Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2013 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Губской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по заявлению Симоновой Е.Б. о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Пензы в сохранении самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии, понуждении к принятию решения о согласовании самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии и вынесению акта приемочной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Симонова Е.Б. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что Дата представителем заявителя по доверенности Подопригора А.А. было подано заявление в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Пензы, с просьбой о признании законной самовольной перепланировки осуществленной по Дата . К заявлению были приложены все необходимые документы в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Дата представителем заявителя по доверенности Подопригора А.А. был получен ответ, содержащий отказ в «узаконивании перепланировки квартиры Адрес где основанием указано то, что представитель заявителя не является собственником вышеназванной квартиры, со ссылкой на п. 5.1 Постановления администрации г. Пензы от Дата Номер «Об утверждении положения «О порядке получения документа, подтверждающего принятия решения о согласовании или отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки жилых помещений на территории города Пензы». Считает, что у неё, как у нанимателя имеется право на обращение с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, как «лица, не являющегося собственником, но владеющего имуществом на предусмотренном законом или договором основании» и «может требовать устранения всяких нарушений его права хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения», что согласуется с нормами ст.ст. 304, 305 ГК РФ. Заключение по обследованию технического состояния строительных конструкций квартиры расположенной по Адрес , составленное ООО «РисанПроект», свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства Номер от Дата содержит выводы о соответствии выполненной перепланировки действующим нормативам, об обеспечении безопасной эксплуатации квартиры после перепланировки, об улучшении условий проживания в результате перепланировки. Также были проведены согласования выполненной перепланировки (отсутствие возражений) с ОАО «Метан», ООО «Городской инженерно-технический центр», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области». П. 5.1 постановления администрации г. Пензы от Дата г., на который в качестве обоснования отказа ссылается ответчик содержит порядок оформления переустройства и/или перепланировки жилого помещения, произведенного(й) без согласования собственником жилого помещения. Из буквального толкования этого пункта, следует, что это порядок оформления переустройства и/или перепланировки жилого помещения, произведенного(й) без согласования самим собственником. Вместе с этим положения постановления также не содержат запрета на обращение нанимателя с подобным заявлением.
Просит суд признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации города Пензы в сохранении самовольно перепланированного жилого помещения по Адрес в перепланированном состоянии. Обязать ответчика принять решение о согласовании самовольно перепланированного жилого помещения по Адрес в перепланированном состоянии. Понудить ответчика вынести акт приемочной комиссии, подтверждающий принятие
перепланировки жилого помещения по Адрес в перепланированном состоянии.
Заявитель Симонова Е.Б. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель заявителя Подопригора А.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, в обоснования ссылался на доводы изложенные в заявлении, просил заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Пензы Беляева А.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила заявление оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ -
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно ст. 27 ЖК РФ -
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что Дата Симоновой Е.Б. Пензенской городской администрацией выдан ордер Номер на вселение в квартиру Адрес .
Собственником квартиры Адрес является муниципальное образование г.Пенза, что подтверждается материалами дела.
В 2012 году по заявлению Симоновой Е.Б. ООО «Рисан Проект» был подготовлен проект перепланировки квартиры Адрес и заключение по обследованию технического состояния строительных конструкций указанной квартиры.
Подопригора А.А., действуя в интересах Симоновой Е.Б., Дата обратился в Управления архитектуры и градостроительства администрации города Пензы с заявлением о признании законным самовольной перепланировки жилого помещения, квартиры Адрес
В сообщении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Пензы от Дата на имя Подопригора А.А. указывается, что согласно п.5.1 постановления администрации г. Пензы от 30 сентября 2009 г. N 1206 «Об утверждении положения «О порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки жилых помещений на территории города Пензы» собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель), переустроивший и/или перепланировавший жилое помещение без согласования Управления, вправе обратится с заявлением в администрацию города Пензы о приемке произведенной перепланировки и/или переустройства. Поскольку он не является собственником (уполномоченным им лицом), узаконить перепланировку квартиры Адрес не представляется возможным.
Администрацией г. Пензы Дата принято постановление Номер об утверждении положения «О порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки жилых помещений на территории города Пензы».
В соответствии с пунктом 2 указанного выше постановления администрации г. Пензы, -
2.1. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в Управление по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (в случае, если помещение находится в собственности нескольких лиц, то заявление подписывается всеми собственниками, либо прилагаются их письменные уведомления об отсутствии возражений на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения);
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение (или дом), в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.2. К заявлению прилагаются также документы, подтверждающие полномочия заявителя (доверенность, выписка из устава и др.).
2.3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. Заявление регистрируется в день его получения.
2.4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято Управлением по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в Управление по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы. Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки принимается начальником Управления по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы по форме, установленной Правительством РФ.
2.5. Документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, выдается заявителю под расписку не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения или направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении, заказным письмом с уведомлением.
2.6. Документ, подтверждающий принятие Управлением по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Согласно пункту 3 постановления администрации г. Пензы №1206 30.09.2009 об утверждении положения «О порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки жилых помещений на территории города Пензы», отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
- непредставления определенных настоящим Порядком документов;
- представления документов в ненадлежащий орган;
- несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. (п. 3.1)
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 3.1. (п. 3.2)
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. (п. 3.3)
В судебном заседании представитель заявителя Подопригора А.А. суду пояснил, что Симонова Е.Б. не является собственником спорного жилого помещения, каких-либо доверенностей от представителей муниципального образования г.Пензы на право обращения в Управление по имущественным и градостроительным отношениям Администрации города Пензы по поводу незаконной перепланировки у нее не имеется, поскольку она их не получала, так как считает, что сама вправе непосредственно обратиться в Управление по поводу перепланировки.
Изучив все обстоятельства и материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности отказа администрации г. Пензы Симоновой Е.Б., действующей через своего представителя Подопригора А.А., в узаконивании перепланировки квартиры по Адрес поскольку она не является собственником указанной выше квартиры либо лицом, уполномоченным собственником данного жилого помещения на обращение с данным заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пензы, в связи с чем, суд считает, отказ органа местного самоуправления является законным и обоснованным, в связи с чем, требования Симоновой Е.Б. о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Пензы в сохранении самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии, понуждении к принятию решения о согласовании самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии и вынесению акта приемочной комиссии удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Симоновой Е.Б. о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Пензы в сохранении самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии, понуждении к принятию решения о согласовании самовольно перепланированного жилого помещения в перепланированном состоянии и вынесению акта приемочной комиссии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца, начиная с 9 сентября 2013 года.
Судья