Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Удмуртская Республика, п.Игра, ул. Советская, 39 28 декабря 2015 года
Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Шишкин А.В.,
при секретаре Вороновой Е.Ю.,
с участием Семушиной Е.С. - представителя ОАО «Удмуртнефть», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении,
а также Захаровой М.Б. – представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Удмуртнефть», ИНН 1831034040, ОГРН 1021801147774, на постановление исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача по Игринскому, Дебесскому, Красногорскому районам УР Евдокимовой И.Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача по Игринскому, Дебесскому, Красногорскому районам УР Евдокимовой И.Л. от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Удмуртнефть» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель общества Д.А.В., действующий на основании доверенности, ДД.ММ.ГГГГ направил в Игринский районный суд УР жалобу, в которой просит указанное постановление отменить как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что в ходе производства по делу не установлена вина Общества в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ. Не доказано наличие причинно-следственной связи между нарушением заявителем указанных в постановлении Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации и возникновением заболеваний ГЛПС у работников Общества. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт возникновения инфекционного заболевания (ГЛПС) среди работников ЦДНГ-2 в результате невыполнения заявителем санитарных правил по организации и проведению дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов, не обеспечении грызунонепроницаемости зданий и построек. Кроме того, в жалобе указано на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие очага геморрагической лихорадки (ГЛПС) на территории и в помещениях Общества, не установлено место инфицирования работников ГЛПС. Общество предполагает возможность инфицирования вследствие бездействия работников, выразившееся в несоблюдении ими личной гигиены. По мнению автора жалобы, обществом предприняты меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в помещениях и на территории ЦДНГ-2, вынесенное предписание было добровольно и в срок исполнено.
В судебном заседании представитель ОАО «Удмуртнефть» по доверенности Семушина Е.Л. доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Захарова М.Б. в судебном заседании с жалобой не согласилась, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно. В действиях ОАО «Удмуртнефть» имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, наказание назначено обоснованно.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Ответственность за данное правонарушение в отношении юридических лиц предусмотрена в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела видно, что основанием для проведения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в п.Игра эпидемиологического расследования послужило сообщение учреждения здравоохранения о причинении вреда здоровью людей, направленное в связи с регистрацией 3-х случаев заболевания ГЛПС среди работников ЦДНГ-2 Чутырского месторождения ОАО «Удмуртнефть».
Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении юридического лица – ОАО «Удмуртнефть», послужили результаты проведенного эпидемиологического расследования, а именно составленный ДД.ММ.ГГГГ акт эпидемиологического расследования.
В ходе данных мероприятий специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР в п.Игра выявлено, что ОАО «Удмуртнефть» допустило нарушения санитарного законодательства: ст.11, 24 Федерального закона от 30.09.99 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.3.3. Санитарных правил СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.6., 4.3. Санитарных правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации.
В силу ст.11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п. 7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом» юридические лица обеспечивают: - благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий; - организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек; - проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.Пунктом 2.6., 4.3. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» предусмотрено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью; при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно п.1.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Пункт 3.8 указанных санитарно-эпидемиологических требований предусматривает, что инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: - использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; - устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; - проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; - герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; - защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; - использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; - создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов; - установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, его совершившее, - ОАО «Удмуртнефть», а также виновность юридического лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В частности в ходе производства по делу установлено, что в нарушение вышеприведенных санитарно-эпидемиологических требований, Обществом не обеспечена грызунонепроницаемость зданий и построек: в помещениях (кабинетах специалистов) АБК ЦДНГ №2 Чутырского месторождения ОАО «Удмуртнефть» плинтуса не прилегают плотно к стене, стыки не герметичны, имеются трещины в стенах (кабинет геологов), трещины в фундаменте, стыки между фундаментом и отмосткой не герметичны, места выхода вентиляционных отверстий фундамента не герметичны, что не исключает возможность проникновения мышевидных грызунов в помещения, не обеспечены безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, не осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней.
Выводы о наличии в действиях ОАО «Удмуртнефть» состава административного правонарушения сделаны на основании доказательств, представленных в деле: распоряжения о проведении эпидемиологического расследования от ДД.ММ.ГГГГ, акта эпидемиологического расследования № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фотографических снимков, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства; копии свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; Устава ОАО «Удмуртнефть».
Доводы представителя ОАО «Удмуртнефть» об отсутствии в действиях Общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, являются несостоятельными. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «Удмуртнефть» в ходе производства по делу не было представлено доказательств, свидетельствующих о выполнении всех зависящих от Общества мер по соблюдению вышеназванных санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Имеющийся в материалах дела План мероприятий стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом на территории ЦДНГ-2 Чутырского месторождения, утвержденный Первым заместителем генерального директора по производству, главным инженером ОАО «Удмуртнефть» ДД.ММ.ГГГГ, и добровольное исполнение выданного Обществу предписания, не свидетельствуют о том, что ОАО «Удмуртнефть» были своевременно приняты все необходимые меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, нарушение которых вменяется Обществу.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела не была установлена причинно-следственная связь между невыполнением Обществом санитарных правил и возникновением инфекционного заболевания (ГЛПС) среди работников ЦДНГ-2, во внимание принят быть не может. Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, Общество признано виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественного здания, которые связаны с не обеспечением грызунонепроницаемости здания. Выявление заболеваний ГЛПС среди работников ЦДНГ-2 Чутырского месторождения ОАО «Удмуртнефть» явилось основанием для проведения эпидемиологического расследования, и в данном случае, также как и установление очага ГЛПС, места инфицирования работников Общества, не подлежало выяснению для установления наличия события административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
Невыполнение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов в вину Обществу не вменялось, а потому доводы жалобы в этой части также не подлежат рассмотрению.
На основании изложенного прихожу к выводу, что действия ОАО «Удмуртнефть» правильно квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание ОАО «Удмуртнефть» назначено в минимальном размере санкции в виде штрафа, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ, с учетом правил ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача по Игринскому, Дебесскому, Красногорскому районам УР Евдокимовой И.Л. от 25 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Удмуртнефть» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
<данные изъяты>
<данные изъяты>