Дело № 2-392/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 01 сентября 2015 года
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гончарова А.А.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Мигашко Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края к администрации Октябрьского муниципального района Приморского края, администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд Приморского края с иском к администрации Октябрьского муниципального района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Мигашко Т.С. поддержала доводы иска по указанным в нем основаниям. Согласно иска прокуратурой Октябрьского района в ходе проведения проверки по выявлению несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района было установлено, что в районе Заимок в 50 м к югу от пересечения полевой дороги у подсобного хозяйства ООО «Трива» и р. Струговка, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка ООО «Трива» с кадастровым номером № (западнее него) на землях запаса находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, протяженностью около 100 метров. По факту обнаружения данной свалки был составлен соответствующий акт. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Октябрьского муниципального района.
Представители Администрации Октябрьского района Мамедов Р.А. и Васюра Ю.Н. в судебное заседание не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Октябрьского района. С исковыми требованиями не согласны. Ранее в судебном заседании представитель администрации района Мамедов Р.А. пояснял, что сбор и вывоз мусора на территории трех поселений организован Администрацией района путем заключения муниципального контракта с МУП «Покровское». В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения, при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения. В Покровском сельском поселении данные правила утверждены в связи с чем, они обязаны вести контроль за состоянием земель. В соответствии с п. 3 ст.72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, но межселенной территории в месте обнаружения несанкционированной свалки нет.
Представитель администрации района Васюра Ю.Н. выражала согласие с данной позицией.
Участники процесса полагали возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации Октябрьского муниципального района.
Представитель Администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края Тяжов В.Н. пояснил, что в соответствии с изменениями законодательства полномочия по сбору и вывозу мусора на территории поселения в 2015 г. переданы муниципальному району. Покровское поселение не может закладывать в бюджет и использовать денежные средства на сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов и мусора, поскольку это будет нецелевым расходованием средств. Свалка в районе Заимок находится на землях запаса, однако землями запаса поселение только распоряжается (может передать в аренду или собственность), но не может пользоваться и владеть ими. Полагает, что ликвидировать свалку должен муниципальный район в соответствии с требованиями, заявленными прокурором.
В судебном заседании представитель третьего лица МУП «Покровское» Лисиченко А.В. пояснил, что по условиям муниципального контракта и техническому заданию МУП «Покровское» осуществляет сбор и вывоз мусора согласно поступающим из Администрации района заявкам. В муниципальном контракте отсутствуют условия, не позволяющие осуществлять сбор мусора на землях запаса. В случае подачи Администрацией района заявки на сбор мусора в районе Заимок, сбор этого мусора был бы осуществлен МУП «Покровское» в установленных контрактом объемах.
Заслушав помощника прокурора Октябрьского района Мигашко Т.С., полагавшей иск обоснованным, представителей ответчика администрации Покровского сельского поселения и третьего лица МУП «Покровское», изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года территории муниципальных образований подлежат регулярной отчистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Исходя из требований чч.1,2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.02.2002 года и ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых, должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14, частями 3 и 4 данной статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения содержит и ст. 4.2 Устава Октябрьского муниципального района.
Исходя из муниципального контракта №47/2015 и технического задания, являющего приложением к муниципальному контракту, следует, что администрация Октябрьского района выступила заказчиком на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению на утилизацию мусора (ТБО, крупногабаритных отходов) в границах Покровского, Галенкинского и Новогеоргиевского сельских поселения. Из текста контракта следует, что никаких ограничений относительно вывоза ТБО с территории земель запаса контрактом не установлено. По техническому заданию, являющемуся приложением к муниципальному контракту место выполнения работ указывается заказчиком, то есть администрацией района.
Согласно акта осмотра территории в районе Заимка в 50 м к югу от пересечения полевой дороги у подсобного хозяйства ООО «Трива» и р. Струговка, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка ООО «Трива» с кадастровым номером № (западнее него) на землях запаса находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, протяженностью около 100 метров.
Аналогичная информация о наличии несанкционированной свалки в данном месте содержится в сообщении первого заместителя Главы администрации Октябрьского района.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Таким образом, обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов лежит на администрации Октябрьского муниципального района.
В соответствии со статьями 15, 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Для выполнения функций и полномочий муниципальных органов в целях решения вопросов местного значения осуществляются закупки в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч.9 ст. 26 указанного закона уполномоченные органы, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В развитие данного положения закона Администрацией Приморского края издано Постановление № 104 –ПА от 07.04.2015 года «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края». Согласно п. 5 данного Порядка органы местного самоуправления муниципального района в Приморском крае осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений.
Ссылка представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района на ч.2 ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введение в действие Земельного кодекса РФ»согласно которойраспоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения судом во внимание не принимается, поскольку данная норма указывает на то кто вправе распоряжаться земельными участками и не в коей мере не освобождает администрацию Октябрьского муниципального района от осуществления функций по земельному контролю, а так же утилизации и вывозу мусора.
Исходя из вышеизложенного администрация Октябрьского муниципального района Приморского края обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования, обеспечив указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Однако, указанные требования федерального законодательства ответчиком – администрацией Октябрьского муниципального района не выполняются, что подтверждается материалами, приложенными к исковому заявлению.
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки не может быть возложена на администрацию Покровского сельского поселения, поскольку это противоречит приведенным выше нормативно-правовым актам.
Бездействие администрации района повлекло нарушение прав граждан повлекло нарушение прав граждан - жителей Октябрьского района на благоприятную окружающую среду гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая положения ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», суд считает, что прокурор Октябрьского района обоснованно и в рамках полномочий обратился в суд с заявлением, действуя в интересах неопределенного круга лиц (граждан).
Руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Октябрьского района Приморского края к администрации Октябрьского муниципального района Приморского края, администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Приморского края в течение одного месяца со дня вступления в силу решения судапровести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в районе Заимка в 50 м к югу от пересечения полевой дороги у подсобного хозяйства ООО «Трива» и р. Струговка, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка ООО «Трива» с кадастровым номером № (западнее него) на землях запаса.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (01.09.2015 года) в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья А.А. Гончаров