Решение по делу № 33а-6121/2019 от 17.10.2019

Судья Савилова О.Г. Дело № 2а-857/2019

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 ноября 2019 года № 33а-6121/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Череповецкого муниципального района на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении требований администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах о признании незаконным предписания о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемиологических, профилактических мероприятий № 940/05-06 от 25 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

в период с 09 июля 2019 года по 12 июля 2019 года прокуратурой Череповецкого района совместно со специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области) проведена проверка по исполнению требований законодательства о водоснабжении и водоотведении органами местного самоуправления Череповецкого муниципального района.

25 июля 2019 года по результатам проведенной проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в адрес администрации Череповецкого муниципального района вынесено предписание № 940/05-06 о проведении в срок до 12 августа 2019 года дополнительных санитарно-противоэпидемиологических, профилактических мероприятий с целью устранения нарушения положений санитарного законодательства.

07 августа 2019 года администрация Череповецкого муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Вологодской области о признании незаконным указанного предписания от 25 июля 2019 года № 940/05-06.

В обоснование требований указала, что сведения о принадлежности источников нецентрализованного водоснабжения - родников, общественных колодцев к муниципальной собственности района отсутствуют. Действующее законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возлагает на органы местного самоуправления обязанность по исполнению санитарных правил только в отношении объектов, которые являются имуществом муниципального образования. Наличие каптажа родника, используемого для захвата подземных вод, выстроенного неустановленными лицами и в неизвестный период, не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по содержанию и ремонту данного родника. Достоверно не установлено, к какому типу источников нецентрализованного водоснабжения они относятся, общего или индивидуального пользования; не известна история возникновения источника водоснабжения, отсутствуют геологические и гидрогеологические данные, а также результаты санитарного обследования близлежащей территории. На территориях д. Починок, д. Щетинское, с. Ильинское Череповецкого района имеются иные источники водоснабжения, используемые гражданами для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Определением суда от 08 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Череповецкого района Вологодской области.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Вологды, не приводя новых доводов, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Череповецкого района представлены возражения о их несостоятельности и законности принятого решения.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, не находит оснований для его отмены.

Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона № 52-ФЗ, должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как указано в части 2 статьи 50 Федерального закона № 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года № 40 введены в действие «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1175-02), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о признании вынесенного предписания правомерным и об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Как следует из материалов дела, при проведении Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора проверки по исполнению требований законодательства о водоснабжении и водоотведении органами местного самоуправления Череповецкого муниципального района было установлено возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, выявлены нарушения Федерального Закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1175-02, а именно: 1.) питьевая вода из общественного колодца, расположенного вблизи дома №1 по ул. Мира, д. Починок Череповецкого района, не отвечает нормативным требованиям по исследованным показателям: мутность (6 ЕМФ, при нормативе не более 3,5 ЕМФ), общие колиформные бактерии (2,0 КОЕ/100 мл., при нормативе: не допускается в 100 мл.), термотолерантные колиформные бактерии (2,0 КОЕ/100 мл., при нормативе: не допускается в 100 мл.), что подтверждается протоколом испытаний воды № 19-01-02-4283 от 18.07.2019; 2) Питьевая вода из общественного каптажа родника, расположенного между домами №7 и №11 по ул. Рыбинская, д. Щетинское Череповецкого района, не отвечает нормативным требованиям по исследованным показателям: общее микробное число (134 КОЕ/1 мл., при нормативе: не более 100 КОЕ в 1 мл.), общие колиформные бактерии (1,33 КОЕ/100 мл., при нормативе: не допускается в 100 мл.), что подтверждается протоколом испытаний воды № 19-01-02-4284 от 18.07.2019; 3) питьевая вода из общественного колодца, расположенного между домами №3 и №4 с. Ильинское Череповецкого района, не отвечает нормативным требованиям по исследованным показателям: колифаги (1,4 БОЕ/100 мл, при нормативе: не допускается в 100 мл.), общие колиформные бактерии (1,0 КОЕ/100мл., при нормативе: не допускается в 100 мл.), что подтверждается протоколом испытаний воды № 19-01-02-4285 от 18.07.2019.

По результатам проведенной проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в адрес администрации Череповецкого муниципального района вынесено предписание № 940/05-06 о проведении в срок до 12 августа 2019 года дополнительных санитарно-противоэпидемиологических, профилактических мероприятий, в котором предложено: 1) принять меры к устранению химического и микробиологического загрязнения питьевой воды источника нецентрализованного водоснабжения и приведению её качества в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, а именно: из общественного колодца, расположенного вблизи дома №1 по ул. Мира, д. Починок Череповецкого района, по показателям: мутность, общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии; из общественного каптажа родника, расположенного между домами №7 и №11 по ул. Рыбинская, д. Щетинское Череповецкого района, по показателям: общее микробное число, общие колиформные бактерии; из общественного колодца, расположенного между домами №3 и №4 с. Ильинское Череповецкого района, по показателям, колифаги, общие колиформные бактерии. Эффективность проведенных мероприятий подтвердить результатами лабораторных исследований питьевой воды; 2) провести чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию: общественного колодца, расположенного вблизи дома №1 по ул. Мира, д. Починок Череповецкого района; общественного каптажа родника, расположенного между домами №7 и №11 по ул. Рыбинская, д. Щетинское Череповецкого района; общественного колодца, расположенного между домами №3 и №4 с. Ильинское Череповецкого района. Предложено в срок до 12 августа 2019 года представить письменную информацию о проведенных мероприятиях (л.д.10-11).

Исходя из толкования вышеприведенных норм права и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности вынесенного в адрес администрации Череповецкого муниципального района оспариваемого предписания, которое составлено в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ лицом, уполномоченным на это в рамках действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в реестре муниципальной собственности Череповецкого муниципального района отсутствуют объекты нецентрализованного водоснабжения – колодцы, и администрация за них ответственности не несет, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку исходя из указанных правовых норм администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области обязана организовать обеспечение водой жителей Череповецкого района в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02.

Отсутствие собственника источников питьевой воды – общественных колодцев, общественных каптажев родников влечет обязанность органа местного самоуправления поставить данные сооружения на учет в соответствующем Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйные.

Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений.

Иные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не содержат.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Череповецкого муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6121/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Череповецкого муниципального района
Ответчики
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах
Другие
Прокуратура Череповецкого района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
18.10.2019[Адм.] Передача дела судье
13.11.2019[Адм.] Судебное заседание
27.01.2020Передача дела судье
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
13.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее