Дело №2-3960/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2018 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Николаевской К.А., с участием представителя прокуратуры Красникова К.Ю., представителей ответчика ООО «Центральная стройбаза Карелии» Бенто С.В., Соколова Э.М., Жигалова Ю.В., представителя третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК Березина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» об обязании к совершению действий,
установил:
Прокурор города Петрозаводска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» об обязании к совершению действий по тем основаниям, что прокуратурой города Петрозаводска ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в здании производственного корпуса №, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ООО «Центральная стройбаза Карелии» и арендуемого (эксплуатируемого) ООО «Северная Торговая Компания» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (согласно п.4.1 пролонгирован бессрочно), расположенного по адресу: <адрес> выявлены грубые нарушения пожарной безопасности (42 нарушения), влекущие создание угрозы жизни и здоровью граждан. Поскольку здание производственного корпуса является общественным местом с массовым пребыванием людей, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, прокурор просит запретить осуществлять деятельность по эксплуатации здания производственного корпуса №, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ООО «Центральная стройбаза Карелии» и арендуемого (эксплуатируемого) ООО «Северная Торговая Компания» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (согласно п.4.1 пролонгирован бессрочно), расположенного по адресу: <адрес>, его эксплуатацию до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель прокуратуры Красников К.Ю., в связи с устранением части нарушений, изменил основание иска, просит запретить обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» эксплуатацию здания производственного корпуса №, расположенного по адресу: <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно следующих нарушений: 1) на объекте защиты изменены (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренные документацией классы функциональной пожарной опасности помещений, групп помещений, функционально связанных между собой - производственное здание в соответствии с техническим паспортом инв.№ эксплуатируется как многофункциональное здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента (группы помещений класса функциональной пожарной опасности <данные изъяты> - часть здания организации торговли, <данные изъяты> часть здания органов управления учреждений, контор, офисов, <данные изъяты> - часть здания складского назначения), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; 2) в коридорах и лестничных клетках на путях эвакуации на высоте от пола до 2,0 м располагаются различные выступающие конструкции; 3) в торговом зале на 2-ом этаже товарные кладовые с размещением горючих товаров и товаров в горючей упаковке в отделах сантехники и электросветильников не отделены от торгового зала противопожарными преградами; 4) складские помещения с постоянными рабочими местами и помещения торговых залов без естественного проветривания при пожаре не оборудованы системами вытяжной противодымной вентиляции; 5) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты не предоставлена (отсутствует на объекте); 6) помещения 4, 6 и 7, а также часть помещений на 1-3 этажах не защищены АУПТ; 7) кабельные линии АУПС и СОУЭ выполнены проводами без маркировки, отражающей характеристики пожарной опасности; 8) в торговых залах и офисных (административных) помещениях расстояние от извещателей до приборов освещения менее 0,5 м; расстояние от извещателей до приемных устройств системы вентиляции менее 1 м; 9) в торговых залах, в отступление от рекомендаций Прил. М СП 5.13130.2009, функцию пожарных извещателей выполняют тепловые замки спринклерных оросителей системы АУПТ. Обоснование данного решения отсутствует; 10) внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара (расход воды менее 2,5 л/с на одну струю).
Представители ответчика ООО «Центральная стройбаза Карелии» Бенто С.В., Соколов Э.М., Жигалов Ю.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что из 42 нарушений осталось только 10.
Представитель ответчика ООО «Северная Торговая Компания» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК Березин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования полагал подлежащими удовлетворению, поскольку оставшиеся нарушения также создают угрозу жизни людей.
Суд, заслушав представителя прокуратуры Красникова К.Ю., представителей ответчика ООО «Центральная стройбаза Карелии» Бенто С.В., Соколова Э.М., Жигалова Ю.В., представителя третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК Березина А.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ, являются системой обеспечения пожарной безопасности, при этом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целями и сферой применения технического регламента является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, указанный закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона №123 к объектам защиты относятся, продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со ст.5 Федерального закона №123-ФЗ обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, определяется обязанностью иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и, в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным эконом № 123-ФЗ, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что прокуратурой города Петрозаводска ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в здании производственного корпуса №, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности «Центральная стройбаза Карелии» и арендуемого (эксплуатируемого) ООО «Северная Торговая Компания» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (согласно п.4.1 пролонгирован бессрочно), расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно:
1. В нарушение п.п «о» п. 23 Раздела I: Общие положения «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», на объекте защиты изменены (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренные документацией классы функциональной пожарной опасности помещений, групп помещений, функционально связанных между собой - производственное здание в соответствии с техническим паспортом инв. № эксплуатируется как многофункциональное здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента (группы помещений класса функциональной пожарной опасности <данные изъяты> - часть здания организации торговли, <данные изъяты> часть здания органов управления учреждений, контор, офисов, <данные изъяты> - часть здания складского назначения), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов;
2. В нарушение ч.2 ст.78 ФЗ РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический Регламент о требованиях пожарной безопасности», а также ст. 20 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для многофункционального здания, включающего в свой состав два и более функционально-планировочных компонента (группы помещений класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 - часть здания организации торговли, Ф 4.3 часть здания органов управления учреждений, контор, офисов, Ф 5.2 - часть здания складского назначения), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов, для которого отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, не разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
3. В нарушение п. 6 ст.87 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» к зданию корпуса 1 выполнены пристройки (главного входа и выдачи товара) отдельные несущие элементы которых выполнены из трудногорючих материалов (металла);
4. В нарушение п.2 ст.51 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 40 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, 5.2.3 Класс пожарной опасности СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» не представлены документы, характеризующие степень горючести материала рекламных баннеров, размещенных на фасаде здания;
5. В нарушение п.2 ст.51 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.74 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правила противопожарного режима в РФ, пристройка выдачи товара размещена в противопожарном разрыве между зданием корпуса 1 и складами;
6. В нарушение п.1 ст.88 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пустоты, образовавшиеся при устройстве перегородок в офисных, подсобных и складских помещениях не заполнены негорючими материалами;
7. В нарушение п. 5.4.3 Свода Правил 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п.6 ст.87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предел огнестойкости несущих конструкций лестничной клетки (металлических косоуров, опор и балок) менее R60, что ниже требований предъявляемых классу пожарной опасности строительных материалов маршей и площадок лестниц (КО) и классу конструктивной пожарной опасности здания (СО);
8. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.36 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов на лестничной площадке 2-го этажа (на пути эвакуации) устроена выставка диванов;
9. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.6.СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 36 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ в дверном проеме парадного (центрального) входа (согласно плана эвакуации, являющегося эвакуационным выходом) в помещения торгового центра смонтированы раздвижные двери, не оборудованные устройствами (ручного и автоматического) блокирования в открытом состоянии;
10. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.23 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правила противопожарного режима в РФ лифтовые холлы не имеют дверей (сняты) отделяющих её от других помещений;
11. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.23 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правила противопожарного режима в РФ в лифтовых холлах размещены и эксплуатируются подсобные помещения (встройки), а также хранятся горючие материалы;
12. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» на путях эвакуации в торговых залах и складских помещениях имеются выступы и перепады менее 45 см;
13. В нарушение ч. 2 ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» план эвакуации при пожаре не отвечает требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»;
14. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в коридорах и лестничных клетках на путях эвакуации на высоте от пола до 2,0 м располагаются различные выступающие конструкции;
15. В нарушение п.3 ст.89 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.2.6 «Устройство эвакуационных выходов через разгрузочные помещения не допускается» СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» путь эвакуации из отдела по продаже напольных покрытий проходит через погрузо-разгрузочное помещение;
16. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7. «Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах» СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных маршей не оборудованы доводчиками для самозакрывания;
17. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» пути эвакуации не имеют аварийного освещения;
18. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 36 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ на лестничных площадках размещены скамьи, уменьшающие ширину прохода;
19. В нарушение п.п.2 п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.2.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина основных эвакуационных проходов менее 2,5 м в местах выставленных поддонов с товаром и выступающих элементов экспозиций товаров;
20. В нарушение ст.59 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 22 ПП РФ №390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ отверстия в противопожарных перекрытиях (межэтажных перекрытиях, стенах и перегородках) не заделаны или заделаны горючими материалами;
21. В нарушение ст.52 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.23 ПП РФ №390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ складские помещения 6 этажа разделены антресолями, выполненными из горючих материалов (дерева) на которых размещены встроенные помещения, выполненные из горючих материалов, так же конторки и встроенные помещения из горючих материалов устроены на 5 и 4 этажах;
22. В нарушение ст.59 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7. СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты» дверные проемы помещений на 6 и 4 этажах в поэтажные (общие) коридоры не заполнены дверьми;
23. В нарушение ст.52 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.5.2. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным неконструктивным решениям» в торговом зале на 2-ом этаже товарные кладовые с размещением горючих товаров и товаров в горючей упаковке в отделах сантехники и электросветильников не отделены от торгового зала противопожарными преградами;
24. В нарушение п.6, п.18 ст.134 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» поверхность пола на путях эвакуации офисных (административных) помещений на 3 этаже, отделов продажи торговых залов на 1 и 2 этажах покрыта ламинатом;
25. В нарушение п.2 ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационного выхода из отдела напольных покрытий (1 этаж) на улицу составляет менее 1,9 м;
26. В нарушение ст.62 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55 ГТП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ на фасаде здания отсутствуют указатели к ближайшим источникам наружного противопожарного водоснабжения;
27. В нарушение ст.62 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.55 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ стояки гидрантов наружного противопожарного водоснабжения заморожены. Места нахождения колодцев гидрантов и пожарных водоемов заполнены снегом и материалами;
28. В нарушение ст.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.36 ПП РФ № 390 от 25.04.2012 Правил противопожарного режима в РФ в тамбурах эвакуационных выходов размещаются различные предметы, мусор;
29. В нарушение п.57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, дополнительные пожарные рукава пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не соединены стволами и кранами;
30. В нарушение п.57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, пожарные рукава пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не перекатываются на новую складку;
31. В нарушение п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 в помещениях складов допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
32. В нарушение п.343 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 в помещениях складов допускается эксплуатация светильников на расстоянии менее 0,5 м;
33. В нарушение п.2 п.53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.7.2 СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» складские помещения с постоянными рабочими местами и помещения торговых залов без естественного проветривания при пожаре не оборудованы системами вытяжной противодымной вентиляции;
34. В нарушение п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты не предоставлена (отсутствует на объекте);
35. В нарушение прил. А СП 5.13130.2009 п. А.1 помещения 4, 6 и 7, а так же часть помещений на 1-3 этажах не защищены АУПТ;
36. В нарушение ст.84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части помещений отсутствует СОУЭ (4-7 этажи, часть помещений на 1-3 этажах);
37. В нарушение п. 4.1 Свода Правил 6.13130.2009;п. 4.8, 4.9 Кабельные линии АУПС и СОУЭ выполнены проводами без маркировки, отражающей характеристики пожарной опасности;
38. В нарушение п. 13.3.6 Свода Правил 5.13130.2009 в торговых залах и офисных (административных) помещениях расстояние от извещателей до приборов освещения менее 0,5 м; расстояние от извещателей до приемных устройств системы вентиляции менее 1 м;
39. В нарушение п. 13.1.1 Свода Правил 5.13130.2009 в торговых залах, вотступление от рекомендаций Прил. М СП 5.13130.2009, функцию пожарных извещателей выполняют тепловые замки спринклерных оросителей системы АУПТ. Обоснование данного решения отсутствует;
40. В нарушение п.4 ст.84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2, п. 4.6 СП 3.13130.2009 в ряде помещений недостаточный уровень звука СОУЭ;
41. В нарушение п. 3.4 Свода Правил 3.13130.2009 не обеспечен автоматический контроль работоспособности соединительных линий СОУЭ (световых оповещателей);
42. В нарушение п.1 ст.86 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4.1 СП 10.13130.2009 внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара (расход воды менее 2,5 л/с на одну струю).
Наличие вышеуказанных нарушений подтверждается актом проверки пожарной безопасности объекта от 03.04.2018, фототаблицей к проверке ООО «Центральная стройбаза Карелии», план-графиком устранения нарушений требований пожарной безопасности, подписанный <данные изъяты> и <данные изъяты> ООО «Центральная стройбаза Карелии».
<данные изъяты>
Кроме того, из материалов дела следует, что ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> проводилась проверка соблюдения требований противопожарной безопасности в отношении ООО «Центральная стройбаза Карелии», по результатам которой выявлен ряд нарушений, которые предписано устранить. Между тем, как показала проведенная прокуратурой города Петрозаводска проверка, до настоящего времени часть нарушений не устранена.
В соответствии с письмом Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 17.02.2017 № 19-16-302 понятия «угроза жизни и здоровью» и «угроза возникновения пожара» широко используются в нормативных документах и понимаются как нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью граждан. На основании ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту имущества и людей от пожара, следовательно, существует угроза возникновения пожара и угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов. При выявлении в рамках проведения мероприятий по контролю, осуществляемых сотрудниками федерального государственного пожарного надзора, нарушений в содержании и эксплуатации вышеуказанных элементов системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в судебном порядке принимается решение о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья людей при его дальнейшей эксплуатации.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что пожарная безопасность объекта защиты, согласно ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При этом обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты установлена ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства генеральному директору ООО «Центральная стройбаза Карелии» внесено представление, вместе с тем, эксплуатация здания до устранения выявленных нарушений в случае пожара может повлечь общественно-опасные последствия в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью и имуществу.
Как следует из материалов дела, из 42 нарушений, выявленных в ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на дату рассмотрения дела имеется 10.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, поскольку здание производственного корпуса № кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ООО «Центральная стройбаза Карелии», является общественным местом с массовым пребыванием людей, а выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью и могут повлечь гибель людей, ответчик не отрицает наличие 10 нарушений, также суд принимает во внимание, что часть выявленных нарушений в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе отсутствие в складских помещениях с постоянными рабочими местами и помещениях торговых залов без естественного проветривания при пожаре, систем вытяжной противодымной вентиляции, до настоящего времени не устранены, принимая во внимание положения ст.ст.12, 1065 ГК РФ, а также то, что отсутствует заключение о соответствии здания пожарным рискам, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о запрещении обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» эксплуатации здания производственного корпуса №, расположенного по адресу: <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно следующих нарушений, имеющих место быть на дату ДД.ММ.ГГГГ: 1) на объекте защиты изменены (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренные документацией классы функциональной пожарной опасности помещений, групп помещений, функционально связанных между собой - производственное здание в соответствии с техническим паспортом инв.№ эксплуатируется как многофункциональное здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента (группы помещений класса функциональной пожарной опасности <данные изъяты> - часть здания организации торговли, Ф 4.3 часть здания органов управления учреждений, контор, офисов, <данные изъяты> - часть здания складского назначения), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов; 2) в коридорах и лестничных клетках на путях эвакуации на высоте от пола до 2,0 м располагаются различные выступающие конструкции; 3) в торговом зале на 2-ом этаже товарные кладовые с размещением горючих товаров и товаров в горючей упаковке в отделах сантехники и электросветильников не отделены от торгового зала противопожарными преградами; 4) складские помещения с постоянными рабочими местами и помещения торговых залов без естественного проветривания при пожаре не оборудованы системами вытяжной противодымной вентиляции; 5) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты не предоставлена (отсутствует на объекте); 6) помещения 4, 6 и 7, а также часть помещений на 1-3 этажах не защищены АУПТ; 7) кабельные линии АУПС и СОУЭ выполнены проводами без маркировки, отражающей характеристики пожарной опасности; 8) в торговых залах и офисных (административных) помещениях расстояние от извещателей до приборов освещения менее 0,5 м; расстояние от извещателей до приемных устройств системы вентиляции менее 1 м; 9) в торговых залах, в отступление от рекомендаций Прил. М СП 5.13130.2009, функцию пожарных извещателей выполняют тепловые замки спринклерных оросителей системы АУПТ. Обоснование данного решения отсутствует; 10) внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожара (расход воды менее 2,5 л/с на одну струю).
При этом, суд принимает во внимание, что наличие нарушений под порядковыми номерами 2, 4, 6, 7, 8, 9, не устраненных до настоящего времени, очевидным образом создают угрозу жизни и здоровью людей, поскольку в данном случае не обеспечена система пожарной безопасности, а именно система предотвращения пожара, система противопожарной защиты, комплекс организационно - технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Доводы стороны ответчика о том, что срок устранения ряда нарушений предписания ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ, суд не может принять во внимание, поскольку само по себе продление срока не служит достаточным основанием для освобождения от проведения работ по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, принимая также во внимание, что количество нарушений в ДД.ММ.ГГГГ возросло, при этом ответчиками не предпринято мер по оценке пожарных рисков с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» об обязании к совершению действий,удовлетворить.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Центральная стройбаза Карелии», обществу с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» эксплуатацию здания производственного корпуса №, расположенного по адресу: <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н. Ващенко
Решение в окончательной форме принято 17.07.2018.