Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1697/2022 ~ М-256/2022 от 12.01.2022

№2а-1697/2022

УИД 63RS0045-01-2022-000281-48

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2022г.                                               г.Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Мамакиной В.С.,

при секретаре Юзеевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-1697/2022 по административному исковому заявлению Вырмаскина Сергея Петровича к Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области о признании незаконным действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ

Вырмаскин С.П. обратился в Промышленный районный суд г.Самары с административным иском к Межрайонной ИНФС России №20 по Самарской области о признании незаконными действий налогового органа. В обосновании требований указано, что в связи с образовавшейся задолженностью по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ были вынесены судебные приказы №2а-2542/2018 от 13.07.2018г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 43305 руб. и пени 190,54 руб.; №2а-1533/2019 от 24.06.2019г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40964 руб. и пени 7 руб., №2а-2386/2020 от 23.06.2020г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41324 руб. и пени 623,30 руб.; судебный приказ №2а-1598/2021 от 25.05.2021г. о взыскании налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 43124 руб. и пени 390,99 руб.

Судебные приказы были переданы в службу судебных приставов, в рамках исполнительных производств задолженность была погашена. Однако, налоговый орган не учел налоги как оплаченные. В личном кабинете налогоплательщика числится задолженность по транспортному налогу за 2016-2019г. на общую сумму 81376,82 руб. и пени 3008,07 руб.

ДД.ММ.ГГГГ МИНФС России №20 по Самарской области было направлено обращение с требованием признать незаконными действия налогового органа по зачислению взысканных сумм в счет оплаты транспортного налога за период, по которым истек срок давности, и признать исполненной обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ Согласно ответа налогового органа денежные средства были получены от службы судебных приставов и направлены на погашение задолженности за более ранние периоды.

ДД.ММ.ГГГГ в УФНС России по Самарской области была направлена жалоба на незаконные действия Межрайонной ИФНС Росси №20 по Самарской области. Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ жалоба оставлена без удовлетворения.

Считает действия административного ответчика незаконными, поскольку транспортный налог за 2016-2019г. полностью оплачен, основания для повторного взыскания отсутствуют. Взысканные по исполнительному производству денежные средства могут быть направлены только на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, оснований для их зачета за более ранние периоды не имеется.

Просит

- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области, выразившиеся в распределении поступивших денежных средств по исполнительным производствам -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ и -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ в счет оплаты налогов за более ранние периоды (до ДД.ММ.ГГГГ с истекшим сроком давности, по которым не было исполнительных документов;

- признать незаконным отказ Межрайонной ИНФС России №20 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании исполненной обязанности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ

- признать незаконным решение УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ

- признать исполненной в полном объеме обязанность Вырмаскина С.П. по уплате транспортного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ

- обязать Межрайонную ИФНС по <адрес> отразить полученные денежные средства в счет уплаты ФИО2 транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ

        Представитель административного истца Просвиркина Е.Ю., действующая на основании доверенности, требования поддержала. Указала, что оснований для зачета поступивших денежных средств в счет погашения задолженности за предыдущий период не имелось, поскольку судебные приставы-исполнители при перечислении указывали номера судебных приказов, по которым было произведено взыскание. В личном кабинете налогоплательщика содержаться сведения о наличии недоимки по налогам за 2018-2019г., которые были взысканы по судебным приказам, что является нарушением прав административного истца.

    Представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области Лазарев Р.С. административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Суду пояснил, что при перечислении денежных средств по исполнительным производствам в связи с неверным заполнением платежных поручений, денежные средства по судебным приказам были зачислены в счет задолженности за более ранние периоды. Уточнение платежей в данном случае произвести невозможно в соответствии с ч.7 ст.45 НК РФ, поскольку при этом возникнет недоимка за более ранний период. Считает, что нарушений прав административного истца не имеется, поскольку задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ Вырмаскиным С.П. полностью погашена и не может быть повторно взыскана. Она только отражается в личном кабинете. В связи с этим, просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

    Представитель Управления ФНС России по Самарской области по доверенности Булобина Е.А. возражала против удовлетворения административного иска, дав аналогичные пояснения.

    Заинтересованные лица – представитель ОСП Кировского района г Самары, судебный пристав исполнитель МОСП по ИПН Будаева А.Л. в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Из материалов дела установлено, что в отношении Вырмаскина С.П. были вынесены судебные приказы №2а-2542/2018 от 13.07.2018г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 43305 руб. и пени 190,54 руб.; №2а-1533/2019 от 24.06.2019г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40964 руб. и пени 7 руб.; №2а-2386/2020 от 23.06.2020г. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41324 руб. и пени 623,30 руб. и судебный приказ №2а-1598/2021 от 25.05.2021г. о взыскании налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 43124 руб. и пени 390,99 руб.

    На основании указанных исполнительных документов в ОСП Промышленного района г.Самары возбуждены исполнительные производства -ИП по судебному приказу а-2542/2018 от 13.07.2018г за ДД.ММ.ГГГГ -ИП по судебному приказу а-1533/2019 от 24.06.2019г. ДД.ММ.ГГГГ -ИП по судебному приказу а-2386/2020 от 23.06.2020г. ДД.ММ.ГГГГ -ИП по судебному приказу а-1598/2021 от 25.05.2021г. ДД.ММ.ГГГГ

       Указанные исполнительные производства окончены на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с исполнением требований исполнительного документа.

        Однако, денежные средства, удержанные по исполнительным производствам, были направлены на погашение налоговой задолженности за периоды ДД.ММ.ГГГГ а именно: по судебному приказу №2-2542/2018 в сумме 44278,97 руб. в счет недоимки за период ДД.ММ.ГГГГ по судебному приказу №2-1533/2019 в сумме 13323 руб. за ДД.ММ.ГГГГ и в сумме 28229,17руб.; по судебному приказу №2а-2386/2020 в сумме 361,82 руб. за ДД.ММ.ГГГГ пени 623,30 руб. и в сумме 40962,18 руб. за ДД.ММ.ГГГГ по судебному приказу №2а-1598/2021 в сумме 419,08 руб., в сумме 9979,61 руб. за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10000 руб. за ДД.ММ.ГГГГ и в сумме 22725,31 руб. за ДД.ММ.ГГГГ

        Поданная Вырмаскиным С.П. в УФНС России по Самарской области жалоба оставлена без удовлетворения, со ссылкой на отсутствие в платежных поручениях сведений о налоговом периоде.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных данным Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы исполнения обязанности по уплате налога, установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае, в частности, неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (подпункт 4 пункта 4).

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7).

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Как следует из п. 2 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ N 107н от 12.11.2013 (далее-Правила), настоящие Правила распространяются на налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством РФ обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ.

Таким образом, при перечислении взысканных денежных средств в счет уплаты налогов судебные приставы должны руководствоваться указанными правилами.

Согласно п.7 Правил: в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "АР" - погашение задолженности по исполнительному документу.

Согласно п.8: в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. В случае осуществления платежа с целью погашения задолженности по исполнительному документу («АР») в показателе налогового периода указывается ноль («0»).

В реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств указывается номер документа, который является основанием платежа и может принимать следующий вид: "АР" - номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства (п.9 Правил).

Согласно п.13 в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с Положением Банка России N 383-П и настоящим Порядком: дата принятия судебного решения и номер исполнительного листа.

Административным ответчиком представлены платежные поручения, на основании которых МОСП по ИПН по г.Самаре УФССП России по Самарской области производились перечисления денежных средств по судебным приказам №2а-2542/2018, 2а-1533/2019, 2а-2386/2020, 2а-1598/2021.

В обоснование доводов о зачислении денежных средств, поступивших по судебным приказам, в счет погашения недоимки по налогам за предыдущие периоды, налоговый орган ссылается на отсутствие в платежных поручениях сведений о налоговом периоде.

Вместе с тем, в представленных платежных поручениях имеются все необходимые реквизиты для идентификации поступающих денежных средств <данные изъяты> в соответствии с указанными выше Правилами.

Таким образом, судом установлено, что при заполнении платежного документа нарушения Правил указания информации, идентифицирующей платеж, допущено не было. Следовательно, перечисленные суммы подлежали зачислению в счет исполнения обязательств именно за те налоговые периоды, которые были указаны в судебных приказах.

Тот факт, что в графе «наименование платежа» по судебным приказам №2а-2386/2020 и №2а-1598/2021 вместо даты его вынесения указана дата его вступления в законную силу не может являться основанием для признания обязанности по уплате налоговой недоимки за <данные изъяты> неисполненной по смыслу ст.45 НК РФ.

    Ссылка на наличие недоимки за предыдущие налоговые периоды, в счет погашения которой инспекция зачла поступившие платежи, также не могут быть приняты судом, поскольку налоговый орган не лишен права на ее взыскание в установленном законом порядке.

    Учитывая, что задолженность по налогам за ДД.ММ.ГГГГ уже была взыскана налоговым органом, удержана в рамках возбужденных на основании судебных приказов исполнительных производств в полном объеме, обязанность Вырмаскина С.П. по уплате транспортного налога и пени за период ДД.ММ.ГГГГ является исполненной.

         Также судом установлено, что административный истец состоит на учете в МИФНС России N22 по Самарской области, осуществляется электронный документооборот через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, разработан в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 1 и п. п. 5.9.37 п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" в целях реализации налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) - физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

           Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами (статья 11.2 НК РФ).

         Формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, а также обеспечение доступа к нему осуществляется ФНС России в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 N 49257).

         В соответствии с указанным Порядком, в личном кабинете налогоплательщика размещаются документы (информация), сведения, в том числе, о суммах налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом.

          Административный ответчик в обоснование возражений на предъявленные к ним требования указал на недоказанность нарушения прав административного истца наличием у него в личном кабинете сведений об имеющейся задолженности по транспортному налогу за 2016-2019г. и связанных с данной задолженностью сведений о начисленных пени, поскольку у налогового органа право на ее повторное взыскание отсутствует.

        Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось административным ответчиком отсутствие у Вырмаскина С.П. задолженности по транспортному налогу и пени за 2016-2019г., указание недостоверной информации об обратном в личном кабинете налогоплательщика ведет к искажению сведений о наличии недоимки и нарушает права административного истца.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска Вырмаскина С.П., признании незаконными действий налогового органа и возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Вырмаскина Сергея Петровича – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области, выразившиеся в распределении поступивших по исполнительным производствам -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ и -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ -ИП (за ДД.ММ.ГГГГ и -ИП в счет оплаты налогов за более ранние периоды.

Признать незаконным решение УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ а.

Признать исполненной Вырмаскиным С.П. обязанность по уплате транспортного налога и пени за ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Межрайонную ИФНС России №20 по Самарской области отразить сведения об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете налогоплательщика Вырмаскина С.П. ИНН

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15 марта 2022г.

Председательствующий:                                                   В.С.Мамакина

2а-1697/2022 ~ М-256/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вырмаскин С.П.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области
УФНС России по Самарской области
Другие
Просвиркина Е.Ю.
ОСП Кировского района г Самары
судебный пристав исполнитель МОСП по ИПН Будаева А.Л.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Мамакина В. С.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация административного искового заявления
13.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее