Дело № 33а-2534/2017 Судья Ендовицкая Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
с участием прокурора Болдиной С.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области к Емельянову Николаю Николаевичу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
по апелляционной жалобе Емельянова Николая Николаевича на решение Заводского районного суда города Орла от 25 августа 2017 года, которым административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области удовлетворено, Емельянов Николай Николаевич помещен в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области» до исполнения решения о депортации, на срок до 25 ноября 2017 года, решение обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения административного ответчика Емельянова Н.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области Меркуловой Э.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Болдиной С.А., полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Управление Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее по тексту - УМВД России по Орловской области) обратилось в суд с иском о помещении Емельянова Н.Н., подлежащего депортации, в специальное учреждение.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 25 августа 2017 г. Емельянов Н.Н., пребывание которого в Российской Федерации признано нежелательным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. №, освобожден из Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» (далее - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Орловской области), где отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору суда.
В связи с этим, УВМ УМВД России по Орловской области на основании статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктов 11,12 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было принято решение о депортации гражданина Республики <...> Емельянова Н.Н. за пределы Российской Федерации, которое утверждено начальником УМВД России по Орловской области ФИО11 23 августа 2017 г.
Поскольку законных оснований для пребывания (проживания) Емельянова Н.Н. на территории Российской Федерации не имеется, то УМВД России по Орловской области просило суд поместить Емельянова Н.Н., подлежащего депортации, в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области» на срок до 25 ноября 2017 г.
В суде первой инстанции административный ответчик Емельянов Н.Н. в процессе судебного разбирательства по существу иска полагался на усмотрение суда.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Емельянов Н.Н. просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его помещения в специальное учреждение.
Утверждает, что не является гражданином Республики <...>, между тем, суд принял решение на основании паспорта образца СССР, выданного ему на <...>, с отметкой о регистрации в <адрес>, где в настоящее время он жилья не имеет.
Указывает, что родился на территории России, здесь же проходил срочную военную службу, а также отбывал наказание в виде лишения свободы. В Российской Федерации проживают его престарелая мать и сестра ФИО8, при этом последняя обязалась зарегистрировать его по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности домовладении в <адрес>.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, согласно положениям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона
В соответствии с частями 1, 2 статьи 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции).
Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно части 1 статьи 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции. в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Федерального Закона № 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 35.1 Федерального Закона № 115-ФЗ содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приговором Московского областного суда от 8 июля 2013 г., Емельянов Н.Н., гражданин республики <...>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «<...>» части <...> статьи <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде <...> лет лишения свободы в колонии строгого режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Орловской области, откуда освобожден 25 августа 2017 года по отбытию срока наказания..
Распоряжением Министерством юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № пребывание (проживание) гражданина <...> Емельянова Н.Н. в Российской Федерации признано нежелательным.
С указанным распоряжением Емельянов Н.Н. был ознакомлен в 2016 году по месту отбывания наказания, в установленном законом порядке его не обжаловал.
В свою очередь, УВМ УМВД России по Орловской области 23 августа 2017 г. приняло решение о депортации Емельянова Н.Н. за пределы Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, с учетом распоряжения компетентного органа о нежелательности пребывания Емельянова Н.Н. на территории Российской Федерации и решения о его депортации, руководствуясь вышеприведенными правовыми предписаниями, суд первой инстанции обоснованно поместил Емельянова Н.Н., который после освобождения из исправительного учреждения не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», установив срок его пребывания в этом учреждении до 25 ноября 2017 г., который отвечает требованиям разумности.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Не влечет отмену принятого по делу решения ссылка в апелляционной жалобы на наличие у ответчика близких родственников в Российской Федерации, так как его помещение в специальное учреждение обусловлено необходимостью исполнения распоряжения компетентного органа о нежелательном пребывании административного ответчика на территории Российской Федерации и решения о его депортации, которые в установленном порядке Емельяновым Н.Н. не оспорены.
Доводы жалобы о том, что Емельянов Н.Н. не является гражданином <...>, также не свидетельствуют о незаконности состоявшегося решения, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Вопреки доводам жалобы принадлежность Емельянова Н.Н. к гражданству <...> подтверждается заключением УВМ УМВД России по Орловской области №, утвержденным начальником УМВД России по Орловской области 23 августа 2017 года, досье ФМС России АС ЦБДУИГ, приговором суда, отметкой в паспорте образца СССР с проставленным штампом о гражданстве <...>.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 25 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Дело № 33а-2534/2017 Судья Ендовицкая Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2017 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
с участием прокурора Болдиной С.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области к Емельянову Николаю Николаевичу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,
по апелляционной жалобе Емельянова Николая Николаевича на решение Заводского районного суда города Орла от 25 августа 2017 года, которым административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области удовлетворено, Емельянов Николай Николаевич помещен в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области» до исполнения решения о депортации, на срок до 25 ноября 2017 года, решение обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения административного ответчика Емельянова Н.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области Меркуловой Э.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Болдиной С.А., полагавшей решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Управление Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее по тексту - УМВД России по Орловской области) обратилось в суд с иском о помещении Емельянова Н.Н., подлежащего депортации, в специальное учреждение.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 25 августа 2017 г. Емельянов Н.Н., пребывание которого в Российской Федерации признано нежелательным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. №, освобожден из Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» (далее - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Орловской области), где отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору суда.
В связи с этим, УВМ УМВД России по Орловской области на основании статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктов 11,12 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было принято решение о депортации гражданина Республики <...> Емельянова Н.Н. за пределы Российской Федерации, которое утверждено начальником УМВД России по Орловской области ФИО11 23 августа 2017 г.
Поскольку законных оснований для пребывания (проживания) Емельянова Н.Н. на территории Российской Федерации не имеется, то УМВД России по Орловской области просило суд поместить Емельянова Н.Н., подлежащего депортации, в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области» на срок до 25 ноября 2017 г.
В суде первой инстанции административный ответчик Емельянов Н.Н. в процессе судебного разбирательства по существу иска полагался на усмотрение суда.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Емельянов Н.Н. просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его помещения в специальное учреждение.
Утверждает, что не является гражданином Республики <...>, между тем, суд принял решение на основании паспорта образца СССР, выданного ему на <...>, с отметкой о регистрации в <адрес>, где в настоящее время он жилья не имеет.
Указывает, что родился на территории России, здесь же проходил срочную военную службу, а также отбывал наказание в виде лишения свободы. В Российской Федерации проживают его престарелая мать и сестра ФИО8, при этом последняя обязалась зарегистрировать его по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности домовладении в <адрес>.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, согласно положениям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона
В соответствии с частями 1, 2 статьи 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции).
Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно части 1 статьи 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции. в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Федерального Закона № 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 35.1 Федерального Закона № 115-ФЗ содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приговором Московского областного суда от 8 июля 2013 г., Емельянов Н.Н., гражданин республики <...>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «<...>» части <...> статьи <...> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде <...> лет лишения свободы в колонии строгого режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Орловской области, откуда освобожден 25 августа 2017 года по отбытию срока наказания..
Распоряжением Министерством юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № пребывание (проживание) гражданина <...> Емельянова Н.Н. в Российской Федерации признано нежелательным.
С указанным распоряжением Емельянов Н.Н. был ознакомлен в 2016 году по месту отбывания наказания, в установленном законом порядке его не обжаловал.
В свою очередь, УВМ УМВД России по Орловской области 23 августа 2017 г. приняло решение о депортации Емельянова Н.Н. за пределы Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, с учетом распоряжения компетентного органа о нежелательности пребывания Емельянова Н.Н. на территории Российской Федерации и решения о его депортации, руководствуясь вышеприведенными правовыми предписаниями, суд первой инстанции обоснованно поместил Емельянова Н.Н., который после освобождения из исправительного учреждения не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», установив срок его пребывания в этом учреждении до 25 ноября 2017 г., который отвечает требованиям разумности.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Не влечет отмену принятого по делу решения ссылка в апелляционной жалобы на наличие у ответчика близких родственников в Российской Федерации, так как его помещение в специальное учреждение обусловлено необходимостью исполнения распоряжения компетентного органа о нежелательном пребывании административного ответчика на территории Российской Федерации и решения о его депортации, которые в установленном порядке Емельяновым Н.Н. не оспорены.
Доводы жалобы о том, что Емельянов Н.Н. не является гражданином <...>, также не свидетельствуют о незаконности состоявшегося решения, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Вопреки доводам жалобы принадлежность Емельянова Н.Н. к гражданству <...> подтверждается заключением УВМ УМВД России по Орловской области №, утвержденным начальником УМВД России по Орловской области 23 августа 2017 года, досье ФМС России АС ЦБДУИГ, приговором суда, отметкой в паспорте образца СССР с проставленным штампом о гражданстве <...>.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 25 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи