Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2787/2020 ~ М-1748/2020 от 31.03.2020

Дело RS0-93

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<//> город Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Степкиной О.В. при секретаре Лазаревой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Екатеринбургской таможне о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил возложить на Екатеринбургскую таможню обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Серовский таможенный пост Екатеринбургской таможни техническими средствами таможенного контроля, указанными в п. 16 раздела I Перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <//> н - приборами взвешивания, а именно: весами электронными с пределом взвешивания до 150 кг.

В судебном заседании представитель истца Рябцева Я.Е. требования поддержала в полном объеме по предмету и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Бочарников А.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что согласно п. 16 раздела 1 Перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от <//> н, к техническим средствам таможенного контроля относятся приборы взвешивания: весы электронные с пределом до 3 кг., весы электронные до 150 кг., весы с пределом взвешивания более 150 кг., весы автомобильные, весы железнодорожные. В соответствии со ст. 338, 342 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства. Использование таких технических средств является мерой, обеспечивающей проведение таможенного контроля (пп.5 п.1 ст.338 ТК ЕАЭС). Применение технических средств таможенного контроля осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств идентификации, контрабанды и иных признаков нарушений актов, составляющих право Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенные правоотношения. Необходимость применения конкретных технических средств таможенного контроля при таможенном контроле определяется выявленным в ходе таможенного контроля риском, содержащимся в профиле риска. В период с <//> по <//> Серовским таможенным постом Екатеринбургской таможни всего было создано 106 временных зон таможенного контроля с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита, проведения фактического контроля, в том числе на территориях АО «ОК РУСАЛ Уральский Алюминий», АО «Серовский Механический завод», ПАО «Надеждинский металлургический завод», АО «Почта России», где размещались товары с наличием (в случае необходимости взвешивания товаров) соответствующего весового оборудования, принадлежащего этим юридическим лицам. Непосредственно на Серовском таможенном посту Екатеринбургской таможни временные зоны таможенного контроля создаются в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита и проведения таможенного досмотра лесоматериалов. При проведении должностными лицами Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни таможенных досмотров лесоматериалов временные зоны таможенного контроля создавались без требования наличия весового оборудования, так как взвешивание товаров не производилось в связи с отсутствием в профиле риска указания проведения данной операции, поскольку при декларировании лесоматериалов учитываются не весовые, а количественные характеристики. Должностные лица Серовского таможенного поста при проведении таможенного досмотра с необходимостью взвешивания товаров используют весовое оборудование, входящее в Перечень технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, принадлежащее декларантам, поскольку в силу п. 1 ст. 348 ТК ЕАЭС именно на этих лиц возложена обязанность по взвешиванию товаров или обеспечению определения количества товаров иным способом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 Федерального закона от <//> № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от <//> н утвержден Перечень технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля (далее - Перечень).

Согласно п. 16 раздела I Перечня к техническим средствам таможенного контроля относятся приборы взвешивания: весы электронные с пределом до 3 кг, весы электронные до 150 кг, весы с пределом взвешивания более 150 кг, весы автомобильные, весы железнодорожные.

Судом установлено, что в ходе проведения Серовской транспортной прокуратурой на Серовском таможенном посту Екатеринбургской таможни проверки исполнения законодательства при перемещении через таможенную границу ЕАЭС, Государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов были выявлены нарушения таможенного законодательства, выразившиеся в отсутствии на таможенном посту каких-либо приборов взвешивания, что зафиксировано в акте о результатах выездной проверки от <//>.

Между тем, Серовский таможенный пост является постом фактического контроля, в основные функции которого входит осуществление таможенного контроля.

Так, в 2019 году постом проведено 144 таможенных досмотров, из которых 134 – в отношении лесоматериалов, 6 – в отношении металлопродукции, 4 – в отношении международных почтовых отправлений.

Отсутствие необходимого оборудования препятствует должностным лицам Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни в полном объёме выполнять возложенные на них функции.

В соответствии со подп. 122 п. 8 Общего положения о таможне, утвержденного Приказом ФТС России от <//> , в функции таможни входит планирование расходов на содержание и развитие таможни, таможенных постов.

Согласно подп. 7 п. 7 Общего положения о таможенном посте, утвержденного Приказом ФТС России от <//> , в функции таможенного поста входит обеспечение проведения следующих форм таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками: таможенного осмотра; таможенного досмотра; личного таможенного досмотра; таможенного осмотра помещений и территорий, а также мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля, а также иных мер, установленных кодексом Союза и законодательством Российской Федерации, применяемых на основании оценки рисков.

В связи с выявленными нарушениями <//> Серовской транспортной прокуратурой начальнику Екатеринбургской таможни внесено представление об устранении нарушений таможенного законодательства, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурора отказано. В качестве обоснования Екатеринбургской таможней указано, что весовое оборудование имеется у участников внешнеэкономической деятельности, на территории которых создавались временные зоны таможенного контроля (далее - ВЗТК) и проводились таможенные досмотры. На территории Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни также создавались ВЗТК в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита и проведения таможенного досмотра лесоматериалов, однако, по мнению Екатеринбургской таможни, весовое оборудование на данных ВЗТК не требуется, поскольку при декларировании лесоматериалов учитываются не весовые, а количественные характеристики.

Вместе доводы Екатеринбургской таможни, изложенные в ответе на представление прокурора, а также в отзыве на исковое заявление, являются необоснованными, противоречат положениям действующего таможенного законодательства.

В соответствии с п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В силу ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются следующие основные сведения: о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведётся таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подаётся декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при таможенном досмотре товаров, в том числе лесоматериалов, на Серовском таможенном посту Екатеринбургской таможни может возникнуть необходимость их взвешивания, что должностные лица поста осуществить не смогут в связи с отсутствием необходимого весового оборудования. Вследствие чего должностные лица поста вынуждены на постоянной основе использовать имущество коммерческих организаций без каких-либо правовых оснований, поскольку соответствующие гражданско-правовые договоры о возможности использования данного весового оборудования Екатеринбургской таможней с указанными коммерческими организациями не заключались. Ответственность за исправность весового оборудования, с помощью которого могут быть выявлены факты недостоверного декларирования, проведение его поверки полностью переложена истом на декларантов и иных лиц.

Более того, постоянное использование имущества коммерческих организаций влечет для последних издержки, связанные с эксплуатацией весового оборудования и работой обслуживающего персонала, что нарушает принцип недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела, предусмотренный п. 7 ч. 1 ст. 254 Федерального закона от <//> № 289-ФЗ «О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от <//> н носит императивный характер, является обязательным к исполнению, установленные в нем требования являются едиными для всех таможенных органов без каких-либо исключений.

Таким образом, системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволили суду сделать вывод о необходимости возложения на Екатеринбургскую таможню обязанности устранить допущенные нарушения по оборудованию Серовского таможенного поста техническими средствами таможенного контроля, а именно весами электронными с пределом взвешивания до 150 кг в соответствии с требованиями, содержащимися в Перечне технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от <//> н.

Каких-либо доказательств того, что отсутствие приборов взвешивания печи на Серовском таможенном посту не может привести к неблагоприятным последствиям для неопределенного круга лиц и не нарушает права и свободы граждан, юридических лиц, ответчиком в суд не представлено.

Отсутствие сведений о конкретных фактах нарушения прав участников внешнеэкономической деятельности не свидетельствует о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку оборудование таможенного поста приборами взвешивания направлено на соблюдение таможенного законодательства, на исключение фактов недостоверного декларирования товаров и ресурсов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, Государственную границу Российской Федерации, необоснованного возложения на декларантов и иных лиц издержек, связанных с эксплуатацией весового оборудования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Екатеринбургской таможне о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Екатеринбургскую таможню в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Серовский таможенный пост Екатеринбургской таможни техническими средствами таможенного контроля, указанными в п. 16 раздела I Перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от <//> н – приборами взвешивания, а именно весами электронными с пределом взвешивания до 150 кг.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья О.В. Степкина

2-2787/2020 ~ М-1748/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серовская транспортная прокуратура
Ответчики
Екатеринбургская таможная Уральского таможенного управления ФТС России
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Степкина Ольга Валерьевна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее