снятии (исключении) сотрудников с учета очередников, обязании ГУ МВД России по Ростовской области поставить ее на учет на получение единовременной социальной выплаты с момента обращения - с 08 августа 2012 года.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 10 октября 2019 г., исковые требования Шалаевой Н.С. – оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шалаева Н.С., просит решение суда отменить в полном объеме, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение, которым полностью удовлетворить ее требования. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права и неверно оценил доказательства по делу, что явилось основанием для вынесения незаконного решения.
Проверив материалы дела, выслушав Шалаеву Н.С., представителя ГУ МВД РФ – Хочхарьян С.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил их того, что согласно выписки из протокола заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 23.05.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Шалаева Н.С. с семьей в составе 3-х человек правомерно снята с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку ее действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом доме, в которой она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью более 15 кв.м., привели к ухудшению ее жилищных условий и искусственному созданию условий для получения социальной выплаты.
По мнению суда, комиссия по предоставлению единовременной выплаты в пределах своих полномочий установила отсутствие нуждаемости истца и членов ее семьи в обеспечении жилой площадью, решение об отказе в предоставлении истцу субсидии является законным, соответственно оснований для удовлетворения исковых требований суд первой инстанции не нашел.
С выводами суда судебная коллегия соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не находит.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Так, частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Шалаева Н.С. с 2002 проходит службу в органах внутренних дел, являясь капитаном полиции в должности старшего инспектора по исполнению административного законодательства ОГИБДД ОМВД России по Аксайскому району.
08.08.2012 года Шалаева Н.С. обратилась с заявлением в Комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МВД России по Ростовской области о принятии ее с семьей в составе 3-х человек (она, дочь, сын).
Согласно справке проверки жилищных условий от 27.07.2012г. Шалаева Н.С. её сын Ш.В.О., дочь Ш.В.О. были зарегистрированы и проживали в жилом доме общей площадью – 267 кв.м. по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где зарегистрированы и проживали ещё три человека, собственник жилого дома мать заявителя Я.Е.В., отец заявителя Я.С,А. и брат заявителя Я.О.С. Таким образом на этот период, она не являлась лицом нуждающимся в жилом помещении по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
14.08.2012 года Шалаева Н.С. снята с регистрационного учета в жилом доме, принадлежащем ее матери, и зарегистрирована с дочерью Ш.В.О. и сыном Ш.В.О. в жилом доме площадью - 92,3 кв.м., по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где проживают и зарегистрированы ещё три человека (с 10.03.2006) собственник жилого дома Р.А.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, (с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) Р.С.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, (с 19.10.2007) Р.Е.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Р.А.П. в родственных отношениях с Шалаевой Н.С. не состоит, что подтверждается справкой от 15.07.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Таким образом, она совершила намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Однако она была принята на учёт для получения единовременной социальной выплаты распоряжением ГУ МВД России по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.09.2012 (протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заседания Комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД России по Ростовской области) с семьёй в составе 3-х человек (она, дочь Ш.В.О., сын Ш.В.О.).
Согласно выписки из протокола заседания Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от 23.05.2019г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Шалаева Н.С. с семьей в составе 3-х человек снята с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку ее действия по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом доме, в которой она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью более 15 кв.м., привели к ухудшению ее жилищных условий и искусственному созданию условий для получения социальной выплаты.
Таким образом, комиссия по предоставлению единовременной выплаты в пределах своих полномочий установила отсутствие нуждаемости истца и членов его семьи в обеспечении жилой площадью, решение о снятии ее с учета является законным и обоснованным, и соответственно оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 октября 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шалаевой Натальи Сергеевны - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 23 декабря 2019г.
Председательствующий
Судьи