Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-62/2017 (2-2886/2016;) ~ М-2677/2016 от 14.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2017г. Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Родиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района <адрес> к ФФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» об установлении границ земельного участка,

у с т а н о в и л:

Администрация сельского поселения Исаклы муниципального района <адрес> обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в обосновании заявленных требований указав, что в ходе уточнения границ земельного участка с кадастровым номером: Сергиевским филиалом ГУП СО «ЦТИ», совместно с администрацией сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский, выявлены факты, препятствующие подготовке межевого плана, соответствующего законодательству. Образуемые земельные участки имеют пересечение с ранее учтенными земельными участками. Граница земельного участка не может пересекать границу другого земельного участка, а сам земельный участок не может быть образован внутри существующего земельного участка иначе как путем его раздела.

Согласно кадастровой выписке, граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером

Администрация сельского поселения обратилась с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Был получен ответ об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, ссылаясь на п. 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), а именно: отсутствие противоречий между сведениями Реестра объектов недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр объектов недвижимости).

Заявитель просил суд устранить техническую ошибку о сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером: – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> из ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером: . Установить границы, принадлежащего администрации сельского поселения Исаклы на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: расположенный по адресу: <адрес> с фактическим землепользованием.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, причины не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Представитель ответчика по доверенности – Борисова Л.И. исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, настаивала на рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , декларированной площадью 70 кв.м., расположенном: р-н Исаклинский, <адрес>, с разрешённым использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатель - Исаклинская сельская администрация.

Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН в результате проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтённых земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утверждённых Росземкадастром от ДД.ММ.ГГГГ подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключалась в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).

Инвентаризационная опись представляла собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее -инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. Таким образом, для внесения в реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в Филиал представлялась только инвентаризационная опись без приложения правоустанавливающих документов либо их копий.

Судом установлено, что инвентаризационные описи в бумажном виде в Филиал не передавались, они были переданы только на электронных носителях с грифом «Для служебного пользования».

Таким образом, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером в соответствии с представленными в электронном виде документами. В связи с чем, сведения ЕГРН не содержат технических ошибок в отношении спорного объекта недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учёта в соответствии с установленными указанной статьей особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.Законом предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в ЕГРН сведений в отношении земельных участков, являющихся временными (ч. 15 ст. 41 Закона №218-ФЗ).

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером является ранее учтенным, т.е. сведения, содержащиеся в ЕГРН об указанном земельном участке, являются актуальными сведениями (отсутствует временный характер сведений), и кадастровые действия по его преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в ЕГРН сведений о прекращении существования данного земельного участка нормами действующего законодательства не предусмотрены.

В качестве обоснования для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером истец указывает на наличие пересечений данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером

Согласно п. 28 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 30.11.2016г.) возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета.

Истец в своем заявлении просит исключить из ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером и установить границы данного земельного участка.

Между тем, в случае аннулирования из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером , данный земельный участок прекратит свое существование как объект кадастрового учета, и установить местоположение его границ будет невозможно.

В соответствии со ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и необходимых в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Таким образом, законодательством предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в сведения ЕГРН.

Между тем, собственник объекта недвижимости либо его представитель с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером в орган, уполномоченный осуществлять государственный кадастровый учет объектов недвижимости, не обращался.

Кроме того, согласно п. 2 абз. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, иски об установлении границ земельных участков не могут быть предъявлены к органу, осуществляющему государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

В иске истец указывает в качестве препятствия для подготовки межевого плана наличие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером .

При этом, в силу ч. 2 ст. 41 Закона № 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Таким образом, наличие пересечений границ земельных участков может быть устранено в заявительном порядке, в случае обращения в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, предоставив необходимые для внесения изменений в сведения ЕГРН документов.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016г. , установление границ земельного участка в судебных органах возможно на основании межевого плана, в отсутствие материалов межевания у суда отсутствует возможность установления границ земельного участка.

Учитывая, что межевой план по уточнению границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером ответчику в установленном законом порядке не представлялся, в суд с исковым заявлением также не представлен, исковые требования об установлении границ земельного участка не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района <адрес> к ФФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» об установлении границ земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-62/2017 (2-2886/2016;) ~ М-2677/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация сельского поселения Исаклы м.р. Исаклинский Самарской области
Ответчики
ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Саломатин А.А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
14.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2016Передача материалов судье
17.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2016Судебное заседание
24.01.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2017Дело оформлено
22.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее