Дело № 2-209/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2014 года г. Железногорск
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Подьявилова Т.В., при секретаре судебного заседания Алферове А.В., с участием ст. помощника прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Рябых И.А, представителей ответчиков Чайка С.В, Жежель В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск, муниципальному казенному образовательному учреждению средняя общеобразовательная шкала №... об оспаривании бездействия по необеспечению безопасности антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и с учетом изменений просил признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить въездные (выездные) ворота со стороны улицы Королева в гор. Железногорск, а также восстановить ограждение по всему периметру МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...», а при отсутствии финансирования обязать администрацию ЗАТО г. Железногорск произвести финансирование указанных мероприятий.
Требования мотивированы тем, чтопрокуратурой ЗАТО г.Железногорск проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории ЗАТО г.Железногорск Красноярского края.В ходе проверки было установлено, что имеющееся ограждение территории МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...» частично повреждено, а также со стороны ул. Восточная в гор. Железногорске отсутствуют въездные (выездные) ворота на территорию школы со стороны улицы Королева.Отсутствие антитеррористической защищенности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...», являющейся объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав обучающихся, находящихся в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 97», на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Со ссылкой на положения ст. 41,28,9 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, ст. 35, 2, 5 Федерального Закона РФ «о противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ, п. 1.2 постановления администрации Зато г. Железногорск Красноярского края от 01.10.2010 года № 1528 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений» прокурором заявлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании прокурор Рябых И.А. исковые требованияс учетом их уточнений поддержал, сославшись на доводы, изложенные в нем.
Представитель Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Чайка С.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании пояснила, что Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края возражает против удовлетворениятребований,так какбюджет ЗАТО Железногорск на плановый период 2015-2016 годов уже утвержден и исполняется. В ЗАТО гор. Железногорск существуют вопросы, которые требуют первоочередного, приоритетного решения. Выделение финансирования на установление ограждения по всему периметру МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...» возможно только в случае получения дополнительных доходов в бюджет ЗАТО Железногорск или появления свободных бюджетных средств в результате их перераспределения.
Представитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...» Жежель В.А. (действующий на основании доверенности) пояснил, что меры по ремонту ограждения школьного двора ими предпринимались своевременно, однако ввиду отсутствия финансирования со стороны Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, ограждение ими не восстановлено до настоящего времени.
Представитель Отдела образовании АдминистрацииЗАТО г. Железногорск Красноярского края Е.В. Титова (полномочия по доверенности) в судебное заседание не явилась, представив суду отзыв, в котором полагала требования подлежащими удовлетворению по отношению к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования» руководитель МКУ «Управления образования» Головкин В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из представленного в суд руководителем МКУ «Управление образования» В.Г. Головкиным письменного отзыва следует, что обследование антитеррористической защищённости образовательных учреждений ЗАТО г. Железногорск производится с 2011 г. с периодичностью два раза в год. Информация о состоянии антитеррористической защищенности учреждений предоставляется в Администрацию ЗАТО г. Железногорск. Однако в связи с дефицитом бюджета устранение недостатков возможно только при выделении дополнительных средств, что отражено в письме Главы ЗАТО г. Железногорск от 30.09.2013г. № 01-42-09/32 на имя исполняющего обязанности начальника Межмуниципального управления МВД России по ЗАТО г. Железногорск Н.А.Самарина. В 2011 году МКУ «Управление образования» в адрес Администрации ЗАТО г. Железногорск было направлено письмо о потребностях образовательных учреждений в ограждении территорий для включения в целевую программу «Безопасный город на 2012-2014 годы». Однако позиция исполнения требований актов антитеррористической защищённости не учитывалась в краевых долгосрочных целевых программах.
Выслушав объяснений участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорск проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
В ходе проверки установлено, что имеющееся ограждение территории МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97» частично повреждено со стороны ул. Восточная, отсутствуют въездные ворота на территорию образовательного учреждения со стороны ул. Королева.
Указанные факты подтверждаются материалами дела актом обследования антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ года МКОУ СОШкола №... и фотоснимками к нему и не оспариваются участвующими в деле лицами.
И.о. прокурора ЗАТО Железногорск Красноярского края на имя главы администрации Зато г. Железногорск было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности учреждений образования, в том числе в МКОУ СОШ школа № №....
Объяснениями сторон в судебном заседании установлено, что указанные нарушения устранены не были.
В силуст. 12 ГК РФзащита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п.3. ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с ч.1 п.4 ст.31 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно статье 11 Федерального Закона РФ 2О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ содержится понятие как санитарно-эпидемиологические требования т.е. обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
Согласно ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г.N189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Пунктами 2.2.3, 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусмотрено, что территория образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м.
Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые образовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений., воспитанием и обучением.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В силу п. 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п. 3 части 3 статьи 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно Уставу муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № №... утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 27.01.2011 года № 169 школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статьей 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов прямо возложена обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательный учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.1.3 Устава МКОУ средней общеобразовательной школы № №... постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 27.01.2011 года № 169, учредителем является Муниципальное образование ЗАТО Железногорск
Согласно положениям п.п. 1 и 2 ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу ст.ст.139 и 140 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррорисстической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Доводы представителяАдминистрацииЗАТО г. Железногорска Красноярского края об отсутствии денежных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, муниципального казенного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №... по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №... в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить въездные (выездные) ворота со стороны улицы Королева в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, а также установить (восстановить) ограждение по всему периметру МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...».
Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края произвести финансирование для выполнения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...» работ по установке въездных (выездных) ворота со стороны улицы Королева в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, а также по установлению (восстановлению) ограждения по всему периметру МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № №...».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 18.03.2014 года путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Т.В. Подъявилова