РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма 18 июля 2019 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Сироткина П.Б.,
при секретаре Сорокиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Ягодка Юлии Викторовны, Баделиной Светланы Леонидовны, Кукушкиной Людмилы Аркадьевны, Мягковой Ольги Альбертовны, Смирновой Светланы Евгеньевны, Шаровой Анны Адольфовны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии), компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ягодка Ю.В., Баделина С.Л., Кукушкина Л.А., Мягкова О.А., Смирнова С.Е., Шарова А.А. обратились в Кинешемский городской суд Ивановской области с исками к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии), компенсации морального вреда. С учётом заявлений об увеличении размера исковых требований просили взыскать каждая в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и стимулирующие выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ: Ягодка Ю.В. - 146403 рубля 73 копейки, Баделина С.Л. – 116226 рублей 98 копеек, Кукушкина Л.А. - 116878 рублей 11 копеек, Мягкова О.А. - 116878 рублей 11 копеек, Смирнова С.Е. - 116226 рублей 98 копеек, Шарова А.А. - 116226 рублей 98 копеек.
Мотивируют свои исковые требования тем, что каждая из них работает в структурном подразделении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» - Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ягодка Ю.В. в должности врача-бактериолога, Баделина С.Л. в должности фельдшера-лаборанта, Кукушкина Л.А. в должности фельдшера-лаборанта, Мягкова О.А. в должности лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Смирнова С.Е. в должности фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Шарова А.А. в должности лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Приказом Учреждения от 01.12.2016 № 312 утверждено Положение о Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» (далее - Положение о Филиале). Пунктом 4.7 Положения о Филиале предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности Филиала осуществляется за счёт средств федерального бюджета в виде: субсидий на выполнение государственного задания; субсидий на иные цели (целевые субсидии); бюджетных инвестиций. В соответствии с п. 4.10 Положения о Филиале финансовое обеспечение Филиала (за исключением выполнения государственного задания) также осуществляется за счёт средств поступающих за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (п.4.10.1). Выплата заработной платы работникам Учреждения также обеспечивается как за счёт бюджетных средств, так и за счёт средств, полученных из внебюджетных источников.
Приказом Учреждения от 30.12.2016 № 353 «О порядке работ по платным услугам» утверждено Положение о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по оказанию платных работ и медицинских услуг» (далее - Положение о платных услугах).
Согласно п. 2 раздела I Положения о платных услугах к внебюджетным средствам относятся средства, получаемые Учреждением и его филиалами помимо ассигнований, выделяемых им из федерального бюджета, в том числе средства, поступающие за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Разделом I Положения о платных услугах предусмотрены следующие условия:
проведение указанных работ и медицинских услуг должно осуществляться как в основное время работника за счёт повышения интенсивности труда, так и сверх нормы рабочего времени по основной должности (п. 3);
руководство работами, контроль за качеством и ответственность за их выполнение возлагается на заведующих структурными подразделениями; общее руководство данными работами возлагается на заместителе главного врача и главных врачей филиалов (п. 4);
внебюджетные средства направляются на поддержание устойчивого функционирования учреждения, стимулирование и социальную защиту работников (п. 6):
порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждением самостоятельно, распорядителем внебюджетных средств является главный врач учреждения (филиала) (п. 7).
В соответствии с п. 1 раздела III Положения о платных услугах распределение средств, полученных о внебюджетной деятельности, производится после поступления денежных средств на счёт или в кассу Учреждения или его филиалов ежемесячно на следующей основе:
Из общей суммы поступлений за выполненные работы и оказанные медицинские услуги исключаются средства, подлежащие перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость - 18 %. Оставшаяся сумма направляется: до 50% - на развитие материально-технической базы; до 70 % - на стимулирующие выплаты сотрудникам центра (филиала), из них: до 42 % - на стимулирующие выплаты основного персонала на основании представления заведующих отделами и лабораториями (на заведующих отделами и лабораториями на основании представления заместителя главного врача по организационно-методической работе, в филиалах - по решению главного врача); до 28 % на стимулирование административно-управленческого и административно-хозяйственной персонала на основании представления заместителя главного врача по организационно-методической работе (в филиалах - по решению главного врача).
На стимулирующие выплаты производится начисление налогов в соответствии с действующим законодательством. Стимулирующие выплаты по внебюджетной деятельности учитываются во всех случаях расчёта заработной платы (при выплате выходного пособия, сохраняемого среднего заработка при увольнении оплате ежегодного отпуска и т.д.).
Приказом от 30.12.2016 № 353 также утверждены: Приложение № 2 - Перечень платных работ и медицинских услуг; Приложение № 3 - Порядок и сроки оформления документов для начисления оплаты труда по платным работам и услугам; Приложение № 4 - Положение о ценообразовании на платные работы и медицинские услуги Учреждения.
Они (истцы), как работники Учреждения, выполняющие трудовые обязанности по оказанию платных услуг (выполнению платных работ), имеют право на получение от работодателя стимулирующих выплат предусмотренных Положением о платных услугах. Эту обязанность работодатель надлежащим образом не выполняет.
Указанные выплаты производились истцам работодателем по ДД.ММ.ГГГГ включительно. С ДД.ММ.ГГГГ эти выплаты им не производились. За ДД.ММ.ГГГГ эта выплата вновь произведена работодателем.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились к главному врачу Филиала Шалухиной А.Н. с заявлением, в котором просили в письменном виде сообщить причину невыплаты денежных средств по внебюджетной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением копий подтверждающих документов, а также просили начислить и выплатить данные денежные средства. Ответа на данное заявление не последовало, при этом, как указано выше, эта стимулирующая выплата (премия) ДД.ММ.ГГГГ произведена работодателем.
Отказ работодателя в выплате аналогичных премий за период с ДД.ММ.ГГГГ считают необоснованным и незаконным. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ они обратились к главному врачу Филиала Шалухиной А.Н. с заявлением, в котором просили предоставить документы, необходимые для обращения в суд. В том числе просили предоставить документы по внебюджетной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для расчёта невыплаченных премий, но эти документы работодателем предоставлены не были.
Вышеназванными неправомерными действиями работодателя истцам причинён моральный вред, компенсацию которого оценивает каждый из истцов в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований ссылаются на требования ст.ст. 129, 132, 135, 144, 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истцы Ягодка Ю.В., Баделина С.Л., Кукушкина Л.А., Мягкова О.А., Смирнова С.Е., Шарова А.А. о месте и времени судебного заседания извещены правильно и своевременно, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, об отложении рассмотрения дела не представили. Истец Ягодка Ю.В. направила в судебное заседание своих представителей, действующих на основании доверенностей Баранова М.И., Ягодку В.И., остальные истцы направили в судебное заседание своего представителя Баранова М.И., действующего на основании доверенности.
Суд, с согласия представителей истцов Баранова М.И., Ягодки В.И., представителей ответчика Толокновой О.В., Шалухиной А.Н., Ткачук В.А., действующих на основании доверенностей, в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
В судебном заседании представители истцов Баранов М.И., Ягодка В.И. исковые требования с учётом заявлений об увеличении размера исковых требований поддержали по основаниям и доводам, изложенным в исковых заявлениях, письменных объяснениях по делу (том 3 л.д.106), подтвердили свои пояснения, данные ими в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (протокол судебного заседания на л.д. 2-12 том 5). Дополнительно пояснили, что в соответствии с Положением об оплате труда работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (п. 3.10) стимулирующие надбавки за выполнение показателей устанавливаются работникам выполняющим работы (представляющим услуги) и обеспечивающим выполнение работ (предоставление услуг) на период действия указа Президента РФ 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях», исходя из вклада каждого работника в результаты работы структурного подразделения и в целом учреждения.
Стимулирующие надбавки выплачиваются работникам за фактически отработанное время.
Источником финансирования являются средства федерального бюджета в виде субсидий для обеспечения выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнение работ) (« Дорожная карта»).
Положение об оплате труда (п. 7.2 раздел 7) определяет порядок и условия премирования работников Учреждения, а не порядок и условия выплат стимулирующих надбавок, определённых приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 в приложении № 1.
В приложении № 2 данного приказа указано, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда.
При этом следует учитывать, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ объём средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
В соответствии со статистической формой № ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала» Филиала за ДД.ММ.ГГГГ средняя численность работников Филиала за ДД.ММ.ГГГГ составила 65,4 единицы, среднегодовая недоукомплектованность работниками от штата 85 единиц составила 19,6 единиц (23 %) ( код строки 100,№ строки 01, графа 1) с фондом оплаты труда 1 472 000 рублей.
С учётом перекрытия плановых показателей плана финансово-хозяйственной деятельности филиала на 413 610 рублей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области») резерв фонда оплаты труда по Филиалу в ДД.ММ.ГГГГ составил 1 885 610 рублей.
Согласно статистической форме № ЗП-здрав за ДД.ММ.ГГГГ выплачено зарплаты за счёт средств бюджетов всех уровней 13722,3 тыс.руб. (код категории персонала 100, номер строки 01, графа 6). В тоже время Филиал профинансирован из федерального бюджета на оплату труда в сумме 13813,61 тыс.руб.:
-фонд оплаты труда 6660000 руб. - субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг ( выполнение работ) на ДД.ММ.ГГГГ год;
-фонд оплаты труда 7000000 руб. - субсидии, предусмотренные на реализацию Указа Президента РФ(«Дорожная карта») на ДД.ММ.ГГГГ год;
-фонд оплаты труда 153610 руб. - субсидии, предоставленные в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2018 №1318-р и не влияющие на объём государственного заказа.
Основание: Письмо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В связи с чем, ссылка ответчика на привлечение денежных средств от внебюджетной деятельности (платные услуги) для выполнения «Дорожной карты» является необоснованной. Выполнение «Дорожной карты» полностью профинансировано из федерального бюджета.
В соответствии со статистической формой № ЗП-здрав фонд начисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ из средств от приносящей доход деятельности составил 7660,6 тыс.руб. (код категории персонала 100, № строки 01, графа 8, согласно «Положению о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг (раздел III. Распределение внебюджетных средств, п. 1) на стимулирующие выплаты вышеуказанным работникам должно направляться не более 28 % от общей суммы внебюджетного дохода, направляемой на стимулирование всех работников, занятых в выполнении платных услуг.
Если работник выполнял трудовые обязанности по выполнению платных услуг, его труд не может быть не оплачен вообще.
В нарушение трудового законодательства и требований Положения о платных услугах главный врач Филиала установил в спорном периоде 0% стимулирующих выплат основному персоналу (истцам) и 68,77% стимулирующих выплат административно-управленческому и административно-хозяйственному персоналу, включая себя и главного бухгалтера.
Основному персоналу вообще не выплачивались стимулирующие выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2026759 рублей 14 копеек.
Утверждение представителей ответчика о том, что никто из работников Филиала не получал стимулирующие выплаты из внебюджетных средств не соответствует действительности и опровергается имеющимися в материалах дела документами (форма № ЗП-здрав за ДД.ММ.ГГГГ года, выписки из расчётной ведомости за ДД.ММ.ГГГГ (строка 1, графы 12,15).
В нарушении статей 3, 4, 22, 602, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2.8 Коллективного договора, п. 22 Устава Учреждения, трудовых договоров, главный врач Филиала заставляла работников Филиала выполнять работы по внебюджетной деятельности без их личного согласия и не выплачивает заработную плату за выполненную работу как по внебюджетной так и бюджетной деятельности, что является дискриминацией в сфере оплаты труда, а так же является нарушением п. 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации (принудительный труд запрещен).
ДД.ММ.ГГГГ микробиологическая лаборатория, в рамках выполнения платных работ (услуг) на основании Положения о платных услугах и плана финансово-хозяйственной деятельности ДД.ММ.ГГГГ выполнила 103422,2 лабораторных единиц, что равно нагрузке на 5,2 врачебных ставки, на 10,4 ставки лаборантов и на 5,2 ставок санитарок.
Укомплектованность микробиологической лаборатории в ДД.ММ.ГГГГ составила 3 врачебные ставки (включая заведующую лаборатории), 7 ставок среднего медицинского персонала, 1 ставка санитарки. Нагрузка на одного врача-бактериолога составила в 1,7 раза больше нормативной нагрузки, на одного работника среднего медицинского персонала составила в 1,5 раза больше нормативной нагрузки, на одну санитарку составила в 5,2 раза больше нормативной.
Однако главный врач Филиала не оплатила даже нормативную нагрузку на одну врачебную ставку, на одну ставку лаборанта, на одну ставку санитарки согласно Положению о платных услугах.
Просят исковые требования каждого из истцов удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании представители ответчика Толокнова О.В., Шалухина А.Н., Ткачук В.А. суду пояснили, что исковые требования не признают в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в письменных отзывах на иски (том 1 л.д.80-87, 167-174, 253-260, том 2 л.д.76-83, 162-169, 250-257), письменных пояснениях к отзыву ответчика (том 3 л.д. 109-111), в дополнениях к отзывам (том 3 л.д.112-123), подтвердили свои пояснения, данные ими в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (протокол судебного заседания на л.д. 2-12 том 5). Дополнительно пояснили, что сотрудники учреждения в основное рабочее время выполняют работу как по государственному заданию, так и по внебюджетной деятельности. Согласно Положения о работе подразделений по выполнению платных работ и Положения об оплате труда п.7.2 раздел 7 главный врач принимает решение о начислении и размерах стимулирующей выплаты из всех источников, исходя из анализа о финансовой возможности и предстоящих расходов для бесперебойного функционирования учреждения для выполнения возложенных на него задач Учредителем.
ДД.ММ.ГГГГ увеличили финансирование на выполнение показателей по «дорожной карте», но денежные средства из Федерального бюджета поступили на лицевой счёт учреждения лишь в ДД.ММ.ГГГГ, поэтому для достижения показателей «Дорожной карты» отдельным категориям медицинских работников за ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа главного врача филиала на оплату труда работникам в этот период направлялись внебюджетные средства в виде стимулирующих выплат (в расчетных листах за ДД.ММ.ГГГГ «Премия за месяц»).
Одновременно с доведением финансирования на ДД.ММ.ГГГГ в адрес учреждения поступило информационное письмо от Учредителя - Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором заостряют внимание на достижение показателей по «дорожной карте», и направлении высвободившихся внебюджетных денежных средств на развитие материально- технической базы учреждения (филиала), что также повлияло на принятие решения руководителя филиала в ДД.ММ.ГГГГ. При этом права сотрудников не были ущемлены, так как выплаты осуществлялись за счёт другого источника.
Все данные по начислению оплаты труда находятся на контроле Роспотребнадзора, все расходы в том числе и оплата труда отражаются в ежеквартальных и годовых отчётах, которые направляются в органы государственной статистики и в адрес учредителя. Роспотребнадзор отчитывается перед Правительством Российской Федерации о выполнении Указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя, по решению главного врача.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Ягодка Ю.В. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 444126 рублей 31 копейка. ДД.ММ.ГГГГ – 243427 рублей 69 копеек. Повышение среднемесячной заработной платы составило 82%.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Кукушкиной Л.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 223845 рублей 18 копеек. ДД.ММ.ГГГГ – 189109 рублей 50 копеек. Повышение среднемесячной заработной платы составило 18%.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Мягковой О.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 221326 рублей 18 копеек. ДД.ММ.ГГГГ – 184226 рублей 02 копейки. Повышение среднемесячной заработной платы составило 20%.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Смирновой С.Е. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 227006 рублей 91 копейка. ДД.ММ.ГГГГ – 199586 рублей 31 копейка. Повышение среднемесячной заработной платы составило 13,7%.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Баделиной С.Л. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 223044 рубля 61 копейка. ДД.ММ.ГГГГ – 191480 рублей 82 копейки. Повышение среднемесячной заработной платы составило 16,5%.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Шаровой А.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 217885 рублей 69 копеек. ДД.ММ.ГГГГ – 177186 рублей 40 копеек. Повышение среднемесячной заработной платы составило 23%.
Заявили о пропуске истцами срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованию о выплате стимулирующей выплаты (премии) за ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Одной из обязанностей работодателя является обеспечение равной оплаты за труд равной ценности (абз.6 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата (оплата труда работника), как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Часть 1 статьи 191 ТК РФ устанавливает, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.11.2011 № 1605-О-О отметил, что указанные нормы трудового законодательства направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не могут рассматриваться как нарушающие права работника.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счёт средств федерального бюджета.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 с 01 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
В целях реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285 утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судом установлено, что приказом главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» №187 от 23.08.2017 утверждено и введено в действие Положение об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (том 4 л.д. 117-138). Положение включает в себя: минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам; наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822, а также рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за счёт всех источников финансирования, и критерии их установления; условия оплаты труда руководителей учреждений. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор.
Нормы Положения об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» дублируют соответствующие нормы Примерного положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285.
Каждый из истцов является работником обособленного подразделения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» - Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» Ягодка Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-бактериолога (том1 л.д. 6-36), Баделина С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (том1 л.д. 94-124), Кукушкина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (том1 л.д. 181-210), Мягкова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время в должности лаборанта (том2 л.д. 6-33), Смирнова С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта (том2 л.д. 90-119), Шарова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта (том2 л.д. 176-205) и с каждой из них ответчиком заключен трудовой договор.
Между ответчиком и каждым из истцов ДД.ММ.ГГГГ заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где с момента подписания были определены следующие условия оплаты труда: должностной оклад, ставка заработной платы; выплаты компенсационного характера: - выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда; выплаты стимулирующего характера: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет. Ежеквартально производятся выплаты стимулирующего характера после выполнения и оценки показателей эффективности деятельности учреждения и работника. Выплаты производятся при поступлении финансирования из федерального бюджета на эти цели. Могут быть выплачены иные выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами учреждения.
Между ответчиком и каждым из истцов ДД.ММ.ГГГГ заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, где с ДД.ММ.ГГГГ были определены следующие условия оплаты труда:
У истца Ягодка Ю.В.: 1. Оклад – 7126 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 356 рублей 30 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,1 – 712 рублей 60 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1068 рублей 90 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1068 рублей 90 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том1 л.д.29).
У истца Баделиной С.Л.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том1 л.д.118).
У истца Кукушкиной Л.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том1 л.д.204).
У истца Мягковой О.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,05 – 287 рублей 05 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том2 л.д.28).
У истца Смирновой С.Е.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том2 л.д.114).
У истца Шаровой А.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,05 – 287 рублей 05 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том2 л.д.200).
Между ответчиком и истцом Ягодка Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым были определены следующие условия оплаты труда: 1. Оклад – 7126 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 356 рублей 30 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,1 – 712 рублей 60 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1068 рублей 90 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1068 рублей 90 копеек, - персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 1,0 – 7126 рублей. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в размерах и порядке, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами Работодателя (том1 л.д.29).
Ни в трудовых договорах, ни в дополнительных соглашениях к трудовым договорам отсутствует условие о выплате какой-либо составляющей части заработной платы истцов от внебюджетной деятельности учреждения.
В соответствии с п.5.1. раздела 5 «Оплата труда» Коллективного договора Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (том4 л.д. 79-102), оплата труда работников производится в соответствии с трудовым законодательством на основе Положения об оплате труда работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» утверждённого локальным нормативным актом.
Положением об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, а также повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляется за счёт всех источников финансирования (Раздел1. «Общие положения»).
Разделом 7. Положения об оплате труда работников Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» установлен порядок и условия премирования работников Учреждения. В целях поощрения работников за выполненную работу в Учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 применяются следующие виды премирования: премия по итогам работы (за месяц, за квартал, полугодие, 9 месяцев, год); премия за образцовое качество выполняемых работ; премия за выполнение особо важных и срочных работ; премия за интенсивность и высокие результаты работы (п.7.1.). Работники филиала представляются к премированию по утверждению главного врача филиала. Премирование осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оплату труда работников, а также собственных средств Учреждения, направленных на оплату труда. Премия по итогам работы выплачивается в пределах имеющихся средств (п.7.2.). Премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно за интенсивность и высокие результаты работы. Премия работникам может быть выплачена как из фонда оплаты труда, так и за счёт прибыли Учреждения (п.7.5.).
Приказом главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» №353 от 30.12.2016 утверждено Положение о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг, Перечень платных работ и медицинских услуг, Порядок и сроки оформления документов для начисления оплаты труда по платным работам и медицинским услугам, Положение о порядке ценообразования на платные работы и медицинские услуги по ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» и его филиалам (том 4 л.д. 105-116). Данные локальные нормативные акты были приняты в целях упорядочения организации и проведения платных работ и медицинских услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области».
В вышеуказанных локальных нормативных актах отсутствует условие об обязанности работодателя ежемесячно выплачивать работникам, принимающим участие при выполнении платных работ и медицинских услуг, какую-либо составную часть их заработной платы, а также не установлена нижняя граница на стимулирующие выплаты работникам из общей суммы поступлений за выполненные платные работы и медицинские услуги.
В соответствии с Положением о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг:
Проведение платных работ и медицинских услуг должно осуществляться как в основное время работника за счёт повышения интенсивности труда, так и сверх нормы рабочего времени по основной должности (п.3). Внебюджетные средства направляются на поддержание устойчивого функционирования учреждения, стимулирование и социальную защиту работников (п.6). Порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждением самостоятельно. Распорядителем внебюджетных средств является главный врач учреждения (филиала) (п.7).
Положением о работе подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» по выполнению платных работ и медицинских услуг предусмотрен следующий порядок распределения внебюджетных средств. Распределение средств, полученных от внебюджетной деятельности, производится после поступления денежных средств на счёт или в кассу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» или его филиалов (при наличии оригинала договора и подписанного обеими сторонами акта об оказании услуг) - ежемесячно на следующей основе:
Из общей суммы поступлений за выполненные работы и оказанные медицинские услуги исключаются средства, подлежащие перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость - 18%. Оставшаяся сумма направляется:
- до 50% - на развитие материально-технической базы;
- до 70% - на стимулирующие выплаты сотрудникам центра (филиала) из них:
- до 42% - на стимулирующие выплаты основного персонала на основании представления заведующих отделами и лабораториями (на заведующих отделами и лабораториями на основании представления заместителя главного врача по организационно- методической работе, в филиалах - по решению главного врача);
- до 28% на стимулирование административно-управленческого и административно-хозяйственного персонала на основании представления заместителя главного врача по организационно-методической работе (в филиалах-по решению главного врача).
На стимулирующие выплаты производится начисление налогов в соответствии с действующим законодательством.
Стимулирующие выплаты по внебюджетной деятельности учитываются во всех случаях расчёта заработной платы (при выплате выходного пособия, сохраняемого среднего заработка при увольнении, оплате ежегодного отпуска и т.д.)
В целях совершенствования государственной социальной политики, сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Указом Президента Российской Федерации № 597 от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлено принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа).
В соответствии с данным поручением, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа).
Согласно разделу I Программы, ее действие распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Реализация Программы осуществляется в отношении федеральных государственных учреждений Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений.
Приказом Роспотребнадзора № 274 от 30 апреля 2013 года утверждён «План мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности деятельности подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и их работников. В данном приказе указано, что целью «дорожной карты» является оптимизация структуры и повышение качества выполняемых учреждениями работ (оказываемых услуг) в сферах здравоохранения и науки как в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Роспотребнадзора, так и работ (услуг), выполняемых подведомственными учреждениями сверх установленного государственного задания, на основе повышения эффективности деятельности учреждений и их работников.
В адрес руководителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» поступило информационное письмо от руководителя Роспотребнадзора от 23.01.2018 года №01/745-2018-26, в котором было обращено внимание на достижение показателей по «дорожной карте», а также рекомендовано высвободившиеся средства от приносящей доход деятельности направлять на развитие материально-технической базы учреждения (том4 л.д.139).
Суд считает необходимым отметить, что с учётом условий дополнительных соглашений к трудовым договорам истцов, действовавших в спорный период, размер ежемесячной заработной платы без дополнительных выплат составлял:
- У истца Ягодка Ю.В.: 1. Оклад – 7126 рублей; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 356 рублей 30 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,1 – 712 рублей 60 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 1068 рублей 90 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 1068 рублей 90 копеек, - персональный повышающий коэффициент к окладу за счёт субсидий в размере 1,0 – 7126 рублей (том1 л.д.29). Итого 17458 рублей 70 копеек.
- У истца Баделиной С.Л.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек (том1 л.д.118). Итого 8324 рубля 45 копеек.
- У истца Кукушкиной Л.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек (том1 л.д.204). Итого 8611 рублей 50 копеек.
- У истца Мягковой О.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Выплаты компенсационного характера: выплата компенсационного характера за работу в тяжёлых условиях труда, работах с вредными и (или) иными особыми условиями труда в размере 5% оклада 287 рублей 05 копеек; 3. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,05 – 287 рублей 05 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек (том2 л.д.28). Итого 8037 рублей 40 копеек.
- У истца Смирновой С.Е.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек (том2 л.д.114). Итого 8324 рубля 45 копеек.
- У истца Шаровой А.А.: 1. Оклад – 5741 рубль; 2. Стимулирующие выплаты устанавливаются на срок до ДД.ММ.ГГГГ: -повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности в размере 0,05 – 287 рублей 05 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за высшую квалификационную категорию в размере 0,15 – 861 рубль 15 копеек, - повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет 0,15 – 861 рубль 15 копеек (том2 л.д.200). Итого 7750 рублей 35 копеек.
По сведениям ответчика, которые не оспорены стороной истцов:
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Ягодка Ю.В. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 444126 рублей 31 копейка. В 2017 заработная плата составляла 243427 рублей 69 копеек. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 200698 рублей 62 копейки. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 20285 рублей 64 копейки, а в 2018 году – 37010 рублей 52 копейки. Повышение составило 82%.
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Баделиной С.Л. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 223044 рубля 61 копейка. В 2017 заработная плата составляла 191480 рублей 82 копейки. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 31563 рубля 79 копеек. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 15956 рублей 73 копейки, а в 2018 году – 18587 рублей 05 копеек. Повышение составляет 16,5%.
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Кукушкиной Л.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 223845 рублей 18 копеек. В 2017 заработная плата составляла 189109 рублей 50 копеек. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 23146 рублей 56 копеек. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 15759 рублей 12 копеек, а в 2018 году – 18653 рубля 76 копеек. Повышение составило 18%.
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Мягковой О.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 221326 рублей 18 копеек. В 2017 заработная плата составляла 184226 рублей 02 копейки. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 37100 рублей 16 копеек. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 15352 рубля 17 копеек, а в 2018 году – 18443 рубля 84 копейки. Повышение составило 20%.
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Смирновой С.Е. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 227006 рублей 91 копейка. В 2017 заработная плата составляла 199586 рублей 31 копейка. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 27420 рублей 60 копеек. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 16632 рубля 19 копеек, а в 2018 году – 18917 рублей 24 копеек. Повышение составило 13,7%.
- в ДД.ММ.ГГГГ истцу Шаровой А.А. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 217885 рублей 69 копеек. В 2017 заработная плата составляла 177186 рублей 40 копеек. Повышение в ДД.ММ.ГГГГ составило 40699 рублей 29 копеек. Среднемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составляла 14765 рублей 53 копейки, а в 2018 году – 18157 рублей 14 копеек. Повышение составило 23%.
В течение спорного периода каждому из истцов помимо стимулирующих выплат, указанных в дополнительных соглашениях к трудовым договорам, выплачивалась стимулирующая надбавка по показателям эффективности работы, что подтверждается расчётными листками истцов, выписками из расчётной ведомости (том3 л.д.144-167) и соответствующими приказами (том4 л.д.140-265).
За ДД.ММ.ГГГГ работникам Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» была начислена заработная плата в размере 21382,9 тыс.рублей, из них 13722,3 тыс.рублей за счёт бюджетов всех уровней, 7660,6 тыс.рублей за счёт средств от приносящей доход деятельности (том4 л.д.43-78). Общие поступления денежных средств от приносящей доход деятельности за ДД.ММ.ГГГГ составили 20053524 рублей 70 копеек, расходы на выплату персоналу составили 10431571 рубль 19 копеек, с учётом взносов по обязательному социальному страхованию (том3 л.д.228-235).
Каждому из истцов в течение спорного периода ежемесячно часть заработной платы выплачивалась за счёт средств от приносящей доход деятельности, что подтверждается выписками из расчётной ведомости (том3 л.д.126-167).
Из расчётных листков истцов видно, что каждый из истцов в основное рабочее время выполняли работу как по государственному заданию, так и по внебюджетной деятельности. Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
Анализируя и оценивая все представленные суду доказательства, их относимость, допустимость и достоверность, как в отдельности каждого доказательства, так и всех их в совокупности и взаимной связи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к однозначному выводу о том, что при изложенных выше обстоятельствах работодателем права истцов по оплате их труда нарушены не были, в связи с чем, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика в пользу истцов стимулирующих выплат (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Представителями ответчика заявлено о применении судом последствий пропуска истцами срока для обращения за защитой нарушенного права в суд, установленного статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации по исковым требованиям о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за ДД.ММ.ГГГГ. Представители истцов считают, что срок истцами пропущен по уважительной причине и просят его восстановить.
Судом установлено, не оспаривается это и стороной истцов о том, что в соответствии с п.5.4. Коллективного договора заработная плата выплачивается в течение одного рабочего дня: за первую половину месяца 20 числа текущего месяца, за вторую половину 5 числа следующего месяца. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ). Выплата осуществляется через кассу Учреждения или перечисляется на банковский счёт. Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы и другим выплатам составляет три рабочих дня (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Оплата отпуска (согласно графику отпусков) производится не позднее, чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ).
То есть о предполагаемом нарушении своих прав о невыплате стимулирующей выплаты (премии) за ДД.ММ.ГГГГ истцам стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С исками в суд истец Ягодка Ю.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, а остальные истцы – ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассматривая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока, суд приходит к выводу об отсутствии таковых, с учётом разъяснений, указанных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 29.05.2018 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с февраля по декабрь 2018 года, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований и в удовлетворении требований истцов о компенсации морального вреда, поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истцов, а также факта причинения истцам действиями ответчика физических или нравственных страданий.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований истцам следует отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Ягодка Юлии Викторовне отказать в полном объёме.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Баделиной Светлане Леонидовне отказать в полном объёме.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Кукушкиной Людмиле Аркадьевне отказать в полном объёме.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Мягковой Ольге Альбертовне отказать в полном объёме.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Смирновой Светлане Евгеньевне отказать в полном объёме.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» в лице Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в городе Кинешме, Заволжском и Кинешемском районах» о взыскании стимулирующей выплаты (премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда Шаровой Анне Адольфовне отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий П.Б. Сироткин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ