Судья Адаманова Э.В. Дело № 33-34592/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Черных И.Н.
при секретаре Иванове Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 30 марта 2018 года по делу по иску Н.Ю.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Н.О.А. – представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Н.Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы с 29.07.1991г. по 24.07.1993г., с 25.07.1993г. по 14.11.1993г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам, с 15.06.1994г. по 30.04.1999г., с 15.05.1999г. по 30.12.1999г., с 10.01.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 11.02.2003г., с 01.03.2003г. по 06.03.2003г., с 08.03.2003г. по 17.03.2003г., 19.03.2003г., с 21.03.2003г. по 24.03.2003г., 26.03.2003г., с 28.03.2003г. по 07.04.2003г., 09.04.2003г., с 11.04.2003г. по 14.04.2003г., 16.04.2003г., с 18.04.2003г. по 21.04.2003г., 23.04.2003г., с 25.04.2003г. по 28.04.2003г., с 30.04.2003г. по 05.09.2003г. - в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», с 22.10.1986г. по 24.10.19988г., 28.10.1986г., 21.02.1991г., с 21.05.1991г. по 31.05.1991г., с 01.05.1999г. по 14.05.1999г., 31.12.1999г. по 09.01.2000г., с 12.02.2003г. по 28.02.2003г., 07.03.2003г., 18.03.2003г., 20.03.2003г., 17.04.2003г., 22.04.2003г., 24.04.2003г., 29.04.2003г., с 28.11.2013г. по 11.12.2013г. – отпуска без сохранения заработной платы, с 02.02.1987г. по 31.03.1987г., с 13.02.2008г. по 30.04.2008г., с 23.05.2016г. по 20.06.2016г. – курсы повышения квалификации; признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08.02.2017г.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом необоснованно отказано во включении в специальный стаж указанных периодов трудовой деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 30.03.2018г. иск удовлетворен частично. В специальный стаж Н.Ю.В. включены периоды работы с 29.07.1991г. по 24.07.1993г., с 25.07.1993г. по 14.11.1993г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам; с 15.06.1994г. по 30.04.1999г., с 15.05.1999г. по 30.12.1999г., с 10.01.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 11.02.2003г., с 01.03.2003г. по 06.03.2003г., с 08.03.2003г. по 17.03.2003г., 19.03.2003г., с 21.03.2003г. по 24.03.2003г., 26.03.2003г., с 28.03.2003г. по 07.04.2003г., 09.04.2003г., с 11.04.2003г. по 14.04.2003г., 16.04.2003г., с 18.04.2003г. по 21.04.2003г., 23.04.2003г., с 25.04.2003г. по 28.04.2003г., с 30.04.2003г. по 05.09.2003г. - в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод»; с 02.02.1987г. по 31.03.1987г., с 13.02.2008г. по 30.04.2008г., с 23.05.2016г. по 20.06.2016г. – курсы повышения квалификации, назначена досрочная страховая пенсия по старости с 08.02.2017г. В удовлетворении исковых требований о включении в специальной стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 22.10.1986г. по 24.10.19988г., 28.10.1986г., 21.02.1991г., с 21.05.1991г. по 31.05.1991г., с 01.05.1999г. по 14.05.1999г., 31.12.1999г. по 09.01.2000г., с 12.02.2003г. по 28.02.2003г., 07.03.2003г., 18.03.2003г., 20.03.2003г., 17.04.2003г., 22.04.2003г., 24.04.2003г., 29.04.2003г., с 28.11.2013г. по 11.12.2013г. отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, как незаконное и необоснованное, взыскать с истца понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец в судебное заседание не явился.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая его надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 237.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, находит обжалуемое решение подлежим отмене, исходя из следующего.
Разбирательством дела установлено, что 08.02.2017г. Н.Ю.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Комиссии от 17.05.2017г. № 517 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения необходимого специального стажа. В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 20 лет 10 месяцев 4 дня.
Правовое регулирование оснований реализации прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливается в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Общими для каждого гражданина условиями назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 8 данного Федерального закона является достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), а также наличие не менее 15 лет страхового стажа.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд обоснованно исходил из того, что прохождение истцом курсов повышения квалификации осуществлялось по направлению работодателя, с сохранением места работы и средней заработной платы.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части судебная коллегия не усматривает, изложенные в решении по данному вопросу суждения основаны на положениях ст. 187 ТК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 29.07.1991г. по 24.07.1993г., с 25.07.1993г. по 14.11.1993г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам, с 15.06.1994г. по 30.04.1999г., с 15.05.1999г. по 30.12.1999г., с 10.01.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 11.02.2003г., с 01.03.2003г. по 06.03.2003г., с 08.03.2003г. по 17.03.2003г., 19.03.2003г., с 21.03.2003г. по 24.03.2003г., 26.03.2003г., с 28.03.2003г. по 07.04.2003г., 09.04.2003г., с 11.04.2003г. по 14.04.2003г., 16.04.2003г., с 18.04.2003г. по 21.04.2003г., 23.04.2003г., с 25.04.2003г. по 28.04.2003г., с 30.04.2003г. по 05.09.2003г. в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08.02.2017г., исходя из следующего.
Возлагая на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца указанные периоды работы, суд исходил из того, что наименование должности и учреждение, в котором Н.Ю.В. работал, предусмотрены действовавшими в указанный период времени Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия вывод суда находит ошибочным, поскольку он основан на неверном толковании и применении положений ч.ч. 3 и 4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, право на назначение досрочной пенсии по старости имели врачи и другие медицинские работники, осуществляющие трудовую деятельность в медицинских кабинетах и пунктах.
Пунктом 2 Примечания к указанному Перечню работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
В силу подп. «и» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет.
При этом, согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 данная трудовая деятельность засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.091991г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работы по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы по найму за границей по специальности допускается только в период действия Положения от 17.12.1959г. № 1397, то есть до 01.01.1992г. (как определено подп. «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. № 665), и только при наличии у этих лиц не менее 2/3 стажа лечебной деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
В соответствии с подп. «б» п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсия за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения назначается при наличии стажа работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
Как усматривается из материалов дела, трудовая деятельность истца по специальности началась с 01.09.1983г. – с момента зачисления в двухгодичную клиническую ординатуру на кафедру госпитальной терапии Ярославского медицинского института (л.д. 14).
При этом, начало спорного периода времени в качестве врача Посольства СССР в Социалистической республике Вьетнам датируется 29.07.1991г. (приказ от 13.08.1991 № 4800) (л.д. 15).
Поскольку на момент поступления на должность врача Посольства СССР в Социалистической республике Вьетнам истец не выработал 2/3 стажа работы по специальности, необходимого для назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с подп. «б» п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397. оснований для включения данного периода работы в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, в силу п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что основанием назначения досрочной страховой пенсии по старости медицинским работникам является соблюдение единства двух условий, а именно осуществление лечебной деятельности исключительно в должностях, предусмотренных Списком, а также работа в медицинских организациях с организационно-правовой формой учреждений, принадлежащих к системе здравоохранения, непосредственным назначением которых является осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.
Включая в специальный стаж период работы истца с 29.07.1991г. по 24.07.1993г., с 25.07.1993г. по 14.11.1993г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам, суд не принял во внимание тот факт, что посольство согласно п. 1 Указа Президента РФ от 28.10.1996г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» посольство Российской Федерации к системе здравоохранения также не относится.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в п.5 которого предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 3 раздела I Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 258н от 31.03.2011 года, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями.
В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. № 555.
Суд, разрешая вопрос о включении в специальный стаж Н.Ю.В. период его работы в должности с 29.07.1991г. по 24.07.1993г., с 25.07.1993г. по 14.11.1993г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам, не учитывал вышеприведенные положения закона, а принял во внимание лишь соответствующую запись о данном периоде в трудовой книжке. Между тем, для подтверждения характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, трудовая книжка не является достаточным доказательством. Сам работодатель факта льготной работы истца представлением необходимых документов, уточняющих характер работы, засчитываемых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, не подтвердил.
Не соответствуют требованиям закона и выводы суда о включении в специальный стаж истца периодов трудовой деятельности в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод».
В силу положений п. 1 ст. 50 и п. 1 ст. 96 ГК акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Основной целью создания акционерного общества является извлечение прибыли и распределение её между участниками.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином, юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (государственное и муниципальное учреждение (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Аналогичная характеристика правового положения юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме учреждения, содержится в ст.ст. 9, 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Таким образом, учреждением признается юридическое лицо, создаваемое гражданами, юридическими лицами, Российской Федерацией субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, созданных на основе имущества, закрепленного за ними учредителем на базе оперативного управления.
Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. № 30).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Медсанчасть ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций здравоохранения, либо образовалась в результате реорганизации учреждения (учреждений) с сохранением прежнего характера профессиональной деятельности работников, истцом в суд не представлено.
Согласно Положения о медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» медсанчасть находится на балансе Акционерного общества, главный врач МСЧ назначается и освобождается от должности руководством ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод».
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии именно законодатель определяет механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в условиях и характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но с различной напряженностью и интенсивностью труда в зависимости от того, работает ли в государственном или муниципальном учреждении здравоохранении, либо в коммерческих организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 197-О от 18.06.2004г.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для включения спорных периодоы работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Постановленное судом решение в части включения в специальный стаж периодов работы истца в должности врача медицинского пункта Посольства СССР и Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам, в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» подлежит отмене, как принятое с существенными нарушениями норм материального права.
Без учета указанных периодов работы у истца на момент обращения в пенсионный орган не образуется специального стажа необходимой продолжительности для назначения страховой пенсии по старости на льготных условиях, поэтому решение суда в части признания права за Н.Ю.В. на досрочную страховую пенсию по старости с 08.02.2017 г. также подлежит отмене.
Апелляционная жалоба Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области подлежит удовлетворению частично, поскольку решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 02.02.1987 г. по 31.03.1987 г., с 13.02.2008 г. по 30.04.2008 г., с 23.05.2016 г. по 20.06.2017 г. основано на положениях ст.187 ТК РФ, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Оснований для исключения данных периодов из специального стажа истца у суда первой инстанции не имелось.
Понесенные ответчиком в связи с подачей апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с истца на основании ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 30 марта 2018 года отменить в части включении в специальный стаж периодов работы с 29.07.1991 г. по 24.07.1993 г., с 25.07.1993 г. по 14.11.1993 г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР/России в Социалистической республике Вьетнам, с 15.06.1994г. по 30.04.1999г., с 15.05.1999г. по 30.12.1999г., с 10.01.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 11.02.2003г., с 01.03.2003г. по 06.03.2003г., с 08.03.2003г. по 17.03.2003г., 19.03.2003г., с 21.03.2003г. по 24.03.2003г., 26.03.2003г., с 28.03.2003г. по 07.04.2003г., 09.04.2003г., с 11.04.2003г. по 14.04.2003г., 16.04.2003г., с 18.04.2003г. по 21.04.2003г., 23.04.2003г., с 25.04.2003г. по 28.04.2003г., с 30.04.2003г. по 05.09.2003г. в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08.02.2017 г., в отмененной части принять новое решение.
В иске Н.Ю.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы с 29.07.1991 г. по 24.07.1993 г., с 25.07.1993 г. по 14.11.1993 г. в должности врача медицинского пункта Посольства СССР/России в Социалистической республике Вьетнам, с 15.06.1994г. по 30.04.1999г., с 15.05.1999г. по 30.12.1999г., с 10.01.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 11.02.2003г., с 01.03.2003г. по 06.03.2003г., с 08.03.2003г. по 17.03.2003г., 19.03.2003г., с 21.03.2003г. по 24.03.2003г., 26.03.2003г., с 28.03.2003г. по 07.04.2003г., 09.04.2003г., с 11.04.2003г. по 14.04.2003г., 16.04.2003г., с 18.04.2003г. по 21.04.2003г., 23.04.2003г., с 25.04.2003г. по 28.04.2003г., с 30.04.2003г. по 05.09.2003г. в должности врача функциональной диагностики медико-санитарной части ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», назначении досрочной страховой пенсии по старости с 08.02.2017 г. – отказать.
Взыскать с Н.Ю.В. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ №18 по г.Москве и Московской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи