Судья: Курочкина М.А. Дело № 33а-5023/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам
Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Цыцаркиной С.И., Вердияна Г.В.,
при секретаре Кехтер А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2021 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 20 августа 2020 года по делу по административному исковому заявлению Бойковой Е. В. к Администрации городского округа Домодедово о признании Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуально жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
установила:
Бойкова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Домодедово о признании Уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуально жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 05.03.2020 года № <данные изъяты> и письма от 14.04.2020 года, не основанными на законе, обязании выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В обоснование административных исковых требований указала, что она является сособственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Перед началом строительства работ, сособственниками земельного участка были получены все необходимые разрешения на строительство, получены все разрешительные документы. Дом построен с соблюдением норм СНиП, однако, Администрацией городского округа <данные изъяты>, в лице заместителя главы Администрации Горбунова А.А., отказано в приеме уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием на то, что построенный объект капитального строительства имеет признаки блокированной жилой застройки.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 20 августа 2020 года заявленные административным истцом требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Домодедово Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на обстоятельства того, что сособственниками по ? доли земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010226:28, расположенного по адресу: <данные изъяты> являются Бойкова Е.В. и Рожкова О.В.. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Из поэтажного плана расположенного на нем здания усматривается, что объект капитального строительства состоит из двух блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, второй этаж имеет общую стену без проемов с соседним блоком, имеет отдельные входы на территорию общего пользования, исходя из чего можно сделать вывод о том, что данное строение имеет признаки жилого дома блокированной застройки. Полагает, что в случае принятия Администрацией положительного решения, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> будет использоваться не в соответствии с зонированием территорий и с нарушением норм действующего законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Бойкова Е.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Домодедово Московской области, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явился. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 312+\-6,16 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», имеющий вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», принадлежит на праве общей долевой собственности Бойковой Е.В. и Рожковой О.В. по ? доли у каждой.
24.05.2019 года Бойкова Е.В., в том числе действуя от имени Рожковой О.В. по доверенности, обратилась к административному ответчику с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Администрацией городского округа Домодедово Московской области 28.05.2019 года административному истцу выдано Уведомление №1053 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 52-53).
В связи с указанием в вышеуказанном Уведомлении №1053 от 28.05.2019 года на наличие ограничений использования земельного участка, Бойковой Е.В. получены также необходимые согласования Начальника Федерального агентства воздушного транспорта (л.д. 101), а также Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д. 102).
Решением Управления строительства и городской инфраструктуры Администрации городского округа <данные изъяты> о присвоении/аннулировании адреса от <данные изъяты> <данные изъяты>, объекту индивидуального жилищного строительства, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 312 кв. м, по адресу: <данные изъяты>, присвоен адрес: <данные изъяты>, г.о. Домодедово, <данные изъяты>, микрорайон Северный, <данные изъяты> (л.д.114).
Соглашением от <данные изъяты> Бойковой Е.В. и Рожковой О.В. определено, что доля каждого сособственника в созданном объекте капитального строительства, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0010226:28 по адресу: <данные изъяты>, составляет ? доля в праве (л.д. 12).
После окончания строительства объекта капитального строительства, <данные изъяты> административный истец обратился к административному ответчику с Уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
<данные изъяты> Администрацией городского округа <данные изъяты> истцу выдано Уведомление №Р<данные изъяты> о несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуально жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, мотивированное тем, что объект капитального строительства имеет признаки блокированной жилой застройки (л.д. 58).
<данные изъяты> в ответ на обращение административного истца на Бойковой Е.В. Администрацией городского округа <данные изъяты> направлено письмо <данные изъяты>ТЛП-9, содержащее аналогичную причину отказа (л.д. 29).
Разрешения требования административного истца и удовлетворяя их в части оспаривания уведомления о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также письма административного ответчика, содержащего отказ в выдаче уведомления о соответствии, суд первой инстанции исходил из того, что для вынесения оспариваемого уведомления послужили основания, не связанные с несоответствием параметров построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренным частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции ввиду следующих обстоятельств.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
По смыслу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу положений статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 17Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 04.08.2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
По смыслу положений Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения об объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии счастью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ).
Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области №1-4/865 от 28.12.2017 года утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа Домодедово Московской области.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 вышеуказанных Правил, органы местного самоуправления городского округа наделяются государственными полномочия по направлению уведомлений о соответствии или несоотвествии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа.
Как следует из материалов дела, при обращении в Администрацию городского округа Домодедово Московской области Бойковой Е.В. вместе с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от <данные изъяты>, содержащим схематичное изображение планируемого к строительству объекта, представлен чертеж здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а также чертеж контура объекта недвижимости (л.д. 54-55).
Как уже указывалось выше, в ответ на вышеназванное Уведомление о планируемом строительстве административному истцу 28.05.2019 года было выдано Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В материалах дела имеется подготовленный кадастровым инженером технический план здания, составленный на основании декларации об объекте недвижимости. При этом схема, представляющая поэтажный план здания, являющаяся приложением к техническому плану, идентична схеме, представляющей собой чертеж здания, представленной административным истцом вместе с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 24.05.2019 года и являющейся предметом проверки административным ответчиком при принятии Уведомления о соответствии параметров объекта планируемого к строительству от 28.05.2019 года №1053 (л.д. 93-96).
Кроме того, при присвоении адреса объекту недвижимости 03.06.2019 года в своем решении №2632 административный ответчик указывает назначение (наименование) здания «объект индивидуального жилищного строительства».
Частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Администрацией городского округа Домодедово Московской области не представлено доказательств того, что уведомление об окончании строительства не подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства. Кроме того, не представлено доказательств того, что возведенный объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, не отвечает целевому назначению земельного участка, на котором расположено возведенное здание.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что нарушений требований Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Домодедово Московской области, а также нарушений требования к отступам от границ со смежными земельными участками не допущено.
Исходя из заключения кадастрового инженера, из которого следует, что возведенное строение является индивидуальным жилым домом (л.д. 92), назначение возведенного объекта недвижимости соответствует виду разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство».
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований Бойковой Е.В., поскольку доказательств, опровергающих изложенные выше выводы ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции административным ответчиком представлено не было.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку по смыслу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства, суд не может подменять иные органы власти и выполнять их функции, а также предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявлений (уведомлений).
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции правильно пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию городского округа Домодедово Московской области обязанности повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 20.02.2020 года, поданного Бойковой Е.В..
Таким образом, у судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в суде первой инстанций, которым в оспариваемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по материалам административного дела также не установлены. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в судебном акте, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи