Решение по делу № 2-303/2013 ~ М-187/2013 от 01.02.2013

Дело № 2-303/13г.     

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующей судьи Волковой С.Г.

при секретаре Загидуллиной Г.Ф.

рассмотрев 22 июля 2013г. в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям Прокурора г. Усинска в интересах Башлыковой Д.Е. к Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. о пригодности для проживания жилого помещения, признании жилого помещения непригодным для проживания, признании незаконным отказа Агентства РК по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения о предоставлении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, утвержденного приказом от дд.мм.гггг., предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в интересах Башлыковой Д.Е. к ответчикам о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. о пригодности для проживания жилого помещения по адресу: РК Усинский р-он ..., признании жилого помещения по адресу: РК Усинский р-он ... непригодным для проживания, признании незаконным отказа Агентства РК по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения о предоставлении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, утвержденного приказом от дд.мм.гггг., предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Усинске РК из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленного требования указывает, что Прокуратурой города Усинска на основании поступившего обращения Башлыковой Д.Е. проведена проверка, в результате которой установлено, что Башлыковой Д.Е.., дд.мм.гггг. г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как согласно свидетельств о смерти от дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг. родители Башлыковой Д.Е. умерли.

Жилой дом, закрепленный за Башлыковой Д.Е. расположенный по ... г. Усинска Республики Коми согласно акта осмотра от дд.мм.гггг. и заключению межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования (домов) на территории г. Усинска от дд.мм.гггг. признан пригодным для проживания, средний физический износ дома составил ... %, предложено выполнить капитальный ремонт. Однако указанный жилой дом неоднократно проверялся главой администрации с. Усть-Лыжа в дд.мм.гггг.., было установлено, что дом построен в дд.мм.гггг.., ремонту не подлежит, стоит на болоте, из-за чего в доме появилась плесень, гриб, пол меняется каждые ... год; рамы и пол гнилой, печь трескается.

В ходе проведения проверки прокуратурой опрошен начальник Усинского отделения филиала Ростехинвентаризация федеральное БТИ по РК которая пояснила, что дд.мм.гггг. проводилось комиссионное обследовани жилого дома по ... г. Усинска РК. По итогам визуального обследования БТИ дано заключение о ... % износа дома.

В соответствии с Методикой определения физического износа гражданских зданий, утв. Приказом по Министерству коммунального хозяйства от дд.мм.гггг. при проценте износа свыше ...% состояние объекта признается как ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих весьма ветхое.

Инвентаризация дома по ... РК в связи с отсутствием заявления собственника не проводилась. При инвентаризации процент износа описывается более точно по конструктивным элементам дома, соответственно процент износа дома может быть установлен точно только при проведении инвентаризации. Обследование жилого помещения ... г. Усинска РК от дд.мм.гггг. проводилось с нарушением федерального законодательства.

Так, согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу ш реконструкции.

В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещений жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкщ осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным Положении требованиям.

На территории муниципального образования городского округа «Усинск» для рассмотрения вопросов, связанных с правомерностью использования жилищного фонда в пределах предоставленных полномочий создана и действует межведомственная комиссия по вопросам переустройства перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск».

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

При изучении акта осмотра ... г. Усинска РК от дд.мм.гггг. и заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использованию (домов) на территории г. Усинска от дд.мм.гггг. установлено, что в нарушение п. 7 раздела 1 Положения в составе комиссии отсутствуют представители органа государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности. При этом, только должностными лицами данного органа контроля (надзора) при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям может быть дана степень соответствия санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Форма заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания не в полной мере соответствует Приложению № 1 Положения, а именно отсутствует номер заключения, название, обоснование принятого межведомственной комиссией заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, вывод о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использованию (домов) на территории г. Усинска от дд.мм.гггг..

дд.мм.гггг. Башлыковой Д.Е. обратилась в Агентство Республш Коми по социальному развитию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от дд.мм.гггг. Башлыковой Д.Е. отказано в постановке на учет качестве нуждающейся в получении жилого помещения в связи с наличием права пользования жилым помещением.

В случае признания заключения межведомственной комиссии вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений незаконным, и признания жилого помещения, расположенного по ..., непригодным для проживани отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию является несоответствующим законодательству.

В соответствии с Законом Республики Коми от дд.мм.гггг. «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Усинска Козак Г.А. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, приведенным в обоснование иска, в раннее уточенном виде: в части предоставления жилого помещения общей площадью ... кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения. Также пояснила, что после обращения в суд было обнаружено постановление главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. «О постановке на регистрационный учет для получения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором Башлыкова Д.Е.. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, в примечании указано, что жилой дом в ... не пригоден для проживания.

Истец Башлыкова Д.Е. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором г. Усинска в ее интересах требования, пояснила, что без родителей осталась с дд.мм.гггг.., кому принадлежит жилое помещение по адресу: ... ей не известно, в доме жила еще ее бабушка, в настоящее время истица проживает в доме мужа.

Представитель истца Артеева Т.В., исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Усинск» с требованиями не согласилась, пояснила, что при назначении экспертизы судом не были поставлены эксперту вопросы, представленные представителем ответчика, по поводу постановления главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. в котором Башлыковой Д.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и где указано, что жилой дом в ... не пригоден для проживания пояснить не может.

Также поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, согласно которого ... муниципальной собственностью не является, дд.мм.гггг. в адрес администрации МО ГО «Усинск» поступило заявление от Терентьева Д.В. о признании данного дома аварийным.

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологически требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Указанных оснований при рассмотрении заявления Терентьева Д.В. не возникло.

Согласно ст. 47 названного Постановления по результатам работы комиссия приняла решение о необходимости проведения капитального ремонта. Срок обжалования указанного заключения истцом пропущен.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от дд.мм.гггг. Башлыковой Д.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в связи с предоставлением неполного пакета документов, что не являлось препятствием для повторного обращения, после устранения оснований отказа. Истцом также пропущен срок на обращение с требованием о признании отказа Агентства РК по социальному развитию постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконным, так как истец должен был обратиться в трехмесячный срок с момента получения решения об отказе в постановке на учет, также как и пропущен срок обжалования заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» (л.д. 54-56).

Ответчик Агентство РК по социальному развитию, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв (л.д. 66-69), согласно которого считает требования не подлежащими удовлетворению поскольку в соответствии с действующим законодательством дополнительные гарантии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения. Канева Д.Е. обращалась с заявлением в адрес Агентства РК по социальному развитию о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда РК по договору социального найма в связи с неблагоустроенностью жилого помещения. Приказом Агентства РК по социальному развитию от дд.мм.гггг. Каневой Д.Е. было отказано в постановке на учет, поскольку у нее имеется право пользования жилым помещением по месту регистрации: ..., в котором согласно акта осмотра от дд.мм.гггг., проведенного комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» для восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик необходимо провести капитальный ремонт.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Терентьев Д.В., Терентьева А.Н., Канева Н.Е., Канева Т.Е., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 175-178).

Свидетель Л. - начальник Усинского отделения ФГУП «РБТИ» пояснила, дд.мм.гггг.., как член межведомственной комиссии была на выезде в ..., вывод о его пригодности для проживания сделала комиссия, технический паспорт на дом не изготавливался, дом на учете в БТИ не состоял, поэтому процент износа был определен визуально, что недостаточно для определения пригодности или непригодности жилого помещения для проживания, поскольку процент износа имеет значительную роль при решении этого вопроса.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Башлыкова (Канева) Д.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба ее родителя умерли, в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. обучалась в ... и находилась на полном гособеспечении.

В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., в настоящее время зарегистрирована по адресу: РК Усинский р-он, ... (л.д. 13).

Из материалов дела следует, что истица в собственности жилых помещений не имеет, сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: РК Усинский р-он, ... соответствующих органах не имеется (л.д. 32, 146, 195, 196).

Также согласно информации, представленной Агентством РК по социальному развитию и Сектором опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию отсутствуют сведения о закреплении за Башлыковой Д.Е. жилого помещения, расположенного по адресу: РК Усинский р-он, ... (л.д. 209,211).

Межведомственной комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и использованию помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» составлен акт обследования помещения по адресу: ... от дд.мм.гггг., проведенного по заявлению Терентьева Д.В., указано, что год постройки дома - ..., общая площадь дома ... кв.м., жилая- ... кв.м., согласно информации ФГУП «РБТИ» средний физический износ дома - ...%, что соответствует оценке технического состояния - неудовлетворительное: эксплуатация конструктивных элементов возможна при условии значительного капитального ремонта. Собственнику предложено выполнить капитальный ремонт дома (л.д. 42).

По заключению межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск», сделанному на основании акта от дд.мм.гггг. в жилом доме по адресу: ..., находящемся в частной собственности Терентьева Д.В. необходимо провести собственником жилого дома капитальный ремонт конструктивных элементов, с целью восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (л.д. 43).

Согласно актов обследования от дд.мм.гггг. от дд.мм.гггг., проведенных комиссией при Администрации ... жилой дом по адресу: ... имеет износ ...% и не подлежит ремонту (л.д. 33-34).

В постановлении главы администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. в примечании также указано, что жилой дом в ... не пригоден для проживания (л.д. 197).

По заключению судебно-строительной экспертизы /р от дд.мм.гггг., проведенной на основании определения суда жилой дом по адресу: ... находится в аварийном состоянии с нарушением проивопожарных и санитарно-гигиенических норм проживания, не пригоден для проживания и подлежит сносу (л.д. 101-125).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (п. 7 Положения).

Таким образом, выводы о состоянии жилого дома должны быть основаны на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность проживания жильцов.

Вместе с тем, оспариваемое заключение межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. вынесено формально, без установления всех обстоятельств, имеющих значение для дачи заключения, при наличии только визуального обследования жилого помещения, при этом данные об износе жилого помещения не могли быть использованы комиссией, поскольку не являются официальными, что подтвердила в судебном заседании свидетель Л., в составе комиссии отсутствовали представители специализированных органов, указанные в п. 7 Положения, заключение сделано без какой-либо оценки соответствия жилого помещения санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности. Фактически в заключении от дд.мм.гггг. отсутствует мотивировка принятого решения, имеется указание только на акт обследования от дд.мм.гггг., выполненного теми же членами комиссии, при этом не дана оценка ранее составленным актам в отношении этого же жилого помещения, согласно которых оно не подлежит ремонту.

При таких обстоятельствах заключение межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. является незаконным.

Факт непригодности жилого помещения для проживания подтверждается заключением экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, при этом доводы представителя ответчика о том, что представленные ответчиком вопросы не были поставлены перед экспертами не влияют на обоснованность данного экспертного заключения.

Представителем ответчика были представлены вопросы о том возможно ли давать в дд.мм.гггг.., по истечении трех лет однозначное заключение о состоянии жилого помещения в дд.мм.гггг.. и могут ли климатические условия региона в котором расположен дом, а также небрежное отношение собственника к содержанию жилого помещения в течение более трех лет исказить выводы эксперта о непригодности жилого помещения к проживанию в дд.мм.гггг.. (л.д. 59).

Из заключения эксперта следует, что срок эксплуатации обследованного дома является - 30 лет, при этом фактически срок эксплуатации дома составил - ... лет, в связи, с чем с учетом наличия актов обследования от дд.мм.гггг.., а также постановления администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. где указывается, что жилой дом в ... не пригоден для проживания, вопросы указанные ответчиком не имеют доказательственного значения.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от дд.мм.гггг. Башлыковой Д.Е. отказано в постановке на учет качестве нуждающейся в получении жилого помещения в связи с наличием права пользования жилым помещением по месту постоянной регистрации по адресу: ..., в котором согласно акта осмотра от дд.мм.гггг., проведенного комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск», для восстановления утраченных в процессе эксплуатации характеристик необходимо провести капитальный ремонт.

Данный отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е.. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, по категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» суд находит незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст.4 Закона Республики Коми №54-РЗ от 04.07.2006 (ред. от 18.11.2009) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется на основании личных заявлений граждан, подаваемых по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, с представлением перечисленных документов, в том числе выписки из домовой книги или справки о регистрации по месту жительства о составе семьи и занимаемых жилых помещениях; справок (иных документов) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности гражданина и каждого из членов его семьи

Основания к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указаны в ст. 6 данного Закона, а именно:

1) не представлены предусмотренные частью 3 статьи 4 настоящего Закона документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 5 настоящего Закона срок.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Агентством Республики Коми по социальному развитию в качестве основания отказа в постановке на учет указан п. 2 ст. 6 Закона Республики Коми №54-РЗ от 04.07.2006 - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование отказа указано наличие акта комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг.

Принятое решение являлось преждевременным и сделано без тщательной поверки всех обстоятельств, в частности, согласно актов обследования от дд.мм.гггг. жилой дом не подлежит ремонту, согласно постановления администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. жилой дом в ... не пригоден для проживания, кроме того, как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: ... за Башлыковой Д.Е.. в установленном законом порядке не закреплялось, сама по себе регистрация в жилом помещении не свидетельствует, о том, что оно было закреплено за истицей, собственник данного жилого помещения также не определен, в связи с чем вывод, что Башлыкова Д.Е. не является нуждающейся в жилом помещении не соответствует действительности.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования, предъявленные прокурором г. Усинска в интересах Башлыковой Д.Е. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с положениями пунктов 1,3,9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01.01.2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 7.12.2012г. № 104-РЗ государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в ред. Закона N 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» (ред. от 17.12.2009) жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина.

С учетом Постановления Конституционного суда РК от 11.07.2011г., не подлежит применению Решение двенадцатой сессии второго созыва Совета города МО «Город Усинск» от 02.06.2005 года № 142, устанавливающее учетную норму площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в размере 15 квадратных метров.

Как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11 июля 2011 года «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-P3 «О наделении органов местного самоуправления Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04 июля 2006г. № 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составить не менее 33 кв. м.

Условия предоставления жилых помещений не должны ухудшать положение граждан по сравнению с ранее установленными, иное противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

В судебном заседании установлено, что Башлыкова Д.Е. с заявлением о постановке ее на учет на получение жилья в орган, который осуществлял постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась дд.мм.гггг. (л.д.72), то есть до достижения 23-летнего возраста, имеет право на получение жилья в соответствии с действующим законодательством, ее право на обеспечение жилым помещением не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам, в связи с чем, суд приходит к выводу, что Башлыковой Д.Е. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади.
Доводы Администрации МО ГО «Усинск» о пропуске истицей срока на обращение в суд установленного ч.1 ст. 254, по требованиям о признании незаконными заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг.. и отказа Агентства РК по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения о предоставлении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, утвержденного приказом от дд.мм.гггг. суд находит необоснованными, в связи со следующим.

Настоящее дело рассматривается в порядке искового производства, заявлены материальные требования о признании жилого помещения непригодным для проживания и предоставлении жилого помещения на которые распространяется общий срок исковой давности - три года, и для разрешения которых необходимо установление правомерности действий ответчиков по принятию оспариваемых решений. Агентством РК по социальному развитию не заявлялось о пропуске истицей срока обжалования решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся.

Заключение межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг.. принято по заявлению иного лица - Терентьева Д.В., официально истице оно не направлялось. Кроме того, в обоих случаях сроки и порядок обжалования принятых решений истице не разъяснялись.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Усинска в интересах Башлыковой Д.Е. к Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск», Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. о пригодности для проживания жилого помещения, признании жилого помещения непригодным для проживания, признании незаконным отказа Агентства РК по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е.. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения о предоставлении жилого помещения государственного жилого фонда Республики Коми, утвержденного приказом от дд.мм.гггг., предоставлении благоустроенного жилого помещения- удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования помещений (домов) на территории МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. о пригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: ....

Признать жилое помещение расположенное по адресу: Республика Коми г. ... непригодным для проживания.

Признать незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в постановке Башлыковой Д.Е. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилого фонда РК, утвержденный приказом Агентства РК по социальному развитию от дд.мм.гггг..

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» предоставить Башлыковой Д.Е. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республике Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее ... квадратных метра общей площади

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Усинский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2013г.

Председательствующий -                                      С.Г. Волкова

2-303/2013 ~ М-187/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Башлыкова Диана Евграфьевна
прокурор в интересах Башлыковой Дианы Евграфьевны
Ответчики
Администрация МОГО " Усинск"
Агентство по социальному развитию по РК
Другие
Артеева Наталья Вениаминовна
Канева Наталья Евграфьевна
Канева Татьяна Евграфьевна
ОСП по г. Усинску
Терентьев Денис Викторович
Терентьева Анна Николаена
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Волкова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
01.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2013Передача материалов судье
06.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2013Предварительное судебное заседание
09.04.2013Производство по делу возобновлено
09.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2013Судебное заседание
17.05.2013Судебное заседание
03.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Судебное заседание
01.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Судебное заседание
29.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.10.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.10.2016Судебное заседание
28.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее