Дело №2-2090/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд города Саранска в составе: председательствующего – судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Абрамовой О.В., с участием в деле: истца – Давыденко Ю.М., ответчика – Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, его представителя – Князевой Н.Н., представившая доверенность № 3 от 29.08.2011, ответчика –– Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, его представителя - Назаровой Н.В., представившей доверенность № б/н от 21.01.2011 и доверенность № 01-06-08/52 от 11 января 2010 года, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, его представителя – Устинова В.Л., представившего доверенность № 14-33/10 от 03 сентября 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыденко Юрия Михайловича о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации В лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия материального ущерба в размере 59 659 рублей и в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, причиненных в результате незаконных действий Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия,
установил:
Давыденко Ю.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации В лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании материального ущерба в размере 59 659 рублей и в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, причиненных в результате незаконных действий Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия.
В обоснование своих исковых требований Давыденко Ю.М. указал, что в январе 2009 года он признан МСЭ РМ инвалидом <данные изъяты> группы. На момент признания его инвалидом, он отбывал наказание в Федеральном бюджетном учреждении ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия.
Считает, что все обязанности по представлению документов, касающихся заключения МСЭ в пенсионный фонд и подготовки бланков документов, возлагаются на администрацию учреждения, в котором больной лечится. Из-за пропуска всех законных сроков подачи пенсионного дела в Пенсионный фонд работниками Отдела социальной защиты Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия он был признан МСЭ РМ инвалидом <данные изъяты> группы только 29 января 2009 года, а его пенсионное дело было направлено в Пенсионный фонд России Теньгушевского района Республики Мордовия только в мае 2009 года, таким образом, он был лишен пенсии 4 месяца (январь, февраль, март, апрель) 2009 года.
В связи с чем просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия материального ущерба в размере 59 659 рублей и в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, причиненных в результате незаконных действий Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия.
В судебное заседание истец Давыденко Ю.М. не явился, поскольку находится в ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 4», о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Федерального казенное учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия - Князева Н.Н. относительно иска Давыденко Ю.М. возразила, просила суд его исковые требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - Назарова Н.В. относительно иска Давыденко Ю.М. возразила, просила суд его исковые требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия – Устинов В.Л. относительно иска Давыденко Ю.М. возразил, просил суд его исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
18 июля 2008 года Давыденко Ю.М. прибыл в Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 21» УФСИН России по Республике Мордовия, в котором находился на лечении.
Давыденко Ю.М. 29 января 2009 года впервые была установлена <данные изъяты> группа инвалидности, что подтверждается справкой №.
22 апреля 2009 года Давыденко Ю.М. обратился к сотруднику группы социальной поддержки ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о назначении пенсии, что подтверждается записью № 409 от 22 апреля 2009 года в журнале учета приема осужденных по социальным вопросам.
13 мая 2009 года все документы, собранные администрацией ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия по заявлению Давыденко Ю.М. о назначении пенсии, были направлены в ГУ – Управление пенсионного фонда России по Теньгушевскому району, куда они поступили 18 мая 2011 года. Этой же датой датировано заявление Давыденко Ю.М. о назначении пенсии.
С 01 мая 2009 года истцу Давыденко Ю.М. была назначена пенсия по инвалидности.
Согласно пункту 2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 и 3 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Согласно ст. 22 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации», назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, реализация лицом своего права на получение пенсии носит заявительный характер.
Как видно из материалов дела, истец Давыденко Ю.М. обратился с заявлением о назначении ему пенсии 22 апреля 2009 года. До 22 апреля 2009 года с данным заявлением Давыденко Ю.М. не обращался, что подтверждается материалами дела.
Письмом МВД Российской Федерации от 06 ноября 1997 года № 18/13-204 утвержден Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, согласно которому оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения.
Основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.
22 апреля 2009 года заявление Давыденко Ю.М. о назначении ему пенсии было принято сотрудником группы социальной поддержки ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия. После обращения Давыденко Ю.М. с указанным заявлением сотрудником группы социальной поддержки ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия были подготовлены необходимые документы и 13 мая 2009 года направлены в ГУ – Управление пенсионного фонда России по Теньгушевскому району, куда они поступили 18 мая 2011 года.
Согласно ст. 23 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Поскольку заявление Давыденко Ю.М. поступило в ГУ – Управление пенсионного фонда России по Теньгушевскому району 18 мая 2009 года, то пенсия обоснованно назначена истцу с 01 мая 2009 года.
Довод истца о том, что ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, пользуясь его социальным положением, ограниченностью в действиях, ввели его в заблуждение, суд не может принять во внимание, поскольку, как следует из материалов дела, с осужденными проводились занятия в системе социально-гуманитарной подготовки по разъяснению порядка оформления трудовой пенсии, что подтверждается планом занятий на 1 квартал 2009 года, а именно 18 февраля 2009 года сотрудником группы социальной защиты была проведена лекция на тему: «Понятие и виды трудовой пенсии», в ходе которой были разъяснены вопросы, связанные с пенсионным обеспечением осужденных.
Кроме того, как пояснила представитель ответчика ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия - Князева Н.Н., в <данные изъяты> отделении № 2, в котором Давыденко Ю.М. находился на лечении, организовано размещение информации на информационных стендах, в которых указан перечень необходимых документов и сроки, а также разъяснен порядок обращения по вопросу оформления пенсии.
Суд приходит к выводу о том, что ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия в полном объеме, после поступления заявления Давыденко Ю.М. о назначении пенсии, была проведена подготовка необходимых документов для назначения и выплаты пенсии, а также своевременное представление их в соответствующий орган.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Давыденко Юрия Михайловича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании материального ущерба в размере 59 659 рублей не имеется.
Требование истца к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федеральному бюджетному учреждению ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 151 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Суд считает, что истцом не представлено доказательств, что ему причинен моральный вред, в частности, что действиями (бездействием) ответчиков ему причинены физические или нравственные страдания. Поэтому суд считает, что исковые требования Давыденко Ю.М. о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Давыденко Юрия Михайловича о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия и Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия материального ущерба в размере 59 659 рублей и в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей, причиненных в результате незаконных действий Федерального бюджетного учреждения ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов