Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-22/2022 от 20.01.2022

Дело № 12-22/2022

24RS0008-01-2022-000046-03

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 марта 2022 года                            пгт. Большая Мурта    

Судья Большемуртинского районного суда Красноярского края Дмитренко Л. Ю., рассмотрев административный материал по жалобе директора ООО «Стандарт» Алёхина О.В. на постановление начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Максименко И. С. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Максименко И.С. № 782-12-пст/лн от 30 декабря 2020 года ООО «Стандарт» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Согласно постановлению, ООО «Стандарт» в нарушение подпункта «а» пункта 6 Правил лесовосстановления, пункта 4 Приложения к указанным Правилам не представило в соответствии с порядком и сроками на согласование в уполномоченный орган проекты лесовосстановления на лесовосстановительные мероприятия в 2019 году, в объёмах, установленных проектом освоения лесов к договору аренды лесных участков от 20 января 2012 года № 599-з, а именно мероприятия по естественному лесовосстановлению на площади 115,2 га.

Не согласившись с принятым решением, директор ООО «Стандарт» Алёхин О.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление с просьбой его отменить, производство по делу прекратить, утверждая о незаконности возложения министерством лесного хозяйства Красноярского края на ООО «Стандарт» обязанности по осуществлению естественного лесовосстановления на площади, превышающей предусмотренную проектом освоения лесов, обращая внимание на неуказание в постановлении лесничеств, участковых лесничеств, выделов и кварталов, где должны были быть выполнены работы по лесовосстановлению.

В судебное заседание представитель министерства лесного хозяйства Красноярского края не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель ООО «Стандарт» <данные изъяты>. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, указал на согласование руководителем КГБУ «Большемуртинское лесничество» проекта естественного лесовосстановления на 2019 год, невозможность осуществления лесовосстановительных мероприятий в предусмотренных проектом освоения лесов объёмах в связи с предоставлением разрешения на изменение сроков рубки лесных насаждений, вывоза древесины, составления актов осмотра лесосек.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение участвующего в деле лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Согласно части 1, пункту 2 части 2 и части 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Воспроизводство лесов включает в себя в том числе лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, на которых указанным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

В соответствии с частями 1, 2, 5-7 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, повреждённых лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьёй 30 и частью 4.1 статьи 32 указанного Кодекса.

Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьёй 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно введённой вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ статье 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.

Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила лесовосстановения утверждены вступившим в силу с 26 мая 2019 года и действовавшим до 1 января 2021 года Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 указанных Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 3 и 4 Состава проекта лесовосстановления (раздел III Приложения 2 к Приказу) проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, за 30 дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Аналогичные положения содержатся в подпункте «а» пункта 6, пунктах 3 и 4 Состава проекта лесовосстановления (раздел III Приложения 2 к Приказу) Правил лесовосстановления, утверждённых действующим с 1 января 2021 года Приказом Минприроды России от 4 декабря 2020 года № 1014.

Обязанность проведения лесовосстановительных мероприятий на основании проекта лесовосстановления, указания мест планирования проведения естественного лесовосстановления в проектах освоения лесов предусмотрены Правилами лесовосстановления, утверждёнными действовавшим до 26 мая 2019 года Приказом Минприроды России от 29 июня 2016 года № 375.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 части 1 которой к таким целям отнесена заготовка древесины.

Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

По смыслу положений указанных норм, органом государственной власти и органом местного самоуправления, в который подлежит направлению для согласования проект лесовосстановления лицом, на которое в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, следует считать орган, в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации наделённым полномочиями по предоставлению лесных участков, на которых должны быть проведены работы по лесовосстановлению.

В рассматриваемом деле таким органом является министерство лесного хозяйства Красноярского края.

При этом приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 22 июля 2019 года № 86-1165-од утверждена форма проекта лесовосстановления (естественного лесовосстановления) на 2019 год, в соответствии с которой (приложения № 1 к приказу) правами согласования проектов лесовосстановления наделены руководители краевых государственных бюджетных учреждений - лесничеств.

Анализ приведённых норм позволяет прийти к выводу о том, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных по договору их аренды, обязано осуществлять работы, в том числе по естественному лесовосстановению на основании подлежащего представлению в уполномоченный орган и согласованию в установленном этим органом порядке проекта лесовосстановления на календарный год.

Действующим законодательством, в том числе актами министерства лесного хозяйства Красноярского края не предусмотрено представление в уполномоченный орган в течение календарного года нескольких проектов естественного лесовосстановления на проведение лесовосстановительных мероприятий на каждый лесной участок, на котором такие мероприятия должны проводиться.

Вопреки выводам вынесшего обжалованное постановление должностного лица обязанность по представлению на согласование в уполномоченный орган проекта лесовосстановления на подлежавшие выполнению в 2019 году мероприятия по лесовосстановлению ООО «Стандарт» была выполнена, что подтверждается представленным в дело согласованным в августе 2019 года руководителем КГБУ «Большемуртинское лесничество» проектом лесовосстановления (естественного лесовосстановления) на 2019 год, представление и содержание которого никем не оспорены.

При этом предусмотренные этим проектом лесовосстановительные мероприятия были выполнены, что следует из представленных актов по воспроизводству лесов (т. 1 л.д. 159-180), данные которых соответствуют данным обжалованного постановления.

По смыслу приведённых положений Лесного кодекса Российской Федерации не имеется оснований полагать, что ООО «Стандарт» может быть привлечено к ответственности за невыполнение лесовосстановительных мероприятий, которые не были предусмотрены согласованным в установленном порядке проектом лесовосстановления, данных о внесении в который изменений, которые были бы доведены до ООО «Стандарт» материалы дела не содержат. То обстоятельство, что согласованный проект лесовосстановления предусматривает меньший, чем предусмотрен проектом освоения лесов, объём лесовосстановительных мероприятий, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку согласование проекта лесовосстановления предполагает учёт согласовывающим лицом фактической возможности выполнения лесовосстановительных мероприятий, предусмотренных в том числе и проектом освоения лесов.

При таких обстоятельствах следует признать, что в деянии ООО «Стандарт», представившего на согласование проект лесовосстановления на 2019 год, выполнившего все предусмотренные этим проектом, согласованным в установленном министерством лесного хозяйства Красноярского края порядке, лесовосстановительные мероприятия, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Максименко И. С. № 782-12-пст/лн от 30 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Большемуртинский районный суд со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                Л.Ю. Дмитренко

12-22/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Стандарт"
Суд
Большемуртинский районный суд Красноярского края
Судья
Дмитренко Леонид Юрьевич
Статьи

ст.8.27 КоАП РФ

Дело на странице суда
murta--krk.sudrf.ru
20.01.2022Материалы переданы в производство судье
17.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее