РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"25" апреля 2012 г. Кизилюртовский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
при секретаре Алхановой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по исковому заявлению представителя Зубаханова У.Г. - Магомедова Ю.М. к Борагановой К.Г. о признании недействительным договора дарения земельного участка с жилым домом от 17.12.2009 года, и признании недействительным регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Магомедов Ю.М., действующий на основании доверенности в интересах Зубаханова У.Г., обратился в суд с иском в интересах своего доверителя к Борагановой К.Г. о признании недействительными договора дарения Зубахановым У.Г. Борагановой К.Г. земельного участка и жилого дома, расположенных в <адрес>, и регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости от истца к ответчику.
Представитель истца Магомедов Ю.М. поддержал исковые требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям и пояснил суду, что примерно осенью 2009 г., между Зубухановым У.Г. и Борагановой К.Г. было достигнуто устное соглашение, в соответствии которым Зубуханов У.Г. обещал передать в собственность Борагановой К.Г. земельный участок с жилым домом, расположенные в Кизилюртовском районе, <адрес>, взамен за то, что та будет ухаживать за ним, так как он находится в престарелом возрасте и нуждается в постоянном уходе. Первоначально Бораганова К.Г. исполняла свои обязанности по ухаживанию за Зубухановым У.Г., в связи с чем в декабре 2009 г., Зубуханов У.Г. по просьбе Борагановой К.Г. предоставил ей документы на домовладение, во временное пользование, и 17 декабря 2009 г., по просьбе Борагановой К.Г. его доставили в регистрационную службу в г.Кизилюрте. По приезду в регистрационную службу, Зубуханову У.Г. предоставили на подпись документ, объяснив ему, что это и есть тот документ, о котором и было достигнуто устное соглашение по уходу за Зубухановым У.Г. Зубуханов У.Г., будучи без очков, поверив Борагановой К.Г., в указанном документе расписался. В последствии ему вернули все документы на жилой дом и земельный участок. Со слов Зубуханова У.Г., Бораганова К.Г. после подписания документа, иногда приходила, и осуществляла уход за Зубухановым У.Г., но все реже и реже. Когда Бораганова К.Г. уже почти не навещала Зубуханова К.Г., и не интересовалась его состоянием, Зубуханов У.Г., сообщил Борагановой К.Г., о том, что он расторгнет договор, достигнутый между ними. Когда Зубуханову У. Г. разъяснили, что это не договор о его содержании, а дарственное, тогда он понял, что его обманули. В настоящее время, Зубуханов, изъявил желание расторгнуть договор дарения, так как, не имел таких намерений, и в связи с тем, что Бораганова К.Г., не исполняет свои обязанности по уходу за ним, взамен земельного участка с жилым домом.
Договор дарения подлежит признанию недействительным по следующим основаниям: Зубуханов У.Г., имеет только начальное образование, и в силу своего возраста не владеет полноценно русским языком, имеет слабое зрение и без очков не может прочесть то, что написано в документе, а договор дарения, со слов истца, ему предоставили на подпись тогда, когда он находился в регистрационной службе без очков, указав ему, где необходимо подписаться. Таким образом, ему предоставили договор, не согласованный с ним, по смыслу и значению дарственной, ее юридические последствия ему также ни кто не разъяснял. У Зубуханова У.Г. не было намерений подарить земельный участок и жилой дом, он изъявил желание передать свое имущество ответчику, взамен ухаживания за ним, что в данном случае, ответчик использовал по своему усмотрению, обманным путем, предъявив на подписание договор дарения, а не договор на свое содержание.
Таким образом, подписанный договор дарения не соответствует его волеизъявлению.
Ответчица фактически после получения в дар земельный участок с домовладением, во владения не вступила, не пользовалась имуществом, и фактически имущество не перешло в собственность ответчика.
В связи с признанием недействительным договора дарения, послужившим основанием для регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок и жилой дом от Зубуханова к Борагановой, необходимо признать недействительным и эту регистрацию.
Ответчица Бораганова К.Г. обратилась в суд с письменным заявлением, в котором указывает, что исковые требования она признает, ей подаренный дом и земельный участок не нужны, поскольку она имеет свое жилье и на этот дом не претендует. Она перестала за ним ухаживать в связи с тем, что он её выгнал, и заявил, что отменит договор дарения. Просила рассмотреть дело без ее участия, в связи с чем дело рассмотрено без участия ответчика.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора - Управления Росреестра РФ по РД (Кизилюртовский районный отдел) Ахмедова Ш.С., действующая на основании доверенности, пояснила суду, что 09.06.2008 году Зубаханов У.Г. обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок (код №), расположенный по адресу РД, <адрес> на основании выписки из похозяйственной книги от 11.01.2008года. А также он обратился с заявлением от 09.11.2009 года о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по этому же адресу на основании кадастрового паспорта на жилой дом, выдан 29.10.2009 году филиалом по г.Кизилюрт и Кизилюртовскому району ГУП «Дагтехинвентаризация» на основании предоставленных документов было зарегистрировано право собственности на земельный участок 04.07.2008г., а жилой дом 04.12.2009 году. Далее на государственную регистрацию был представлен договор дарения земельного участка с жилым домом от 17.12.2009 года заключенный между Зубахановым У.Г. (дарения) и Борагановой К.Г., а также заявление на его регистрацию и переход права собственности, к Борагановой К.Х. на указанный земельный участок и жилой дом, все представленные документы по форме и содержанию соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем было принято решение государственным регистратором о государственной регистрации данного договора дарения и перехода права собственности на жилой дом и земельный участок к Борагановой К.Г. 20.01.2010 года заключив ЕГРП № (о государственной регистрации договора дарения) и 20.01.2010г. № (на жилой дом), 20.01.2010 году, запись № (на земельный участок)
Заслушав объяснения сторон и исследовав все представленные им доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Зубаханова У.Г. об отмене договора дарения и возврате дара, признании недействительным регистрации перехода права обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец представил суду: договор дарения от 17.12.2009 года, составленный и заверенный в ЕГРП Кизилюртовским межрайонным отделом УФРС по РД регистратором Ахмедовой Ш.С. 20.01.2010 г.; паспорт №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД Кизилюртовского района Зубаханову У.Г. ДД.ММ.ГГГГ рождения; технический паспорт на жилой дом по адресу <адрес>, правообладателем которого является Зубаханов У.Г.; домовую книгу, согласно которой Зубаханов У.Г. проживает в <адрес>; удостоверение участника ВОВ серии №, выданное 22.09.2005 году Зубаханову З.Г.; свидетельство о государственной регистрации на праве собственности 05-АА 256341 (объект права: земельный участок), выданное ДД.ММ.ГГГГ Борагановой К.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения; свидетельство о государственной регистрации права на праве собственности № (объект права: жилой дом), выданное 20.01.2010 г. Борагановой К.Г. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Ксерокопии документов приобщены к делу.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с требованиями ч.3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что фактически предмет дара не передан одаряемому, указанный договор подлежит признанию недействительным.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст.170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. В данном случае договор дарения является притворной сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку - договор пожизненного содержания, в связи с чем к этой сделке необходимо применить правила, относящиеся к договору пожизненного содержания. В соответствии с требованиями ч.2 ст. 605 ГК РФ при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.
Более того, в соответствии с требованиями ч 1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. А в соответствии с требованиями ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Ответчица Бораганова признала исковые требования Зубуханова, оснований для отказа в принятии признания иска не усматривается.
В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В связи с тем, что судом признается недействительным договор дарения Зубухановым недвижимого имущества Борагановой, то это влечет и недействительность и регистрации перехода права собственности на это недвижимое имущество от Зубуханова к Борагановой в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным договор дарения Зубахановым У.Г. Борагановой К.Г. земельного участка с жилым домом, расположенные в <адрес>, от 17.12.2009 года.
Признать недействительным регистрацию перехода права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные в сел. <адрес>, от Зубуханова У.Г. к Борагановой К.Г., произведенную в Кизилюртовском районном отделе Управления Росреестра РФ по РД, на основании вышеуказанного договора дарения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: