2-148/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2019 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,
при секретаре Шадриной Н.А.,
с участием: помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н., действующей на основании служебного удостоверения,
представителя истца Гарифуллиной Е.И. – Капанадзе П.Р., действующего на основании доверенности от 19.09.2018 сроком действия на три года,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Гарифуллиной Елены Игоревны к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Пермяков В.Г., Гарифуллина Е.И. обратились в суд с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,9 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в черте муниципального образования «Город Томск».
В обоснование заявленных требований со ссылкой на ч.1 ст. 60, ст.ст. 57, 86, 89 ЖК РФ, а так же п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14 указано, что 15.01.2003 между ... и Пермяковым Владимиром Георгиевичем заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Нанимателю предоставлено изолированное жилое помещение, состоящее из ... комнат, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: .... Согласно приложению №2 к договору социального найма членами семьи, постоянно проживающими совместно с нанимателями, в нем указаны: ФИО7 ..., ФИО8 ... Гарифуллина Е.И. (внучка). По состоянию на дату обращения с иском в помещении зарегистрированы: Пермяков В.Г., Гарифуллина Е.И. Постановлением администрации Города Томска от 29.03.2013 №298 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Кировского района г.Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2015 принять меры к отселению лиц, проживающих в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма. Однако, меры к отселению до сих пор не приняты. Истцы вынуждены проживать в аварийном жилье, что представляет угрозу их жизни и здоровью. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Гарифуллина Е.И. признана ..., с составом семьи: Пермяков В.Г.
Судом установлено, что Пермяков В.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть, за один день до подачи настоящего иска в суд, что подтверждается свидетельством о смерти серии ... № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного определением суда от 18.01.2019 производство по делу в части исковых требований Пермякова В.Г. прекращено.
Истец Гарифуллина Е.И., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истца в Капанадзе П.Р. в судебном заседании заявленные Гарифуллиной Е.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что истец в настоящее время проживает в признанном аварийном жилом помещении, признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В связи со смертью члена семьи Пермякова В.Г. истец не лишена статуса малоимущей и нуждающейся, такое решение не выносилось и до истца не доводилось администрацией.
Представитель ответчика администрации Города Томска, будучи надлежащим образом извещенным в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Останина Е.В., действующая на основании доверенности от 17.08.2018 сроком действия на один год, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие и выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями ввиду следующего. Многоквартирный ... в г.Томске признан аварийным и подлежащим сносу и включен в перечень многоквартирных домов программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного фонда» на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением администрации Города Томска от 09.11.2016 №1174. Расселение многоквартирных домов, включенных в программу, осуществляется в соответствии с датой признания уполномоченным органом соответствующего дома аварийным и подлежащим сносу исходя из утвержденного объема финансирования муниципальной программы. В бюджете МО «Город Томск» на цели расселения аварийного жилищного фонда на 2018 год предусмотрено 140,3 млн. рублей. Все предусмотренные денежные средства направлены на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам в целях исполнения решений суда. Таким образом, расселить данный дом в ближайшее время не представляется возможным. По мере финансирования программы администрацией Кировского района Города Томска будут осуществляться мероприятия по переселению граждан. В случае, если в жилом помещении проживание невозможно, собственники / наниматели вправе обратиться в администрацию Кировского района за предоставлением маневренного фонда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Кировского района г.Томска, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования Гарифуллиной Е.И. подлежащими удовлетворению, пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В ходе судебного заседания установлено следующее.
В соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ... и ФИО3, последнему предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: ..., состоящее из двух комнат, общей площадью ... кв.м.
Согласно приложению к указанному договору лицами, совместно проживающими с Пермяковым В.Г. в жилом помещении, признаны: ФИО7 ..., ФИО8 ... Гарифуллина Е.И. ...
Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается фактическое принятие Пермяковым Г.С. указанного жилого помещения.
Из справки ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: Пермяков В.Г. (ответственный наниматель), Гарифуллина Е.И. ...
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный дом по адресу ... признан аварийным и подлежащим сносу. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Постановлением администрации города Томска № 298 от 29.03.2013 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... в г.Томске, признан аварийным и подлежащим сносу (п.2). На администрацию Кировского района г.Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации Города Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2015 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме, после окончательного отселения жильцов принять меры к сносу дома.
В материалы дела представлен фотоматериал, подтверждающий разрушение многоквартирного дома и наличие угрозы для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.
Согласно представленным в материалы дела сведениям из Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 11.12.2018 сведения о наличии у Гарифуллиной Е.И. прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 12.12.2018 у Гарифуллиной Е.И. отсутствуют права на объекты недвижимого имущества.
Согласно письму администрации Кировского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Кировского района г.Томска Гарифуллина Е.И. ... ... за № с составом семьи: Пермяков В.Г. ...
Сведения о снятии Гарифуллиной Е.И. после смерти Пермякова В.Г. с учета ..., а так же граждан, ..., в материалы гражданского дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцу должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам.
При этом суд учитывает, что из вышеуказанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.
Оценивая площадь предоставляемого жилого помещения, а так же количество подлежащих предоставлению комнат, суд исходит из следующего.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
При решении вопроса о предоставлении жилого помещения и определении, каким требованиям оно должно соответствовать при предоставлении, суд руководствуется технической документацией на квартиру, а именно техническим и кадастровым паспортами жилого помещения, в которых содержатся технические характеристики жилого помещения, в частности указана общая площадь жилого помещения.
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения по адресу: ...
Согласно выписке из технического паспорта жилого здания по адресу: ... с поэтажным планом строения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение № состоит из двух комнат, имеет общую площадь ... кв.м.
Аналогичная информация содержится в письме департамента недвижимости администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, справке ... от ДД.ММ.ГГГГ, договоре социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, с учетом положений ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ истцу должно быть предоставлено жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м.
Довод администрации Города Томска о включении многоквартирного дома в перечень программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного фонда на 2017-2025 годы», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же об отсутствии возможности расселить многоквартирный дом ввиду недостаточности финансирования не может быть принят судом.
Как указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Проживание истца в жилом помещении № по адресу: ... представляет реальную угрозу жизни и здоровью, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от установленного органом местного самоуправления срока расселения жильцов указанного многоквартирного дома, а так же наличия, либо отсутствия финансирования.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
На основании изложенного, требования Гарифуллиной Е.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гарифуллиной Елены Игоревны удовлетворить.
Обязать администрацию Города Томска предоставить Гарифуллиной Елене Игоревне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из ... комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м., взамен аварийного.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Перелыгина