--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --3
с участием:
истца: --1
представителя администрации -- --4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1 к -- о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- и включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский --, для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения. В обоснование предъявленных требований истец указала следующее.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории Новокиевского сельсовета --, принадлежащий ему дом, расположенный по адресу -- Б был подтоплен.
В результате подтопления пострадал дом, а именно: несущий фундамент, нижние венцы дома, фундамент под печью, поперечные балки. Комиссией дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Принимая во внимание факта порчи имущества, он обращался в администрацию -- с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
Однако в выплате ему было отказано в связи с тем, что свидетельство о праве собственности было оформлено в период чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика администрации -- – --4 в письменном отзыве существу заявленных требований истца возражала, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения.
От Министерства строительства и архитектуры -- возражений по существу заявленных требований в суд не поступило, просили рассмотреть дело без его участия;
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о дате и времени рассмотрения дела третьего лица - Министерства строительства и архитектуры --.
В судебном заседании истец --7 подтвердил обстоятельства указанные в исковом заявлении, настаивая на удовлетворение исковых требований, суду пояснил, что он постоянно проживает в доме по -- имущество принадлежит ему на основании свидетельства о праве на наследства от -- года., оставшегося по наследству от бабушке. В данном жилом доме он проживал до смерти бабушки, проживает и в настоящее время, другого жилья не имеет. В результате чрезвычайной ситуации вызванной обильным выпадением осадков в 2013 году его дом пострадал, из-за переувлажнения почвы фундамент стал разрушаться, дом просел, появилась деформация стен и полов. До чрезвычайной ситуации дом был нормальный, таких повреждений не было. Просит суд иск удовлетворить, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации --, действующая на основании доверенности --4 исковые требования не признала, полагает отказ администрации -- законным и обоснованным в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждений жилого дома и произошедшим наводнением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от 12.10.2013), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области.
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
Законом Амурской области от 28.10.2013 № 257 (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер поддержки на цели капитального ремонта» - определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями Амурской области по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до 31 декабря 2014 года.
В соответствии со ст. 10 Закона Амурской области от 28.10.2013 № 257 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2013 № 542 утвержден Порядок расходования субвенций областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры Амурской области.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истца на социальную поддержку, как лица пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области, и включения её в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживание лица в поврежденном в результата ЧС домовладение, наличие на его вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением № 316-р от 02 августа 2013 года на территории Мазановского района Амурской области было объявлено чрезвычайное положение, действующий и настоящее время.
Распоряжением № 17 от 23.01.204 года главы администрации Мазановского района Амурской области «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащем сносу или реконструкции пострадавшего в результате наводнения на территории Мазановского сельсовета» создана межведомственная комиссия.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года № 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с выходом из берегов реки Зея, сопровождающееся обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета имело место опасное гидрологическое явление в виде наводнения, обильного выпадения осадков на территории --.
Согласно акту обследования помещения -- от --, и заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная Распоряжением администрации -- -- – р от -- года, - состояние жилого дома – Дом одноэтажный, одноквартирный, квартира однокомнатная с кухней. --
38,1 кв.м., 1961 года постройки. Фундамент – из силикатного кирпича, поврежден, местами разрушен, наблюдаются многочисленные трещины. Наружные и внутренние стены - деревянные, рубленные из бревен, наблюдается перекручивание обоев по углам стен, нижние венцы деформированы и поражены гнилью. Перегородки - деревянные, окрашенные, наблюдается искривление перегородок. Чердачное перекрытие – деревянное балочное с накатом из досок, отепленное, на кухне наблюдается прогиб потолка. Крыша - 2-х скатная. Кровля из шифера. Окна – двойные глухие, перекос оконных блоков. Двери – простые деревянные, деформация дверных блоков. Полы деревянные дощатые по деревянным лагам и настилом из досок, наблюдается деформация пола, отрыв плинтусов. Внутренняя отделка – штукатурка с известковой окраской стен, потолка. Отопление – печное, водяное, наблюдается значительная осадка печи, растрескивание кладки печи. Водопровод – отсутствует. Электроснабжение – централизованное от существующих сетей.
Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты - состояние ограничено работоспособное; наружные и внутренние стены – состояние ограниченно-работоспособное; перегородки – состояние ограничено-работоспособное; перекрытия, покрытия – состояние ограниченно-работоспособное; окна и двери – состояние ограничено-работоспособное; полы – состояние ограничено-работоспособное.
Комиссия пришла к выводу о том, что жилое помещение, общей площадью 38,1 кв.м., расположенное в одноэтажном, одноквартирном жилом доме по адресу: -- Б нуждается в проведении капитального ремонта.
Заключением -- от -- комиссия на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, установила факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик жилого помещения, по адресу: -- Б, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению и приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, --7 обратившись в суд с указанным иском, полагал о наличии у него права пострадавшего лица в результате ЧС в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, на включение в списки граждан для оказания ему социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого дома по адресу: -- Б, подвергнутого подтоплению.
Представленными суду доказательствами, подтверждается постоянное проживание истца в жилом помещении по -- Б, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года на территории Новокиевского сельсовета -- и требующее проведение капитального ремонта, а также отсутствии у --7 на момент чрезвычайной ситуации другого жилья, пригодного для проживания.
Так, из представленного суду истцом свидетельства о государственной регистрации права (-- от --), следует, что на основании постановления администрации Новокиевского сельсовета -- от -- № 21, --1 является собственником жилого дома, общей площадью 38,1 кв.м., по адресу -- Б.
Согласно свидетельству о праве собственности на наследство по завещанию (-- от -- года) наследником имущества --5, умершей -- является истец --1 Наследство состоит из целого жилого из бруса дома, общей площадью 38.1 кв.м., с надворными постройками, расположенный в -- Б.
Согласно копии паспорта --1, последний зарегистрирован в -- Б с --.
На основании изложенного, суд приходи к выводу, что --1 длительное время проживает в -- по указанному адресу.
Наличие повреждений жилому помещению, принадлежащего истцу, произошедших в результате обильного выпадения осадков в период чрезвычайной ситуации с августа 2013 года подтверждается не только пояснениями истца, но и актом обследования помещения от -- года.
Факт нахождения в собственности --7 жилого дома, расположенного по адресу -- Б -- установлен судом, на основании совокупности представленных доказательств по делу. Право собственности на жилой дом ни кем не оспаривается, другого жилья пригодно для проживания истец не имеет, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, судом установлено, что --7 на момент чрезвычайной ситуации - наводнения со -- на территории -- постоянно проживал по -- Б --, иного пригодно для проживания жилья не имеет. Факт повреждения данного жилого дома в результате чрезвычайной ситуации и необходимость проведения капитального ремонта данного объекта подтверждается выданным межведомственной комиссией актом обследования помещения от --.
Кроме того, помимо оказания помощи собственникам поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений (в виде предоставления жилого помещения или выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного пунктом 7 Правил предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года предусмотрена возможность предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйственных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом 5 Правил условий, в том числе при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Вместе с тем, Постановлением -- от -- -- данный порядок был утвержден и вступил в силу.
Все указные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории -- чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое жилое помещение. При этом оказание помощи не ставиться в зависимость от того, является ли лицо собственником поврежденного помещения, либо проживает в нем по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Суд не принимает доводы представителя ответчика - администрации -- --4, которая указала в своих показаниях, что отсутствует причинно - следственная связь с обнаруженными дефектами конструкций дома и наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года.
Акт и заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания составлен компетентными лицами в соответствии с действующим жилищным законодательством, согласно пояснению истца в судебном заседании все обнаруженные дефекты конструкций жилого дома, появились в период наводнения и после того, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в акте сведений, и показаниям истца, у суда не имеется.
Суд приходит к выводу, что повреждения конструкций дома произошли вследствие наводнения в сентябре-августе 2013 года, в результате чрезвычайной ситуации (подтопление ливневыми стоками) произошло резкое ухудшение технического состояния здания из-за уменьшения несущей способности грунтов основания (размыв, вымывание грунтов, обводнение и разрушение). Общее состояние квартиры – ограниченно-работоспособное. Для безопасной эксплуатации объекта необходимо проведение капитального ремонта с устранением недостатков.
Доказательств того, что дефекты конструкций жилого дома, установленные актом и заключением межведомственной комиссии № 569, произошли не в результате наводнения, а в результате физического износа дома, либо длительного срока эксплуатации суду представлено не было.
Напротив, указанным актом, составленным уполномоченной комиссией, подтверждается факт наличия повреждений жилого дома, расположенного по адресу: -- Б, результат обследования комиссия приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта.
--1 на протяжении длительного времени проживает в доме по -- Б --, и является собственником данного жилого дома, несет расходы по его содержанию, в связи с чем, не имеется основании полагать, что в обращении истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения имеются признаки злоупотребления правом.
--7, являясь собственником поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, нуждающегося в проведении капитального ремонта, постоянно проживающий на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении, и не имеющего иного жилья, пригодного для проживания, обладает правом на получение государственных мер социальной поддержки, в соответствие с -- № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта».
Согласно п. 2 ст. -- от -- № 257-ОЗ - социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что истец относится к числу лиц, имеющих право на получение помощи на цели капитального ремонта, он подлежит включению в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми интересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 удовлетворить.
Признать --1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета --
Обязать администрацию -- включить --1, -- года рождения, в списки граждан на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу -- Б.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий