Дело № 2-721/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.,
при секретаре Киртьяновой А.С.
с участием помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Паниди О.О.
представителя ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Быкова А.С.,
представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Бодяк Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Благовещенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» о возложении обязанности оборудовать приборами учета жилой <адрес> <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») о возложении обязанности оборудовать приборами учета жилой <адрес> в <адрес>. В обоснование указал, ДД.ММ.ГГГГ между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанным жилым домом. При неисполнении собственниками жилых помещений, обязательств по установке до 01 июля 2012 г. общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанные бездействия управляющей организации противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Помимо изложенного, граждане, проживающие в МКД ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии.
В судебном заседании представитель истца Паниди О.О. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Быков А.С. в судебном заседании требования к Министерству оборону Российской Федерации не признал в полном объеме, просил суд отказать в их удовлетворении.
Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Бодяк Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что установка приборов учета является обязанностью собственников помещений многоквартирного дома, кроме того, состояние дома не позволяет установить приборы учета.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что в жилой дом по адресу: <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в них отсутствуют общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, холодного водоснабжения. На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ №-№, заключенного между Минобороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» на последнего возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанных МКД по содержанию жилого фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета, в силу части 5 названной статьи до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании ч. 1, п. 5 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
Из анализа названных правовых норм следует, что при осуществлении управления многоквартирным домом на управляющей организации лежит обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов, возлагается на управляющую компанию.
Суд усматривает нарушение ответчиком, являющимся исполнителем коммунальных услуг МКД, законных прав и интересов потребителей - жителей многоквартирных домов, которым расчет платы за электроэнергию производится по нормативам потребления, а не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, как это предусмотрено пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
В соответствии с ч. 5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 данной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту- Федеральный закон).
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из анализа вышеуказанных правовых норм в своей совокупности следует, что довод ответчика о том, что отсутствует решение общего собрания собственников на установку в МКД общедомовых приборов учета, поэтому требования заявлены необоснованно, ошибочен, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку приборов учета тепловой энергии.
Поскольку собственниками жилого дома по адресу: <адрес> не решен вопрос об установке общедомовых приборов учета, то в данном случае ответчик, являющийся управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг), обязан, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями в силу ст. 9 Федерального закона организовать работу по заключению договоров на установку общедомовых приборов учета с снабжающими организациями, что корреспондирует со ст. 9 вышеуказанного закона.
С учетом изложенного требования к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 9 Федерального закона организации осуществляющие снабжение водой, газом, тепловой энергией, электрической энергией обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившемуся к ним лицу в заключении договора по установке общедомовых приборов учета.
Вместе с тем, требования истца не направлены на понуждение ответчика осуществить договорную работу с ресурсоснабжающими организациями по установке таких счетчиков в силу закона за счет снабжающих организаций без возмещения понесенных затрат. Напротив истец просит только организовать работу по установке общедомовых приборов учета и введении их в эксплуатацию. Нормами действующего законодательство предусмотрено, что бремя на оплату расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений, а не управляющие компании с последующим возмещением затрат ресурсоснабжающим организациями, с которыми управляющими компаниями были заключены соответствующие договоры на установку общедомовых счетчиков, за счет поступивших на эти цели средств от собственников МКД. Такой позиции придерживается Верховный суд РФ (Определение № 310-ЭС14-5955 Обзор судебной практики ВС РФ от 23.12.2015).
В соответствии с представленной военным прокурором информации об оснащении объектов жилого фонда (многоквартирных домов) общедомовыми приборами учета в <адрес> по проекту отсутствует горячее водоснабжение, что также и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, в связи с чем требования подлежат удовлетворению частично в части возложения обязанности по организации установки приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Благовещенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» о возложении обязанности оборудовать приборами учета жилой <адрес> удовлетворить частично.
Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» обеспечить установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом <адрес>, обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию.
Установить срок исполнения решения суда 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровском краевом суде с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года.
Судья А.В. Руденко