Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2014 ~ М-74/2014 от 28.04.2014

Дело № 2-87/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское. 11 июня 2014 года.

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Абалкановой Б.М.,

с участием помощника прокурора Петухова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Звериноголовского района в интересах ФИО1 к Администрации Звериноголовского района о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения,

установил:

Прокурор Звериноголовского района Курганской области обратился в Звериноголовский районный суд Курганской области с иском в интересах ФИО1 к Администрации Звериноголовского района о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления Администрации Звериноголовского района № 145 от <дата> ФИО1 включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Своего жилья в собственности ФИО1 не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось. Просит обязать Администрацию Звериноголовского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, и возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению указанного жилья.

В судебном заседании помощник прокурора Петухов Д.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил обязать Администрацию Звериноголовского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, и возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению указанного жилья.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации Звериноголовского района Курганской области ФИО4, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что Законом Курганской области от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, в том числе по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вышеуказанным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству. Финансовые средства из бюджета Курганской области на предоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения в бюджет Звериноголовского района не поступали, вследствие чего жилым помещением специализированного жилого фонда ФИО1 не обеспечена.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном суду письменном отзыве указал, что Правительство Курганской области возражает против предъявленных исковых требований. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Федеральным законодательством с <дата> определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей сирот из специализированного жилого фонда. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2014 году утверждено приложением 15 к Закону Курганской области от 3.12.2013 года № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Таким образом, государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Истцом предъявлено требование к Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилого помещения истцу. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношения между участниками бюджетного процесса - бюджетами системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, в нарушении статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении не указана сумма финансирования. Таким образом, в случае удовлетворения указанного требования в том виде, в каком оно заявлено, такое судебное постановление в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет не исполнимо. Полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, просит отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Правительству Курганской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - сектора опеки и попечительства Районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Денежные средства для приобретения жилого помещения ФИО1 из областного бюджета не поступали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Главного Управления образования Курганской области извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, <дата>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО6 объявлена умершей решением Звериноголовского районного суда Курганской области от <дата>, а отец - ФИО7 умер <дата>.

Данные обстоятельства никем не оспариваются.

На основании Постановления Администрации Звериноголовского района от <дата> попечителями над несовершеннолетней ФИО1 назначены ФИО8 и ФИО9, жилое помещение за несовершеннолетней не было закреплено.

В <дата> ФИО1 закончила МОУ «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа», в настоящее время обучается на 3 курсе Куртамышского филиала ФГБОУ ВПО Курганская ГСХА.

Согласно Постановлению Администрации Звериноголовского района от <дата> № 145, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, договор социального найма не заключался.

Согласно информации ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация», сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от <дата>, ФИО1 не имеет на праве собственности объектов недвижимости.

Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость ФИО1 в жилом помещении, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и по существу не оспариваются участвующими в деле лицами.

Решением Звериноголовской районной Думы № 166 от <дата> «Об определении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», минимальный размер площади жилых помещений по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения равен не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу 1 января 2013 года) (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно примечания к статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ, действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью 5 статьи 19 названного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.

Таким образом, с 01.01.2013 года обязанность по обеспечению гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012года № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленным категориям граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем социального) найма.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

С учетом изложенного, суд полагает, что нарушены права ФИО1 как лица, оставшегося без попечения родителей, так как обязанность по предоставлению жилого помещения возложена в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления, то есть на Администрацию Звериноголовского района.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Таким образом, органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 года № 633.

При указанных обстоятельствах у Правительства Курганской области возникает обязанность финансирования Администрации Звериноголовского района по реализации последней государственных полномочий по обеспечению жилым помещением ФИО1

Доводы о том, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам суд находит необоснованными. Так, согласно примечанию к статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ, действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащие им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Курганской области № 288 от 05.10.2007 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Согласно информации Администрации Звериноголовского района от 28.05.2014 года, бюджетом Звериноголовского района на <дата> на приобретение жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запланировано рублей. Из них в настоящее время освоено рублей для приобретения вторичного жилья по судебным актам, рублей будет перечислено по результатам аукциона также для приобретения жилья по судебному акту. Оставшиеся рублей планируется освоить на приобретение жилья для детей-сирот в порядке очередности и для исполнения судебных решений.

Учитывая, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, в собственности жилых помещений не имеет, нуждается в жилье, имеет право на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, что не оспаривается ответчиком, достигла 18 летнего возраста, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах ФИО1 к Администрации Звериноголовского района о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить ФИО1, <дата> рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории <адрес>, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв. метров.

Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения ФИО1.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: Н.И. Антонов.

Решение суда вступило в законную силу.

2-87/2014 ~ М-74/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрченко Оксана Анатольевна
Ответчики
Администрация Звериноголовского района
Правительство Курганской области
Суд
Звериноголовский районный суд Курганской области
Судья
Антонов Н.И.
Дело на странице суда
zverinogolovsky--krg.sudrf.ru
28.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2014Передача материалов судье
29.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2014Подготовка дела (собеседование)
12.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2014Судебное заседание
11.06.2014Судебное заседание
11.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2014Дело оформлено
10.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее