дело № 2-1229/2020
24RS0013-01-2019-004880-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова Т.И. к МБДОУ «Элитовский детский сад» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Комарова Т.И. обратилась с иском к МБДОУ «Элитовский детский сад» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 45218 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в МБДОУ «Элитовский детский сад» на должность сторожа по основному месту работы на 1 ставку; договором работнику в соответствии с законодательством РФ производятся выплаты компенсационного характера: 30% районный коэффициент, 30% северная надбавка. Размер заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%, в связи с чем просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в указанной сумме.
В судебное заседание истец Комарова Т.И. не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика МБДОУ «Элитовский детский сад» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении в своё отсутствие.
Представители третьих лиц –МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом в соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ при установлении системы оплаты труда необходимо в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 года № 162-О-О и от 25 февраля 2013 года № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Как установлено в судебном заседании, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Комарова Т.И. принята в МБДОУ «Элитовский детский сад» на должность сторожа, что также подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ; продолжительность ежедневной смены работника составляет 12 часов.
Как следует из представленных в материалы дела карточки справки истица в ДД.ММ.ГГГГ году отработала на 1 ставку в должности сторожа в январе- 180 часов при норме 136 часов, в феврале -149 часов при норме 151 час; в марте – 168 часов при норме 159 часов; в апреле – 156 часов при норме 167 часов; в мае – 168 часов при норме 159 часов; в июне – 163 часа при норме 159 часов; в июле - 48 часов при норме 176 часов; в августе – 84 часа при норме 184 часа.
Начисленная заработная плата за отработанное истицей рабочее время, согласно справке о доходах физического лица за 2018 год, составила: в январе - апреле по 11016 рублей; в мае - июне по 11163 рубля; в июле – 3263,24 рубля; в августе – 5710,67 рублей.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере, не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 года МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018 года в сумме 9489 рублей в месяц, с 01.05.2018 года – 11163 рубля в месяц.
Таким образом, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018 истице должна была начисляться и выплачиваться заработная плата за полностью отработанный месяц не менее 15182,40 рублей, с 01.05.2018 года – не менее 17860,80 рублей.
Поскольку согласно материалам дела за спорный период истица работала на 1 ставку, суд находит, что размер заработной платы истицы за указанный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем исковые требования Комарова Т.И. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за указанный период, подлежат удовлетворению.
Размер недоначисленной выплаты составляет 40142,78 рублей, исходя из расчета:
ДД.ММ.ГГГГ – 9078,35 рублей (15182,40 рублей (минимальный размер заработка за норму времени)/136 часов (норма) х 180 часов (отработано) – 11016 рублей (начислено за отработанную норму времени));
ДД.ММ.ГГГГ – 3965,31 рублей (15182,40 рублей/151 часов (норма) х 149 часов (отработано) – 11016 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 5025,78 рублей (15182,40 рублей/159 часов (норма) х 168 часов (отработано) – 11016 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 3166,36 рублей (15182,40 рублей/167 (норма) х 156 часов (отработано) – 11016 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 7708,79 рублей (17860,80 рублей/159 часов (норма) х 168 часов (отработано) – 11163 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 7147,13 рублей (17860,80 рублей/159 часов (норма) х 163 часа (отработано) – 11163 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 1607,89 рублей (17860,80 рублей/176 часов (норма) х 48 часов (отработано) – 3263,24 рубля);
ДД.ММ.ГГГГ – 2443,17 рублей (17860,80 рублей/184 часа (норма) х 84 часа (отработано) – 5710,67 рублей);
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1404,28 рублей (40142,78 – 20000) х 3%) + 800), от уплаты которой истица была освобождена при подаче иска в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комарова Т.И. к МБДОУ «Элитовский детский сад» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с МБДОУ «Элитовский детский сад» в пользу Комарова Т.И. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40142 рубля 78 копеек.
Взыскать с МБДОУ «Элитовский детский сад» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1404 рубля 28 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко