Дело № 2-1657/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2015 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Листовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юровицкого В.М. к Администрации Псковской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании поставить на учет на предоставление субсидии для улучшения жилищных условий, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Юровицкий В.М. обратился в суд с иском к Администрации Псковской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании поставить на учет на предоставление субсидии для улучшения жилищных условий, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде социальной выплаты во внеочередном порядке.
В обоснование требования истец указал, что, являясь ветераном ВОВ и нуждаясь в улучшении жилищных условий, он соответственно обладает правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилой площадью на основании ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.»
Однако, на обращение в Администрацию Псковской области по вопросу представления ему указанной меры социальной поддержки, Юровицкий В.М. получил отказ со ссылкой на отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий и необходимостью решения вопроса органом местного самоуправления о постановке его на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении.
Полагает, что отказ Администрации Псковской области не основан на законе, поскольку проживая в жилом помещении площадью 17,1 кв.м, принадлежащем его супруге на праве собственности, по адресу: г. Остров, ул. О., д. ***, кв. ***, он формально обеспечен жильем, но фактически является нуждающимся в жилье.
В связи с чем, просил суд признать отказ Администрации Псковской области незаконным, возложить на Администрацию Псковской области обязанность по постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении субсидии на приобретение жилья. В связи с длительностью нарушения его жилищных прав просил суд возложить на Администрацию Псковской области обязанность по предоставлению ему субсидии на приобретение жилья во внеочередном порядке.
В судебное заседание истец Юровицкий В.М. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В предварительном судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что правом на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 18 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» обладают лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Однако, истцом не представлено доказательств в подтверждение его нуждаемости в обеспечении жильем. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Островского городского суда от 20 августа 2014 года, которым подтверждено, что Юровицкий В.М. не является нуждающимся в обеспечении жильём.
В судебном заседании представитель соответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области иск не признал. Указал, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от их имущественного положения. Юровицкий В.М. совместно с супругой С.Т. проживают в жилом помещении площадью 17, 1 кв.м. по адресу: г. Остров, ул. О., д. ***, кв. ***. Согласно Распоряжения Островского района Псковской области от 18 апреля 2005 года №239-р «Об установлении норм предоставления и учетной нормы жилой площади жилого помещения» учетная площадь жилого помещения в целях их принятия на учет в Островском районе, установлена менее 7 кв.м. Таким образом, на одного члена семьи истца приходится более 7 кв.м., площадь занимаемого им жилого помещения превышает учетную норму. Решением Островского городского суда Псковской области от 20.08.2014 года истцу отказано в удовлетворении его требований о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Полагает, что сам по себе факт того, что истец является ветераном ВОВ, без наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий, не порождает субъективного права на получение истцом мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных ФЗ «О ветеранах».
Представители третьих лиц – Администрации Островского района и ГКУСО «Центр социального обслуживания Островского района» ГГУСЗН Псковской области в судебное заседание не явились, представили в суд письменные возражения, в которых указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав объяснения представителя ответчика ГГУСЗН ПО – Микрюкова А.А., исследовав материалы гражданского дела Островского городского суда Псковской области №2-401/2014 года, материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судом установлено, что Юровицкий В.М. является ветераном Великой Отечественной война, награжден знаком «Житель блокадного Ленинграда».
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3, пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны определяется Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 года.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Законом Псковской области от 07.07.2006 года № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» форма обеспечения жилым помещением определена в виде субсидии.
Согласно Положению о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года № 326, решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения принимается комиссией при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, законодатель установил в качестве обязательного условия для получения ветеранами Великой Отечественной войны меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета критерий его нуждаемости в жилых помещениях.
Судом установлено, что истец проживает в жилом помещении площадью 17,1 кв.м. по адресу: г. Остров, ул. О., д. ***, кв. ***.
Указанное жилое помещение было передано супруге истца – С.Т. в собственность на основании договора приватизации №4306 от 24 июня 2002 года. Юровицкий В.М. от личного участия в приватизации отказался, представив нотариальный отказ от 06.08.2001 года.
В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Распоряжением Островского района Псковской области от 18 апреля 2005 года №239-р «Об установлении норм предоставления и учетной нормы жилой площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в Островском районе, установлена менее 7 кв.м.
Жилое помещение, в котором проживает истец, имеет общую площадь 17,1 кв.м.
Площадь жилого помещения, приходящаяся на Юровицкого В.М., составляет 8,55 кв.м., что превышает учетную норму, установленную на территории Островского района.
Доказательств обратного, истцом в суд не представлено.
Решением Островского городского суда Псковской области от 20 августа 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Юровицкого В.М. к Администрации Островского района Псковской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на получение мер социальной поддержки в виде получения субсидии на приобретение жилья, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на него, более учетной нормы, установленной на территории Островского района, вследствие чего он не является нуждающимся в жилых помещениях.
Вследствие этого отказ Администрации Псковской области в предоставлении Юровицкому В.М. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета является законным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, применительно к указанным выше нормам права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 199, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юровицкого В.М. - оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено *** 2015 года.
Судья Псковского городского суда Л.В. Емельянова