Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-511/2020 (2-4844/2019;) ~ М-4508/2019 от 29.10.2019

Дело № 2-511/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего Малиновской И.Э.

при секретаре Арбузовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Оксаны Валерьевны к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о признании незаконными: заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,

у с т а н о в и л:

Петрова О.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о признании незаконным заключения служебной проверки комиссии Главного управления МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также оспаривании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности», которым к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. Свои требования мотивируя тем, что на основании приказа Главного управления МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении служебной проверки» в период с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении истца была проведена служебная проверка. Основанием для проведения проверки послужил установленный факт нарушения организационно-штатной дисциплины, выявленный ДД.ММ.ГГГГ, а именно пожарный отдельного поста <данные изъяты> пожарно-спасательной части <данные изъяты> К выполнял функции не связанные с исполнением обязанностей по должности, учет рабочего времени не велся, начисление заработной платы сотрудниками (работниками) финансового отделения осуществлялось без проверки табелей учета служебного (рабочего) времени. За период с ДД.ММ.ГГГГ К, без фактического учета его рабочего времени, за фактическое неисполнение обязанностей по должности <данные изъяты> осуществлялась выплата заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат по должности <данные изъяты> в сумме 211 810 руб. 20 коп. и единый социальный налог, выплаченный за К в размере 72 816 руб. 13 коп. Считает привлечение к дисциплинарной ответственности произведено с грубейшим нарушением действующего законодательства, при проведении служебной проверки факты и обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка, а также его вина в совершении проступка объективно и всесторонне не установлены; также в отношении истца применено одно из самых строгих дисциплинарных взысканий, однако в заключении служебной проверки отсутствует информация, подтверждающая соразмерность примененного к истцу дисциплинарного взыскания тяжести вменяемого проступка, при этом не учтено, что дисциплинарных взысканий истец ранее не имела. Также в заключении служебной проверки сделан вывод о наличии в действиях истца признаков уголовного преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты> УК РФ. С данным выводом истец не согласен, так как в заключении служебной проверки описание вменяемого ей уголовного преступления отсутствует, признаки его не указаны.

Петрова О.В. и ее представитель Угланов К.В. в судебном заседании иск поддержали по основаниям, приведенным выше и изложенным в иске.

Представитель ГУ МЧС России по Смоленской области Цыбанина Е.И. в удовлетворении иска просила отказать, указав, что доводы истца об отсутствии в ее действиях дисциплинарного проступка опровергаются заключением и материалами служебной проверки, все обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка объективно и всесторонне установлены, выводы комиссии, проводившей служебную проверку, соответствуют установленным обстоятельствам совершения истцом дисциплинарного проступка. При этом сам факт начисления сотрудниками <данные изъяты>, <данные изъяты> которого является истец, и выплаты заработной платы К в отсутствие табелей учета его рабочего времени подтвержден пояснениями должностных лиц <данные изъяты> и не оспаривается самим истцом; в остальном поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. <данные изъяты>).

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы в Федеральном законе от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 141-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 далее – ФЗ № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 141-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со ст.ст. 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ФЗ № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 46 ФЗ № 141-ФЗ).

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 48 ФЗ № 141-ФЗ).

Дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 53 ФЗ № 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регламентирован приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550.

О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя (ч. 9 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ).

Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Судом установлено, что Петрова О.В. является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, в настоящее время проходит службу в <данные изъяты>, в должности <данные изъяты>.

В соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> осуществляет организацию и контроль <данные изъяты> Отряда, принимает меры по <данные изъяты>

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за нарушения <данные изъяты>, выявленные в ходе проведения служебной проверки (л.д. <данные изъяты>).

Основанием для издания приказа послужило заключение от ДД.ММ.ГГГГ составленное по результатам служебной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ, по факту нарушения организационно-штатной дисциплины, установленный <данные изъяты>.

Из заключения служебной проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной <данные изъяты> установлено нарушение организационно-штатной дисциплины, а именно пожарный отдельного поста <данные изъяты> пожарно-спасательной части <данные изъяты> К выполняет функции не связанные с исполнением обязанностей по должности, учет рабочего времени данного работника не велся, начисление заработной платы сотрудниками (работниками) <данные изъяты> осуществлялся без проверки табелей учета служебного (рабочего) времени. Контроль за действием <данные изъяты> не осуществлялся. <данные изъяты> не владели информацией на основании каких первичных документов должно осуществляться начисление заработной платы. Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ К в нарушении действующих нормативных правовых актов, вопреки интересам службы (финансирование деятельности <данные изъяты> осуществляется из федерального бюджета), без фактического учета его рабочего времени, за фактическое неисполнение обязанностей по должности <данные изъяты> осуществлялась выплата заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат по должности <данные изъяты> в сумме 211 810 руб. 20 коп. (в том числе НДФЛ – 24 805 руб.) и единый социальный налог, выплаченный за К составил 72 816 руб. 13 коп. (л.д. <данные изъяты>).

Что подтвердили, допрошенные в ходе судебного заседания свидетели: ФИО22 согласно показаний которых, Петровой О.В. были допущены нарушения организационно-штатной дисциплины, что все обстоятельства совершения последней дисциплинарного проступка объективно и всесторонне установлены, выводы комиссии, проводившей служебную проверку, соответствуют установленным обстоятельствам совершения истцом дисциплинарного проступка. При этом, сам факт начисления сотрудниками <данные изъяты> которого является Петрова О.В., и выплаты заработной платы К в отсутствие табелей учета его рабочего времени, что подтвердила свидетель ФИО24, самим истцом не оспаривается.

Указанные доказательства истец ничем не опроверг, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.

Доводы истца о ее привлечении к дисциплинарной ответственности за пределами установленного законом (ч. 7 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ) срока, также проверялись судом, однако не нашли объективного подтверждения.

Факт нарушения организационно-штатной установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Служебная проверка в отношении Петровой О.В. назначена в пределах установленного пунктом 20 Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550, – ДД.ММ.ГГГГ, о чем истец был ознакомлен в тот же день (л.д. <данные изъяты>).

Окончена проверка в отношении истца в пределах срока, установленного пунктом 17 Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550, – ДД.ММ.ГГГГ, с ознакомлением истца в тот же день (л.д. <данные изъяты>).

Приказ о привлечении Петровой О.В. к дисциплинарной ответственности издан в пределах месячного срока, установленного положениями ч. 6 ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ - ДД.ММ.ГГГГ, о чем истец также был ознакомлен в тот же день (л.д. <данные изъяты>).

Изначальное ошибочное указание в оспариваемом приказе в качестве даты проведения внеплановой проверки «ДД.ММ.ГГГГ» вместо «ДД.ММ.ГГГГ» связано с технической ошибкой, которая была впоследствии устранена путем внесения изменений в указанный приказ (л.д. <данные изъяты>), что применительно к характеру спорных правоотношений и установленным обстоятельствам не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Петровой О.В.

Довод Петровой О.В. о нарушении ответчиком при проведении служебной проверки ст. 193 ТК РФ, в части несоблюдения 2-х дневного срока на дачу объяснений, опровергается материалами служебной проверки, согласно которым истцу было предоставлено необходимое время для дачи объяснений (л.д. <данные изъяты>).

В отношении Петровой О.В. избрана не самая строгая форма из возможных дисциплинарных взысканий (в силу вышеуказанных положений законодательства также допустимы перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнение со службы в федеральной противопожарной службе).

Наличие последствий дисциплинарного проступка в виде осуществления неправомерных выплат, произведенных К, в размере более 200 000 руб. явилось одним из определяющих факторов, влияющих на выбор вида дисциплинарного взыскания, при решении о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.

При этом итоговая оценка соответствующих обстоятельств и разрешение вопроса о наличии оснований для применения мер дисциплинарного воздействия отнесены к исключительной прерогативе руководства.

Вывод комиссии, проводившей служебную проверку, о наличии в действиях Петровой О.В. признаков уголовного преступления основан на собранных в ходе проведения служебной проверки материалах, непосредственно отражен в заключении служебной проверки и явился поводом к направлению материалов служебной проверки в правоохранительные органы, что соответствует п. 9 Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550, а именно – в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения, указанная информация направляется в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд на основании собранных по делу доказательств, принимая во внимание положения служебного контракта, должностной инструкции по занимаемой истцом должности, материалы служебной проверки, приходит к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, наложенного приказом , поскольку факт нарушения организационно-штатной дисциплины подтвержден доказательствами, в том числе показаниями свидетелей ФИО22, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания, а порядок и сроки его применения, предусмотренные ст. 51 ФЗ № 141-ФЗ, ответчиком соблюдены.

Поскольку основания для удовлетворения основных требований отсутствуют, не подлежит удовлетворению и производные требования о взыскании компенсации морального вреда.

С учетом обстоятельств установленных судом, приведенных в решении выше, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем, в иске надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Петровой Оксане Валерьевне в иске к Главному управлению МЧС России по Смоленской области о признании незаконными: заключения служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Малиновская И.Э.

м.р.и.28.06.2020    

2-511/2020 (2-4844/2019;) ~ М-4508/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрова Оксана Валерьевна
Ответчики
Главное управление МЧС России по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Малиновская И.Э.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
29.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2019Передача материалов судье
01.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2019Предварительное судебное заседание
19.12.2019Предварительное судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
05.06.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Дело оформлено
30.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее