66RS0004-01-2021-008452-24 Дело № 2-6291/2021 (15)
Мотивированное решение изготовлено 12.01.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 28 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Каломасовой Л.С., при секретаре судебного заседания Афонасьевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Эверест-ПРО», Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эверест-ПРО» (далее — ООО «Эверест-ПРО», в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ООО «Эверест-ПРО» исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Жилой Дом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба», а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42,43 Федерального закона от <//> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в порядке, установленном статьей 45 данного Федерального закона в срок до <//>, привести территорию объекта культурного наследия в благоустроенное состояние в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба», принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от <//> № «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №. Объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости как объект недвижимого имущества «Жилой дом» площадью 165,9 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0401033:79, в границах которого расположены следующие объекты недвижимости: жилое помещение с кадастровым номером 66:41:0401033:154 площадью 63 кв.м., нежилое помещение с кадастровым номером 66:41:0401033:153 площадью 104,9 кв.м., которые переданы во владение и пользование ООО «Эверест-ПРО». По результатам выездного обследования установлено, что объект культурного наследия представляет собой одноэтажный деревянный дом, дощатая обшивка фасада выполнена некачественно, деревянные детали находятся в ветхом состоянии, местами утрачены, видимая часть кровли имеет повреждения, организованная водосточная система отсутствует, декоративное убранство фасадов выполнено в технике пропильной резьбы, находится в ненадлежащем состоянии, наблюдается утрата части декоративных элементов, западный (главный) фасад частично закрыт листопадной лианой. Участок крыши, расположенный на юго-восточном углу памятника, деформирован деревом, растущим вблизи южного фасада, свободный доступ на территорию объекта культурного наследия со стороны <адрес> ограничен, на входной калитке установлен замок, территория объекта культурного наследия содержится в ненадлежащем состоянии, частично захламлена бытовым мусором, заросла кустарниками, деревьями, на территории объекта культурного наследия имеются деревянные постройки, не являющиеся объектами культурного наследия, информационная надпись на объекте культурного наследия отсутствует. Таким образом, ООО «Эверест-ПРО» не предпринимается мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Байрамов Б.Б. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Эверест-ПРО» Матвеева Ю.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, просила отказать в их удовлетворении, указав, что ООО «Эверест-ПРО» предпринимаются все необходимые меры по сохранению объекта культурного наследия.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Давыдова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, просила отказать в их удовлетворении, указав, что Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» Битюгина Л.С. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, письменных отзывов не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба», принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от <//> № «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №.
Объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости как объект недвижимого имущества «Жилой дом» площадью 165,9 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0401033:79, в границах которого расположены следующие объекты недвижимости: жилое помещение с кадастровым номером 66:41:0401033:154 площадью 63 кв.м., собственником которого является ООО «Эверест-ПРО», а также нежилое помещение с кадастровым номером 66:41:0401033:153 площадью 104,9 кв.м., которое передано во владение и пользование ООО «Эверест-ПРО» на основании договора купли-продажи №-к от <//>, заключенного между Администрацией г. Екатеринбурга и ООО «Эверест-ПРО».
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от <//> по результатам выездного обследования установлено, что объект культурного наследия представляет собой одноэтажный деревянный дом, дощатая обшивка фасада выполнена некачественно, деревянные детали находятся в ветхом состоянии, местами утрачены, видимая часть кровли имеет повреждения, организованная водосточная система отсутствует, декоративное убранство фасадов выполнено в технике пропильной резьбы, находится в ненадлежащем состоянии, наблюдается утрата части декоративных элементов, западный (главный) фасад частично закрыт листопадной лианой. Участок крыши, расположенный на юго-восточном углу памятника, деформирован деревом, растущим вблизи южного фасада, свободный доступ на территорию объекта культурного наследия со стороны <адрес> ограничен, на входной калитке установлен замок, территория объекта культурного наследия содержится в ненадлежащем состоянии, частично захламлена бытовым мусором, заросла кустарниками, деревьями, на территории объекта культурного наследия имеются деревянные постройки, не являющиеся объектами культурного наследия, информационная надпись на объекте культурного наследия отсутствует.
<//> ООО «Эверест-ПРО» получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении помещений, приобретенных по договору №-к от <//>, и общего имущества объекта (фасады).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от <//> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (статья 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, данная обязанность подлежит выполнению каждым из указанных лиц (пункт 1 статьи 47.3 и пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под консервацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Статьей 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из материалов дела следует, что ответчик ООО «Эверест-ПРО» в полном объеме не принимает меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, не проводит работы по сохранению объекта культурного наследия, что подтверждается актом осмотра объекта культурного наследия от <//>. Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном состоянии объекта культурного наследия ведет к постепенному разрушению объекта, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта, представляющего собой историческую и культурную ценность для Российской Федерации.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия. Руководствуясь статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия до <//>, а также срок для приведения территории объекта культурного наследия в благоустроенное состояние — в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика о том, что ООО «Эверест-ПРО» предпринимаются все необходимые меры по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с условиями договора №-к от <//>, судом отклоняются. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается ненадлежащее техническое, санитарное состояние объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение положений Федерального закона от <//> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ООО «Эверест-ПРО» в полном объеме не исполняет обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Жилой Дом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к ООО «Эверест-ПРО». При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Администрации г. Екатеринбурга, поскольку Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком, в силу положений п. 4.3.5 договора №-к от <//> обязанность по сохранению и содержанию объекта культурного наследия возложена на ООО «Эверест-ПРО».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Эверест-ПРО» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Эверест-ПРО» обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Жилой Дом", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 115, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба», а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42,43 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в порядке, установленном статьей 45 данного Федерального закона в срок до 30.03.2026, привести территорию объекта культурного наследия в благоустроенное состояние в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации г. Екатеринбурга, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эверест-ПРО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: (подпись) Л.С. Каломасова
Копия верна.
Судья:
Помощник судьи: