Гр.дело № 2-576/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Покровка 29 декабря 2018 года
Октябрьского района
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Загорулько А.В.,
при секретаре Чекалдиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федореевой В.Н. к Администрации Октябрьского района Приморского края, Администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края об установлении факта постоянного проживания в жилом доме, оказавшемся в границах зоны ЧС, признании права на получение разовой материальной помощи и возложении обязанности,
У с т а н о в и л :
Истец Федореева В.Н. обратился в Октябрьский районный суд с иском к Администрации Октябрьского района Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района Приморского края включить истца в Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, в связи с повреждением жилого дома, утратой имущества первой необходимости и урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация.
В обоснование иска Федореева В.Н. указал в исковом заявлении следующее.
В августе 2018 г., в связи с ливневыми дождями, ее дом, расположенный в <адрес> попал в зону затопления.
28.08.2018 г. обратилась в Администрацию Октябрьского района с заявлением о включении ее в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, но получила отказ в удовлетворении заявления, который мотивирован тем, что она не имеет регистрации по месту фактического проживания.
Считает, что Администрация Октябрьского района неправомерно отказала ей в выплате разовой материальной помощи, т.к. местом фактического проживания гражданина считается его фактическое местонахождение. В момент наводнения находилась в доме по вышеуказанному адресу, ее личные вещи также находились в жилом помещении. Справка из похозяйственной книги также подтверждает факт ее постоянного проживания по <адрес>.
Просила суд обязать Администрацию Октябрьского района Приморского края включить ее в Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи: в сумме 10 000 руб. в связи с повреждением дома; в сумме 50 000 руб., в связи с утратой имущества первой необходимости; в сумме 10 000 руб. в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация.
В качестве соответчика по настоящему делу судом привлечена Администрация Приморского края.
В судебном заседании истец Федореева В.Н. поддержала заявленные требования, дополнив их требованиями об установлении факта ее постоянного проживания по <адрес> на период введения чрезвычайной ситуации, и признании за ней права на получение разовой материальной помощи.
Дополнительно пояснила, что в домовладении по <адрес> постоянно проживает с 01.06.2010 года. Данный жилой дом купила, передав прежнему собственнику по расписке 12 000 рублей. Договор купли-продажи не составляли, дом планировалось первоначально использовать под дачу. Зарегистрирована в <адрес>, данное жилье ей не принадлежит, является муниципальной собственностью. По месту жительства в <адрес> получает пенсию и надбавку к пенсии, оплачивает счета за электричество, получает почту. Данные обстоятельства, а также судебные решения Октябрьского районного суда за 2015, 2016, 2017 г.г., на основании которых за ней также признавалось право на получение разовой материальной помощи, в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке в результате ливневых дождей, подтверждают факт ее постоянного проживания по вышеуказанному адресу.
В августе 2018 г. в результате ливневых дождей затопило ее домовладение и приусадебный участок. Жилой дом был полностью в воде. По ее заявлению выезжала комиссия, были составлены акты обследования жилого дома, утраты урожая и имущества в результате чрезвычайной ситуации. Были выявлены повреждения пола, печного фундамента, дверных блоков, стен. Полностью утрачены кресло, кровать, диван, стол, а шкаф для одежды и шкаф для посуды пострадали на 50 %. Также была установлена утрата урожая на придомовом земельном участке, где она выращивала картофель и другие овощи.
Представитель ответчика – Департамента труда и социального развития Приморского края Бобряков С.Г., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, т.к. истец не зарегистрирована по адресу с. Новогеоргиевка ул. Лазо-17, не имеет правоустанавливающих документов на жилой дом.
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков: Администрации Октябрьского района Приморского края и Администрации Приморского края, которые надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, которые ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Глава Октябрьского района в адресованном суду ходатайстве о рассмотрении дела без своего участия, просил отказать истцу в иске, поскольку Федореева В.Н. не зарегистрирована на территории Октябрьского района, где был введен режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок и жилой дом.
Администрация Приморского края представила суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать истцу в заявленных требованиях, поскольку Федореевой В.Н. не доказан факт постоянного и преимущественного проживания по заявленному в иске адресу.
Оценив заявленные требования, выслушав истца, представителя ответчика – Департамента труда и социального развития <адрес>, ознакомившись с возражениями Администрации Октябрьского района Приморского края, и письменным отзывом на иск Администрации Приморского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Как следует из п.п. «л» п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» утверждено Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края.
Постановлением Губернатора Приморского края от 27.08.2018 г. № 43-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера» на территории Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера и установлен региональный уровень реагирования; границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ, в том числе, Октябрьского муниципального района.
На основании Постановления Администрации Октябрьского района Приморского края № 692-п от 27.08.2018 г. «О введении на территории Октябрьского муниципального района режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» на территории Октябрьского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера и установлен местный уровень реагирования; границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах населенных пунктов, в том числе, <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «ж» п.6.2 Положения о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» (далее Положения) средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование оказания разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений, в размере: 10,0 тыс. рублей – в связи с повреждением жилого дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); 50,0 тыс. рублей – в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости), 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на земельном участке (придомовом земельном участке), расположенном в границах территории муниципального образования Приморского края, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии с п. 6.3 и п. 6.4 Положения к имуществу первой необходимости в рамках настоящего Положения относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности: электроприборы для приготовления пищи (пароварка, мультиварка, кашеварка, скороварка), электрочайник, холодильник, газовая (электро) плита, стол, шкаф для посуды, стиральная машина, телевизор, шкаф для одежды, кресло, кровать, диван, водонагреватель, котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды (в случае отсутствия центрального водоснабжения).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации трех и более предметов из имущества первой необходимости, указанного в пункте 6.3 настоящего постановления, непригодное для использования состояние.
В соответствии с п.п. 2, 3, 4 п.7.4. Положения для обоснования выделения средств из финансового резерва для оказания разовой материальной помощи органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в департамент труда и социального развития Приморского края через его территориальные отделы следующие документы: списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (п.п.2), списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (п.п.3), списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация (п.п.4).
В соответствии с п.7.5.1. Положения формирование списка пострадавших граждан, предусмотренного п.п. 2 п. 7.4. указанного постановления осуществляется на основании: заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации, актов обследования жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации, право на получение разовой материальной помощи, включение в соответствующий список в целях получения разовой материальной помощи устанавливается в судебном порядке
В соответствии с п.7.5.2. Положения формирование списка пострадавших граждан, предусмотренного п.п. 3 п. 7.4. указанного постановления осуществляется на основании: заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации на дату введения режима чрезвычайной ситуации; актов обследования утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации, право на получение разовой материальной помощи, включение в соответствующий список в целях получения разовой материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Согласно п.7.5.3. Положения формирование списка пострадавших граждан, предусмотренного подпунктом 4 пункта 7.4 настоящего Положения, осуществляется в отношении придомового земельного участка на основании заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи, актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, оказавшихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
29.08.2018 г. Федореева В.Н. обратилась в Администрацию Октябрьского района Приморского края с заявлением о включении ее, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в список на оказание разовой материальной помощи: в размере 10 000 руб. в связи с повреждением жилого дома; в размере 50 000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости, и в размере 10 000 руб. в связи с утратой урожая на земельном участке.
Администрацией Октябрьского района истцу было отказано во включении ее в Списки граждан нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, в связи с тем, что Федореева В.Н. не имеет регистрации по месту жительства. Кроме того, как следует из письменных доводов ответчика, отказ также обусловлен тем, что истец не имеет правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Как следует из ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Федерального Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 Федерального Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Федореева В.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из содержания рапорта участкового уполномоченного ОМВД РФ по Октябрьскому району Иванова В.В. следует, что по адресу: <адрес> проживает около пяти лет Федореева В.Н., ведет домашнее хозяйство, имеет приусадебный участок, огород.
Согласно справке, выданной администрацией Покровского сельского поселения от 05.09.2017 г. Федореева В.Н. действительно проживает по адресу: <адрес>.
По сообщению начальника ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району, Федореева В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 13.10.2006 года.
Согласно заявлению Федореевой В.Н. в ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району об изменении паспортных данных от 30.11.2012 г., адрес ее фактического проживания: <адрес>.
Из пенсионного удостоверения истца и квитанции к поручению № на доставку пенсии Федореевой В.Н. усматривается, что выплата пенсии истице производится по адресу: <адрес>.
Кроме того, как следует из решений Октябрьского районного суда Приморского края от 06.10.2017 г. и 31.10.2016 г., судом устанавливался факт постоянного проживания истца по адресу: <адрес>, в связи с разрешением аналогичных исковых требований.
Выпиской из похозяйственной книги подтверждаются доводы истца о том, что в пользовании Федореевой В.Н. находится земельный участок площадью 300 кв.м., расположенный в <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в похозяйственной книге Покровским сельским поселением сделана запись.
Согласно акта от 05.09.2018 г. обследования жилого дома, расположенного по <адрес>, поврежденного в результате ЧС, в результате осмотра комиссией установлены следующие повреждения объекта: повреждение пола, дверных блоков, стен, печного фундамента.
Из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 05.09.2018 г. по адресу: <адрес> усматривается, что полностью утрачены кресло, кровать, диван, стол, а шкаф для одежды и шкаф для посуды пострадали на 50 %.
Из акта обследования утраченного урожая от 05.09.2018 года следует, что урожай картофеля, моркови, свеклы, капусты на земельном участке по <адрес> утрачен.
По заключению комиссии жилой дом, имущество первой необходимости и урожай повреждены и утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, на основании представленных доказательств, нашел свое подтверждение факт постоянного проживания истца Федореевой В.Н в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в период чрезвычайной ситуации, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2018 года, а также факты частичной утраты истцом имущества первой необходимости и утраты урожая на придомовом земельном участке, предоставленном истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
Поскольку, администрацией Октябрьского района Приморского края отказано Федореевой В.Н. во включении в списки на оказание разовой материальной помощи в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, то обращение Федореевой В.Н. в суд с указанным исковым заявлением обоснованно.
Приходя к выводу об установлении факта постоянного проживания Федореевой В.Н. в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Приморского края от 27.08.2018 № 43-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера», суд удовлетворяет требования истца о признании за Федореевой В.Н. права на получение разовой материальной помощи за счет средств финансового резерва для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая и в размере 50 000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Исходя из этого, суд обязывает Администрацию Октябрьского района Приморского края включить Федорееву В.Н. в соответствующие Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи.
Вместе с тем не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ней права на получение разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с повреждением жилого дома, поскольку истцом не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение, подтверждающие законность владения Федореевой В.Н. данным недвижимым имуществом.
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 264-268, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Иск Федореевой В.Н. удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Федореевой В.Н. в жилом помещении по адресу: <адрес>, на территории Октябрьского муниципального района Приморского края в период чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Приморского края от 27.08.2018 № 43-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера».
Признать за Федореевой В.Н. право на получение разовой материальной помощи в размере 50 000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, и в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, за счет средств финансового резерва, выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с п.п. «ж» п. 6.2 Положения о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Возложить обязанность на Администрацию Октябрьского района Приморского края включить Федорееву В.Н. в Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, соответственно по форме согласно приложениям № 4 и № 5 к Положению о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденному Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 г. № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2019 года.
Судья А.В. Загорулько