УИД 28RS0008-01-2021-000265-06 Дело № 2-201/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 17 марта 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя истца – ФИО3, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к Митрохина НН о признании договора аренды прекратившим свое действие, возложении обязанности возвратить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Зейский районный суд с указанным иском с требованием признать договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между КУМИ <адрес> и Митрохина НН, прекратившим свое действие по окончании срока – <Дата обезличена>, возложить на ответчика обязанность передать истцу по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 239 кв.м. В обоснование заявленных требований указав о том, что <Дата обезличена> между КУМИ <адрес> (Арендодателем) и Митрохина НН (Арендатором) был заключен договор <Номер обезличен> (далее - Договор), в соответствии с которым Митрохина НН был передан в аренду вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>. Фактически переданный в аренду земельный участок является дополнительным к земельному участку с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащему Митрохина НН на праве собственности, и для эксплуатации жилого дома не используется, строений на нём не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> и снимком с публичной кадастровой карты. Договор заключен на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (номер регистрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Согласно п. 6.3 Договора при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия он считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях, какие предусмотрены Договором. Между тем, письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец заявил ответчику о прекращении Договора и о необходимости возврата земельного участка арендодателю по акту приема-передачи в срок до <Дата обезличена>. Данное уведомление получено Митрохина НН <Дата обезличена> по почте заказным письмом. Согласно п. 6.4 Договора при его прекращении арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок в надлежащем состоянии. До настоящего времени объект аренды ответчиком истцу не передан. <Дата обезличена> от ответчика в адрес истца поступило письмо, из которого следует, что Митрохина НН считает Договор пролонгированным по <Дата обезличена>.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Митрохина НН в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя ФИО5.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что до <Дата обезличена> заявления о нежелании продлить договор аренды от КУМИ <адрес> не поступало, в связи с чем считает договор пролонгированным на срок до <Дата обезличена>. Уведомление КУМИ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, направленное в адрес его доверителя, не содержит волеизъявления КУМИ об отказе от дальнейшего продления срока договора, а именуется как об отказе договора аренды, хотя с таким заявлением Митрохина НН не обращалась, в письме ей лишь напомнили о сроках его прекращения. Также представитель ответчика указал на невыполнение истцом требования п. 4.4.5 договора <Номер обезличен>.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как следует из ст. 609 ГК РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу ст. 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно ст. 46 Земельного кодекса РФ, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Расторгнуть договор аренды земельного участка возможно по общим основаниям, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 1 ст. 46 ЗК РФ). Такие основания предусмотрены, в частности, ст. ст. 619 ГК РФ.
Специальные основания прекращения аренды земли установлены Земельным кодексом РФ (ст. 46, п. 2 ст. 45 ЗК РФ). В этих нормах используется более широкое по сравнению с расторжением понятие - прекращение аренды. Это связано в том числе с тем, что порядок прекращения (расторжения) договора аренды земли в ряде случаев имеет особенности по сравнению с правилами расторжения по Гражданскому кодексу РФ. Большинство специальных оснований дают право прекратить отношения по договору арендодателю. Так, по его требованию или инициативе аренда прекращается, если не использует участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (с учетом исключений, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
Согласно ст. 622 ГК РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Как следует из п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из материалов дела установлено, на основании постановления администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> (Арендатором) и Митрохина НН (Арендатором) <Дата обезличена> был заключен договор <Номер обезличен> аренды земельного участка, согласно которому Арендатору был передан в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес> для эксплуатации жилого дома общей площадью 239 кв.м., при этом в собственности Митрохина НН находится земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, предоставленный для эксплуатации <адрес> двухквартирного жилого дома (для объектов жилой застройки), адрес ориентира: <адрес>, участок находится в км на север от ориентира (жилой дом), что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена>.
Из акта приема-передачи земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», передал Митрохина НН, именуемой в дальнейшем «Арендатор», а она приняла земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> из земель из земель поселений, находящийся по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома сроком на 15 лет.
Договор аренды <Номер обезличен> земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> зарегистрирован в ЕГРН в установленном законом порядке <Дата обезличена> за номером <Номер обезличен>, срок на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена>.
В силу п. 2.1 договора <Номер обезличен> срок аренды участка устанавливается с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за три месяца до истечении срока действия договора (п. 4.3.3).
Все изменения и дополнения к договору оформляются сторонами в письменной форме (п. 6.1).
Договор может быть расторгнуть по требованию арендодателя по решению суда и на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п. 4.1.1 (п. 6.2).
Согласно п. 6.3 Договора, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях, какие предусмотрены настоящим договором.
При прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии (п. 6.4).
<Дата обезличена> КУМИ в адрес Митрохина НН направлено письменное уведомление <Номер обезличен> «Об отказе договора аренды», согласно которому арендодатель (КУМИ) уведомляет арендатора (Митрохина НН) о прекращении договора <Номер обезличен> по окончании срока его действия и предлагает в срок до <Дата обезличена> освободить вышеуказанный земельный участок и передать его по акту приема-передачи КУМИ <адрес>. Согласно почтового идентификатора <Номер обезличен> указанное письменное уведомление получено Митрохина НН <Дата обезличена>.
В ответ на уведомление <Номер обезличен> Митрохина НН <Дата обезличена> направила сообщение, из которого следует, что желания расторгать спорный договор аренды у нее нет, на основании п. 6.3 договора <Номер обезличен> при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора, по окончании срока его действия, договор считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях, а следовательно договор <Номер обезличен> был автоматически пролонгирован на срок до <Дата обезличена>.
Согласно позиции Митрохина НН уведомление КУМИ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, направленное в ее адрес, не содержит волеизъявления КУМИ об отказе от дальнейшего продления срока договора, а лишь напомнило ей о сроке его прекращения. Также ответчик указал на невыполнение истцом требования п. 4.4.5 договора <Номер обезличен>.
Вместе с тем, из п. 4.4.5 договора <Номер обезличен> следует, что Арендатор (в данном случае ответчик Митрохина НН) обязан письменно, не позднее чем за три месяца сообщить арендодателю о предстоящем освобождении участка в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном освобождении.
Обязанность арендодателя (КУМИ <адрес>) об уведомлении арендатора (Митрохина НН) о намерении расторжения договора в определенный срок договором аренды <Номер обезличен> не установлена. Спорный договор содержит п. 6.3, согласно которому при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях, какие предусмотрены настоящим договором.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 57 ГПК РФ, следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Как было указано выше, согласно уведомления от <Дата обезличена> Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> известил Митрохина НН о прекращении договора аренды по истечении срока на который он был заключен и о необходимости освободить арендованный земельный участок. Указанное уведомление получено ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором и не оспаривается ответчиком.
Вопреки доводам ответчика Митрохина НН, истцом надлежаще выполнено условие п. 6.3 спорного договора о направлении ответчику письменного уведомления о прекращении договора. При этом доказательств выполнения ответчиком п. 4.3.3 указанного договора, дающем Митрохина НН преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок, путем направления письменного заявления, арендодателю не позднее чем за три месяца до истечении срока действия договора, в материалах дела не имеется.
Таким образом, арендодатель (истец) изъявил свое желание о прекращении договора аренды <Номер обезличен> по истечении срока, на который он был заключен, уведомив при этом арендатора (ответчика) в письменном виде, в связи с чем спорный договор аренды не может считаться пролонгированным на тот же срок. Вопрос о заключении нового договора аренды земельного участка сторонами не урегулирован, соглашение не достигнуто.
Учитывая установленное условиями договора аренды земельного участка и нормами ГК РФ право истца на отказ от договора аренды, соблюдение истцом уведомления ответчика об отказе от договора, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к Митрохина НН о признании договора аренды прекратившим свое действие, возложении обязанности возвратить земельный участок, удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и Митрохина НН прекратившим свое действие по окончании срока договора – <Дата обезличена>.
Возложить на Митрохина НН обязанность передать Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 239 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня оглашения.
Председательствующий А.А. Плешков