Дело № 2-52/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2016 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Копыловой Н.В.,
при секретаре Кожевниковой Ю.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальковой Ю.Н. к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» о назначении и выплате единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.
установил:
Малькова Ю.Н. обратилась в суд с уточненным исковым заявлением к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее - КУ ВО «Центр социальных выплат») о признании незаконными решений управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района Вологодской области (далее - управление) от 16.03.2015 № 460 и 27.11.2015 № 1679 об отказе в назначении ей единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, о возложении на ответчика обязанности назначить и выплатить ей единовременную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка.
В обоснование требований истец указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей: МАА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МАА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МНА. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства в ..., однако фактически с 1999 года проживает с семьей в д. .... 10.05.2015 Малькова Ю.Н. обратилась в управление с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, предусмотренной ч. 2 ст. 10.3 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области». 16.03.2015 истцу было отказано в назначении указанной выплаты со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства на территории Вологодской области на дату рождения третьего ребенка и на дату обращения за указанной выплатой. 25.11.2015 истец повторно обратилась в управление с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, предусмотренной ст. 14 Закона Вологодской области от 16.03.2005 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области». 27.11.2015 истцу было вновь отказано в назначении указанной выплаты в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Вологодской области и наличием регистрации по месту жительства в г. Санкт-Петербурге на дату рождения третьего ребенка и на дату обращения за указанной выплатой. Истец, полагая, что имеет право на данную выплату в связи с тем, что в спорные периоды фактически проживала на территории Устюженского района и имела место жительства в Вологодской области, ссылаясь на ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», просила об удовлетворении заявленных требований.
Определением суд от 11.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Вологодской области.
Определением суда от 17.03.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района Вологодской области надлежащим - КУ ВО «Центр социальных выплат».
В судебном заседании истец Малькова Ю.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика КУ ВО «Центр социальных выплат» по доверенности Окулова А.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях и оспариваемых решениях.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв.
В судебном заседании свидетели МАН МТН ВАВ. подтвердили, что местом жительства Мальковой Ю.Н. с 1999 года по настоящее время является Устюженский район Вологодской области.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, полагает, что иск Мальковой Ю.Н. обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В целях установления дополнительных видов материальной поддержки для семей с детьми ст. 14 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей предусмотрена единовременная денежная выплата в размере ... тысяч рублей.
Право на получение единовременной денежной выплаты возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей (без учета мертворожденных детей), являющихся гражданами Российской Федерации, имеющих место жительства или временно проживающих на территории Вологодской области и не имеющих места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации.
Указанные лица могут реализовать свое право на получение единовременной денежной выплаты при условии постоянного проживания на территории Вологодской области на день обращения в течение восемнадцати месяцев после достижения ребенком (детьми), в связи с рождением которого (которых) возникло право на получение единовременной денежной выплаты, возраста полутора лет.
Статья 10.3 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», действовавшего до принятия закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ, также предусматривала право женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка и имеющих место жительства на территории Вологодской области, на получение единовременной денежной выплаты в размере ... тысяч рублей, которое могло быть реализовано в течение восемнадцати месяцев после истечения полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка (детей) при условии проживания на территории Вологодской области на день обращения.
В ходе судебного заседания установлено, что 10.03.2015 Малькова Ю.Н., являясь матерью троих несовершеннолетних детей МАА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МАА., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ...4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района Вологодской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка МНА указав при этом местом своего жительства д. ....
Рассмотрев заявление Мальковой Ю.Н., 16.03.2015 управление приняло решение об отказе в назначении ей требуемой выплаты со ссылкой на ст. 10.3 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», пункты 3-5 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 27.06.2011 № 737 (далее - Порядок), указав, что в Порядке определен перечень документов, необходимых для предоставления выплаты, в том числе копия паспорта заявителя (страниц, содержащих информацию о личности заявителя, отметки о его регистрации по месту жительства), в представленных документах на дату рождения третьего ребенка (ДД.ММ.ГГГГ) и на дату обращения с заявлением (10.03.2015) у истца имелась регистрация по месту жительства на территории г. Санкт-Петербурга. Управление не усмотрело законных оснований для предоставления Мальковой Ю.Н. единовременной денежной выплаты в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории Вологодской области по состоянию на вышеуказанные даты.
25.11.2015 Малькова Ю.Н. повторно обратилась в управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района Вологодской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка МНА., подтвердив документально факт проживания на территории Устюженского района Вологодской области.
Рассмотрев заявление Мальковой Ю.Н., 27.11.2015 управление приняло решение об отказе в назначении ей требуемой выплаты со ссылкой на ст. 14 закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», пункты 3-5 вышеназванного Порядка), по тем же основаниям, которые указаны в решении от 16.03.2015.
На основании Закона Вологодской области от 24.10.2015 № 3755-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения области и внесении изменений в закон области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области», п. 2 Порядка, Устава КУ ВО «Центр социальных выплат» с 01.03.2016 вопросы назначения и выплаты единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей входят в компетенцию КУ ВО «Центр социальных выплат».
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд не может согласиться с выводами управления об отказе Мальковой Ю.Н. в назначении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и возражениями КУ ВО «Центр социальных выплат» об отсутствии у истца права на получение указанной выплаты, поскольку в ходе судебного разбирательства истцом было доказано, что местом ее жительства, как на момент рождения третьего ребенка, так и на момент обращения с заявлениями о предоставлении денежной выплаты, являлась территория Вологодской области.
Данный вывод основан на объяснениях истца, показаниях свидетелей, материалах дела.
Так, судом установлено, что Малькова Ю.Н. с 17.04.1995 зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Санкт-Петербург, ..., в квартире принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (1/3 доли в праве).
Действительно пп. 3, 5.1 Порядка предусмотрено, что лицам, претендующим на предоставление этой выплаты, необходимо представить копию паспорта заявителя (страниц, содержащих информацию о личности заявителя, о регистрации по месту жительства).
Вместе с тем, в силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании анализа положений указанных нормативных актов суд исходит из того, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Следовательно, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Аналогичная позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П, где указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что с 1999 года истец постоянно проживает в д. ..., что подтверждается трудовыми контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, записями в трудовой книжке истца, свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о рождении детей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о регистрации истца по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о регистрации детей истца по месту жительства, справкой о составе семьи Мальковой Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о составе семьи МАН. от ДД.ММ.ГГГГ, справками МОУ «Никольская школа» от ДД.ММ.ГГГГ, карточками обязательного медицинского страхования, государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ, медицинскими картами МАА., МАА, МНА., выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по адресу: ..., ....
Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Согласно объяснениям истца в спорный период она, имея постоянную регистрацию по месту жительства в ..., фактически проживала со своей семьей в д. Никола, возможности проживать в квартире по месту постоянной регистрации не имела, поскольку в указанной квартире проживает семья КВА состоящая из двух человек, а также семья КСН., состоящая из трех человек.
Доводы истца в данной части каким-либо доказательствами стороной ответчика опровергнуты не были.
Принимая во внимание закрепленный в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принцип приоритетной защиты прав и интересов детей и поддержки семьи, учитывая доказанность факта проживания истца на территории Вологодской области на дату рождения третьего ребенка (ДД.ММ.ГГГГ) и на дату обращения с заявлениями о предоставлении выплаты (10.03.2015, 25.11.2015), суд признает обоснованными требования истца о незаконности решений об отказе в назначении единовременной выплаты, и полагает необходимым в целях восстановления нарушенного права Мальковой Ю.Н. обязать КУ ВО «Центр социальных выплат» назначить и выплатить ей единовременную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконными решения управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от 16.03.2015 № 460 и 27.11.2015 № 1679 об отказе Мальковой Ю.Н. в назначении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.
Обязать казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» назначить и выплатить Мальковой Ю.Н. единовременную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18.04.2016.
Судья Н.В. Копылова