Дело № 2-393/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 14 октября 2014 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КАП к Администрации Камбарского района о возложении обязанности вынести приказы (распоряжения) об установлении и утверждении премии директору Муниципального предприятия Камбарского района «В» по итогам работы с января по август 2014 года,
с участием в заседании истца КАП,
УСТАНОВИЛ:
Изначально истец КАП обратился в Камбарский районный суд УР с иском к Администрации Камбарского района содержащим требования:
1. Обязать Администрацию Камбарского района утвердить локальные нормативные акты, регулирующие вопросы премирования руководителей муниципальных предприятий Камбарского района;
2. Обязать Администрацию МО «Камбарский район» вынести приказы (распоряжения) «Об установлении и утверждении премии» директору МП Камбарского района «В» КАП по итогам работы за январь – июнь 2014 г.
Определением суда от 08 августа 2014 г. КАП отказано в принятии к рассмотрению искового требования о возложении обязанности утвердить локальные нормативные акты, регулирующие вопросы премирования руководителей муниципальных предприятий Камбарского района (л.д. 12).
Указанное определение истцом КАП не обжаловалось.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования и окончательно просил суд возложить на ответчика обязанность вынести приказы (распоряжения) об установлении и утверждении премии директору Муниципального предприятия Камбарского района «В» по итогам работы с января по август 2014 г. (л.д. 49).
Исковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ КАП на основании Распоряжения № Администрации Камбарского района был назначен директором МП Камбарского района «В».
ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор №. На основании Главы 5 вышеуказанного договора, руководителю предприятия устанавливается премия от 0 до 50 % должностного оклада. Премия устанавливается заместителем Главы Администрации района, курирующим вопросы ЖКХ и утверждается Главой Администрации района, на основании ежемесячно представляемых документов: «О средней месячной заработной плате по предприятию» и «Отчетов о результатах экономической деятельности предприятия за прошедший месяц».
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно абзацу 5 части 2 статьи 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор является условие об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки и оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из анализа указанных норм права следует, что работодатель обязан обеспечить работнику минимальный уровень заработной платы, а надбавки и выплаты стимулирующего характера устанавливаются и выплачиваются работодателем на основании локальных нормативных актов, в том числе в зависимости от наличия фонда оплаты труда и других факторов, позволяющих работодателю выплачивать данные выплаты.
Основанием для начисления ежемесячной премии является приказ (распоряжение) руководителя о поощрении сотрудника (форма № Т-11). Приказ о премировании подписывается руководителем, в указанном случае приказ (распоряжение) должен быть утвержден и подписан Главой Администрации Камбарского района. Сотрудника (сотрудников) нужно ознакомить с приказом под подпись (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Па сегодняшний день, Администрацией Камбарского района Приказов (Распоряжений) об установлении ему ежемесячной премии по итогам за январь-август 2014 г. не выносилось.
Из указанного следует, что Администрация Камбарского района самовольно устанавливает ежемесячные премии, что противоречит не только трудовому, но и налоговому законодательству.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 01 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5165 указано:
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлены общие условия учета расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а именно: расходы должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, связанной с получением дохода.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса в целях исчисления налога на прибыль в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По смыслу указанной нормы Налогового кодекса расходами на оплату труда являются только те денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовым законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Причем данные выплаты должны производиться за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей), то есть за труд, и несение таких расходов является обязанностью работодателя в соответствии с трудовым законодательством.
Роструд Письмом от 16.09.2010 г. № 4376-ТЗ разъяснил следующее: «Понятие заработной платы установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вознаграждение за труд, согласно ст. 129 Трудового кодекса, состоит из трех частей: основной, компенсационной и стимулирующей. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса). Исходя из изложенной в письме ситуации выплата премии за основные результаты деятельности предусмотрена коллективным договором организации, а условия ее выплаты определены в Положении о премировании персонала. В связи с этим и учитывая, что в состав заработной платы работника входят выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, применяемые у работодателя и закрепленные в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте работодателя, в трудовом договоре с работником, указанная в обращении премия, в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса, является составной частью заработной платы работника» (л.д. 3-6).
В судебном заседании истец КАП исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему. Суду пояснил, что не состоит в трудовых отношениях с МП Камбарского района «В» с ДД.ММ.ГГГГ За период с января по июнь 2014 г. ему выплачивалась премия. Порядок по назначению и выплате премии состоял в том, что КАП обращался в Администрацию Камбарского района с заявлением назначить премию в размере 50 процентов. Указанное заявление визировал заместитель Главы Администрации Камбарского района ГАН Он получил разъяснение от Администрации Камбарского района за подписью Главы Администрации от 18.07.2014 г., в котором было указано, что не было законных оснований для начисления этих премий. Поскольку премии не были утверждены Главой администрации, он посчитал, что нарушил условия трудового договора и пришел к выводу, что получив указанные премии – неосновательно обогатился. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ им был издан приказ по предприятию о возвращении указанных сумм. За июль и август 2014 г. Администрацией Камбарского района также решений о выплате ему премии не выносилось. При этом, со служебной запиской о выплате премии за июль и август 2014 г., он в Администрацию Камбарского района не обращался, поскольку был в отпуске. Однако, главным инженером МП «В» в Администрацию Камбарского района подавались сведения о финансово-хозяйственной деятельности и средней заработной плате по предприятию за июль и август 2014 г. По существующей ранее многолетней практике в МП Камбарского района «В», он, как директор, по итогам работы за месяц обращался к заместителю Главы администрации Камбарского района со служебной запиской, с просьбой о разрешении выплаты премии в размере 50 процентов за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2014 г. Оригиналы данных документов находятся сейчас в Следственном комитете. После утверждения заместителем Главы администрации ГАН, этот документ - служебная записка, направлялся в бухгалтерию МП Камбарского района «В», и там начислялась премия. После того, как ему стало известно, что отсутствует Положение о премировании руководителей муниципальных предприятий и отсутствует распоряжение Главы администрации Камбарского района об утверждении размера премии, и желая избежать неосновательного обогащения, он ДД.ММ.ГГГГ принял решение и возвратил все выплаченные ему премии. После этого он неоднократно обращался с просьбой в Администрацию Камбарского района о предоставлении документов, а именно распоряжений о выплате премии. От Администрации Камбарского района каких-то вразумительных ответов по установлению премии он не получил. После этого он обратился с данным исковым заявлением в суд.
Ответчик Администрация Камбарского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Принимая ранее участие в предварительном судебном заседании, представитель ответчика ЛМВ, действующая на основании доверенности (л.д. 16), суду пояснила, что по результатам конкурса ДД.ММ.ГГГГ КАП был назначен на должность директора муниципального предприятия Камбарского района «В», с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором была определена система оплаты труда. В частности, устанавливался должностной оклад, кратный 2,5 размера средней месячной заработной платы по предприятию, районный коэффициент 15 процентов, надбавка за особые условия труда, ненормированный рабочий день, необходимость выхода на работу в праздничные, выходные дни без предоставления отгулов 30 процентов, и устанавливалось, что предусматривается премия от 0 до 50 процентов. Условия показателя премирования и порядок установления премии также устанавливался в трудовом договоре. То есть, конкретный размер премии в трудовом договоре не был предусмотрен, были предусмотрены критерии и показатели для премирования: это снижение кредиторской задолженности, глубины задолженности заработной платы, убыточности предприятия, рост объёма услуг. Оговаривалось, что премия устанавливается заместителем Главы администрации, курирующим вопросы ЖКХ, и утверждается Главой администрации Камбарского района. О том, что об установлении размера ежемесячной премии необходимо издавать распоряжение Администрации, либо какой-то локальный правовой акт, непосредственно в трудовом договоре не предусмотрено. То есть, для установления премии КАП должен был ежемесячно предоставлять информацию о средней заработной плате по предприятию, что он делал в своих служебных записках ежемесячно, и показатели, которые были перечислены. В Администрации Камбарского района производится мониторинг жилищно-коммунальной сферы, поэтому все эти показатели представляются с определённой периодичностью, а размер средней месячной заработной платы предусматривался в этих служебных записках. То есть, ежемесячно КАП обращался со служебной запиской на имя заместителя Главы администрации ГАН о премировании за месяц. Согласно объяснениям заместителя главы Администрации, которые представлены в материалы дела, размер премии определялся в размере «0» процентов. То есть, КАП хотя и говорит о том, что изначально он просил 50 процентов и в служебной записке предусматривал, но, как утверждает зам. Главы администрации ГАН, он непосредственно ставил размер премии в размере 0 процентов. После этого КАП эту служебную записку уносил, т.е. в распоряжении Администрации эти служебные записки не оставались. Таким образом, получалось, что ГАН устанавливал размер премии в размере 0 процентов, она не утверждалась Главой администрации, потому что один из документов, который необходим для утверждения этой премии, т.е. среднемесячной заработной платы, непосредственно КАП уносил с собой. То есть, КАП уносил служебную записку и предоставлял в бухгалтерию для начисления заработной платы, а в Администрации никаких документов не оставалось. По руководителям муниципальных предприятий, не издаётся распоряжение Главы администрации о премировании за месяц. Они ежемесячно предоставляют информацию на имя заместителя Главы администрации, кто представляет на утверждение Главы администрации эту служебную записку, они непосредственно приносят на предприятие и им производится начисление и выплата премии. Распоряжение Администрация о премировании руководителей предприятий не выносит, поскольку они не работники Администрации Камбарского района. Администрация заключает с руководителями трудовой договор, выступает в качестве работодателя, но они не штатные работники Администрации, поэтому приказы и распоряжения Администрации в отношении их не выносит. Кроме того, в трудовом договоре также не предусмотрено, что принимается какой-то локальный правовой акт о ежемесячном премировании руководителя. Если бы не было этой служебной записки, значит, был бы другой документ, который бы определял размер премии. Но в данном случае, поскольку практика сложилась, руководитель ежемесячно предоставляет информацию о средней месячной заработной плате, и уже в этой служебной записке устанавливается размер премии. Администрация со своей стороны все обязательства исполнила, размер премии КАП с января по июнь 2014 г. был установлен в служебной записке в размере 0 процентов. А то, что в дальнейшем каким-то образом оказалось вместо нуля - 50 процентов, производилась фактическая выплата премий, то это на сегодняшний день является предметом рассмотрения уголовного дела (л.д. 36-40).
Дело рассмотрено при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, КАП по результатам конкурса на основании распоряжения Администрации Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ № назначен на должность директора муниципального предприятия Камбарского района «В» (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ с КАП заключен трудовой договор № (л.д. 19-22).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По условиям трудового договора (п. 5.1) КАП устанавливалась заработная плата, состоящая из:
- должностного оклада, кратного 2,5 размера средней месячной заработной платы по предприятию;
- ежемесячная надбавка в размере 30 % установленного должностного оклада за особые условия труда (ненормированный рабочий день, необходимость выхода на работу в праздничные, выходные дни без предоставления отгулов).
Также КАП устанавливалась ежемесячная премия в размере от 0 до 50 % должностного оклада, размер которой определяется заместителем Главы Администрации Камбарского района УР, курирующим вопросы ЖКХ и утверждается Главой Администрации Камбарского района УР на основании ежемесячно предоставляемых документов о средней месячной заработной плате по предприятию и отчетов о результатах экономической деятельности предприятия за прошедший месяц с указанием показателей: снижения кредиторской задолженности, глубины задолженности заработной платы, снижение убыточности предприятия, роста объемов предоставляемых услуг к соответствующему периоду прошлого года.
Таким образом, из содержания трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между Администрацией Камбарского района УР и КАП следует, что конкретный размер ежемесячной премии в трудовом договоре не был предусмотрен, а критериями, влияющими на размер премии выступали: снижение кредиторской задолженности, глубины задолженности заработной платы, убыточности предприятия, рост объёма услуг.
Из пояснений истца и представителя ответчика следует, и сторонами в целом не оспаривалось, что в отношении руководителей муниципальных предприятий Камбарского района сложился определенный порядок ежемесячного премирования.
Так, руководители муниципальных предприятий на имя заместителя Главы Администрации Камбарского района ежемесячно предоставляют служебную записку с информацией о средней заработной плате по предприятию и показателях, указанных в трудовом договоре (снижение кредиторской задолженности, глубины задолженности заработной платы, снижение убыточности предприятия, роста объемов предоставляемых услуг к соответствующему периоду прошлого года).
На основании служебной записки, заместителем Главы Администрации Камбарского района решается вопрос о назначении премии руководителю предприятия, путем указания её размера в служебной записке и заверении личной подписью.
В последующем, указанная служебная записка, завизированная заместителем Главы Администрации, являлась основанием для начисления бухгалтерией предприятия премии руководителю предприятия (в случае установления в служебной записке положительного размера премии, т.е. свыше 0 %).
Соответственно, выполнение показателей и условий премирования (установленных в трудовом договоре) дает возможность для выплаты руководителю предприятия ежемесячной премии. В противном случае, премия не назначалась и не выплачивалась.
Действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность работодателя издавать соответствующие приказы о премировании работника. Указанное также не предусмотрено и Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", на которое ссылается истец, поскольку в соответствии с Информацией Минфина России № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, за исключением формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Кроме того, следует отметить, что фактическая выплата премии при отсутствии соответствующего приказа (распоряжения) работодателя о её выплате, не может являться нарушением трудовых прав работника, в частности установленных ст. 21 ТК РФ.
Как следует из материалов дела, истцу за период с января по май 2014 г. начислялись и выплачивались ежемесячные премии в размере 50 % должностного оклада на общую сумму 63 607 руб. 65 коп. (л.д. 28).
Основанием для выплаты указанных премий являлись служебные записки: от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), утвержденные заместителем Главы Администрации Камбарского района ГАН
Как пояснил истец в судебном заседании, со служебными записками о выплате премии за июль и август 2014 г., он в Администрацию Камбарского района не обращался.
Соответственно, суд приходит к выводу, что своё право на получение премий за июль и август 2014 г. в соответствии с заведенным порядком - представление служебной записки, истец не реализовал по собственной инициативе. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
По мнению суда, довод истца о том, что выплаченная премия возвращена им в полном объеме в кассу предприятия, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку ошибочен вывод истца о том, что выплаченные ему денежные средства (премия) при отсутствии соответствующего приказа (распоряжения) работодателя являются неосновательным обогащением. Отсутствие приказа (распоряжения) о премировании в соответствии со ст. 137 ТК РФ не является основанием для возврата и удержания из заработной платы.
Также суд считает не заслуживающим внимания довод представителя ответчика о том, что за период с января по май 2014 г. КАП премии в размере 50 % не утверждались, а заместителем Главы Администрации Камбарского района ГАН в служебных записках, поданных КАП размер премии устанавливался 0 %, поскольку вопрос о законности (незаконности) установленного в спорном периоде КАП размера премии, равного 50 %, не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, учитывая ссылку ответчика на подлог вышеуказанных документов, данный вопрос в силу ст. 2 ГПК РФ не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В силу изложенного, исковые требования КАП к Администрации Камбарского района о возложении обязанности вынести приказы (распоряжения) об установлении и утверждении премии директору Муниципального предприятия Камбарского <адрес> «Водоканал» по итогам работы с января по август 2014 г., удовлетворению не подлежат.
Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований КАП к Администрации Камбарского района о возложении обязанности вынести приказы (распоряжения) об установлении и утверждении премии директору Муниципального предприятия Камбарского района «В» по итогам работы с января по август 2014 года, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2014 года.
Судья С.Ф. Мавлиев