Судья – Греков Ф.А. Дело № 33-12628/2021
№ 2-4783/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего — Гончаровой С.Ю.,
судей - Клиенко Л.А., Пархоменко Г.В.,
при секретаре - Назаровой М.В.,
по докладу судьи - Клиенко Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края <ФИО>9 на решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 октября 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А :
<ФИО>1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее - УПФР) о включении периодов работы в трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований указал, что 30.10.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР от 06 февраля 2020 г. ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, так как пенсионный орган не засчитал в специальный стаж периоды его работы: с 01.01.1997 по 12.09.1997 в качестве артиста оркестра (регулятор 1-й трубы) Краснодарского государственного цирка, с 15.09.1997 по 14.07.2009 – в качестве артиста оркестра 11 тр., с 15.09.2009 по 30.09.2019 – артиста высшей категории военного оркестра Краснодарского высшего военного училища. Считает данное решение незаконным, просил включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости с 31.10.2019.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 октября 2020 г. исковые требования <ФИО>1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском округе г.Краснодара удовлетворены.
Обязано Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края включить в специальный трудовой стаж <ФИО>14 периоды его работы:
с 01.01.1997 по 12.09.1997 (8 месяцев 12 дней) – артиста оркестра (регулятора 1-й трубы) Краснодарского госцирка;
с 15.09.1997 по 14.07.2009 – артиста оркестра 11 тр.;
с 15.07.2009 по 31.09.2019 – артиста высшей категории военного оркестра Краснодарского высшего военного училища им.генерала армии <ФИО>8.
Обязано Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить <ФИО>1 досрочную страховую пенсию по старости с 01.05.2020.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края <ФИО>9 просит решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы с 15.09.1997 по 14.07.2009, с 15.07.2009 по 31.09.2019, назначении досрочной пенсии по старости отменить, в иске в этой части отказать, указывая, что право на досрочную пенсию имеют право артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. Согласно Уставу Краснодарского высшего военного училища основной задачей военного оркестра является служебно-творческая деятельность, поэтому училище не относится к профессиональному художественному коллективу. В выписке ИЛС код льготы не указан, поэтому работодатель не относит данную деятельность к льготной. В связи с отсутствием 25 лет специального стажа оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется.
В возражении на апелляционную жалобу представитель <ФИО>1 по доверенности <ФИО>10 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав <ФИО>1 и его представителя <ФИО>10, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что 31 октября 2019 г. <ФИО>1 обратился в УПРФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением Управления пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара от 06.02.2020 <№...> <ФИО>1 отказано в назначении досрочно пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как из стажа, дающего ему право на досрочное пенсионное обеспечение, исключены периоды работы: 01.01.1997 по 12.09.1997 в качестве артиста Краснодарского госцирка; с 15.09.1997 по 14.07.2009 – артиста оркестра 11 тр., с 15.07.2009 по 31.12.2018 – артиста высшей категории военного оркестра Краснодарского высшего военного училища (л.д.9-10).
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подпунктом «о» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка): артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
В соответствии с п. 2 Положения о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. № 417, действовавшего в спорные периоды, к военно-оркестровым службам Министерства обороны Российской Федерации относятся оркестры, которые создаются, в том числе, в войсковых частях и военных учебных заведениях.
В соответствии с пунктом 2 Руководства по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра Обороны Российской Федерации от 13.01.2012 г. № 13, военные оркестры являются профессиональными творческими коллективами и призваны содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала.
Аналогичные положения содержались в п. 4 действовавшего в спорные периоды Руководства по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. № 417.
Из указанных актов следует, что в специальный стаж засчитывается период работы в качестве артиста духового оркестра, играющего на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах, к которым относятся военные оркестры учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
Из трудовой книжки <ФИО>1 следует, что он в период с 15.09.1997 принят на работу артистом оркестра 11 тр. Краснодарского высшего военного училища им.Штименко С.М., с 15.07.2009 г. переведен на должность артиста высшей категории военного оркестра (л.д.14-16).
Согласно справке Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии С.М. Штименко <ФИО>1 работает в качестве артиста военного оркестра (духовой инструмент) с 15.09.1997 по настоящее время (л.д.13).
Из указанных доказательств следует, что в спорный период с 15.09.1997 по 30.09.2019 истец осуществлял деятельность, предусмотренную Списком профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Вместе с тем, указанный стаж не подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального Закона от № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года « 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, <ФИО>1 в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26 августа 1997 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы отражен без указания кода льготных условий труда (л.д.37-58).
Поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются допустимым доказательством (ст. 60 ГПК РФ), достоверность этих сведений в части спорного периода не опровергнута, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности решения об отказе в зачете этого периода в льготный стаж работы истца.
Ссылка в возражении на апелляционную жалобу на то, что неисполнение работодателем обязанности по предоставлению соответствующих сведений не должно влечь ограничения прав истца на пенсионное обеспечение, не может быть принята во внимание, так как отказ в зачете спорного периода в специальный стаж обусловлен не фактом неоплаты работодателем истца страховых взносов, а фактом отсутствия сведений о работе с особыми условиями в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, отсутствия доказательств недостоверности сведений в этой части, при том, что законодатель только этот документ выделил в качестве допустимого доказательства подтверждения стажа за период после регистрации работника в системе пенсионного страхования.
При этом, судебная коллегия разъясняет, что по указанным периодам истец может предъявить соответствующие требования работодателю о внесении изменений в предоставленные сведения о работе истца.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Кроме того, уточнение исковых требований принято с нарушением требований гражданского процессуального законодательства.
В качестве одного из условий обеспечения состязательности и равноправия сторон Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает извещение ответчика о предъявленных к нему требованиях, в том числе об их составе и размере.
Так, частью 2 статьи 150 данного Кодекса установлено, что судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что в этом случае течение срока рассмотрения дела, предусмотренного данным Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.
Из приведенных выше процессуальных норм в их взаимосвязи следует, что в случае изменения иска, в том числе при увеличении размера исковых требований, ответчик должен быть извещен об этом, ему должна быть вручена копия соответствующего заявления истца и при необходимости предоставлено время для подготовки возражений на новые требования и представления по ним доказательств.
Согласно протоколу судебного заседания от 12.10.2020 на основании ходатайства представителя истца протокольным определением к производству суда принято уточненное исковое заявление <ФИО>1, в котором истцом указан срок назначения пенсии с 01.05.2020 (л.д.109-110).
Однако каких-либо сведений о том, что копия указанного выше заявления об уточнении исковых требований была вручена ответчику, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в нарушение положений статей 39 и 150 ГПК РФ суд не направил ответчику уточненное исковое заявление, и не предоставил ответчику необходимое время для ознакомления с уточненным исковым заявлением, в связи с чем лишил его предусмотренных законом процессуальных прав.
Между тем, суд первой инстанции удовлетворил уточненные исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, обеспечивающих состязательность и равноправие сторон, что само по себе могло повлиять на исход дела.
Кроме того, УПФР не рассматривало заявление <ФИО>1 о назначении досрочной страховой пенсии с 01.05.2020, не отказывало в ее назначении с указанного срока, поэтому основания для обращения в суд с такими требованиями у истца отсутствовали.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 октября 2020 года отменить, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края <ФИО>9 – удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования <ФИО>1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: