Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1153/2022 ~ М-583/2022 от 01.03.2022

63RS0007-01-2022-000979-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

18 апреля 2022 года                              <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Серовой С.Н.,

при секретаре Головинской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации сельского поселения Дубовый Умет муниципального района <адрес> к Соколову А. В., Вдовухину А. С. о признании права собственности на объект недвижимости,

Установил:

Администрация сельского поселения Дубовый Умет муниципального района <адрес> обратилось в суд с иском к Соколову А.В., Вдовухину А.С. о признании права собственности на объект недвижимости указав, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 2170 кв.м., категория земель: земли водного фонда, вид разрешенного использования: под гидротехническим сооружением, расположенного по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ, решением Волжского районного суда <адрес> за истцом было признано право собственности на гидротехническое сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. Определением суда производство по делу в части объекта гидротехнического сооружения с кадастровым номером оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве, произведен поворот исполнения решения суда в части указанного объекта. Ответчиками утверждалось, что спорный объект недвижимости, гидротехническое сооружение находится внутри земельным участков, принадлежащим ответчика и граничит только с ними. Однако с заключением кадастрового инженера было установлено, что сооружение с кадастровым номером расположено в границах земельного участка с кадастровым номером . Спорный объект в реестрах федерального и регионального имущества не значится. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать за ним право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: сооружение с кадастровым номером , назначение: сооружение гидротехническое, протяженностью 154 м., расположенное по адресу: <адрес>, 2 км севернее <адрес>.

Представитель истца – Адрясян М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что земельный участок под гидротехническим сооружением был поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на земельный участок было зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ. Ежегодно администрация сельского поселения Дубовый Умет проводит обследование гидротехнического сооружения с целью исключения опасности угрозы населению, обрушению. Просила учесть, что гидротехническое сооружение расположено на земельном участке, принадлежащем истцу, проход в земельному участку и как следствие гидротехническому сооружению обеспечивается с западной части участка по дороге, расположенной между участками с КН :ДД.ММ.ГГГГ и :ДД.ММ.ГГГГ Просила требования удовлетворить.

Ответчики Соколов А.В., Вдовухин А.С., и их представитель по доверенности Моргунков А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Представитель ответчика – Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Третье лицо Перепелкин В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представит отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения иска. Также указал, что гидротехническое сооружение было предоставлено ему в аренду, сроком на 10 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный объект недвижимого имущества в реестре имущества <адрес> не числится, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представители третьих лиц - Территориального управления Росимущества в <адрес>, Отдела водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 3 с. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 225 ГК РФ, ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование сельское поселение Дубовый Умет муниципального района <адрес>, является собственником земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 2170 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: под гидротехническим сооружением.

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за муниципальным образованием – сельским поселением Дубовый Умет муниципального района <адрес> в том числе, было признано право собственности на гидротехническое сооружение, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, протяженностью 154 м.

Впоследствии решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, по заявлению Соколова А.В., Вдовухина А.С., определением Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в части вышеуказанного гидротехнического сооружения было оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве, заявленного ответчиками.

На основании вышеуказанного решения сведения о правах на гидротехническое сооружение КН внесены в ЕГРН, запись о регистрации права собственности из реестра не исключена.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, ответчикам Соколову А.В. и Вдовухину А.С. на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому) принадлежат следующие земельные участки:

- кадастровый , общая площадь 184401 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;

- кадастровый , общая площадь 130771 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ;

- кадастровый , общая площадь 81783 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиками Соколовым А.В., и Вдовухиным А.С. ранее было заявлено о том, что спорное гидротехническое сооружение находится в пределах вышеуказанных земельных участков, принадлежащих им на праве общей долевой собственности.

Однако указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Из письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № ДХ-15-27/9500 от 31.07.2017 года следует, что согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации") к собственности субъектов Российской Федерации в том числе относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям водного фонда относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

При этом пунктом 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Таким образом, гидротехническое сооружение в силу вышеуказанных норм земельного и водного законодательства взаимосвязано с водным объектом, а земельный участок под ним относится к землям водного фонда, ограниченным в обороте.

Согласно письму Минприроды России от 23.08.2012 N 03-14-33/13260 "О праве собственности на водных объектах" права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны - создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы - федеральная собственность) подпорные гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований.

При этом следует отметить, что внесенные изменения в действующее законодательство не предусматривают новые основания для разграничения права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на водные объекты и гидротехнические сооружения.

Ранее ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца, спорный объект недвижимости – гидротехническое сооружение с кадастровым номером был принят на учет Управлением Росреестра по <адрес> как бесхозяйный. В течение года с момента постановки на учет как бесхозяйного, своих прав на объект никто не заявил.

Согласно письму ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества не числится.

Из ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества в реестре имущества <адрес> не числится.

Кроме того, согласно заключению специалиста (кадастрового инженера) Шалагиной Т.Н., при подготовке заключения использованы следующие материалы: сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ. № , от ДД.ММ.ГГГГ. №, , а также нормативные и методические источники. В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 2170 кв.м., категорией земель - земли водного фонда, видом разрешенного использования - под гидротехническим сооружением, расположенном по адресу: Р. Ф., <адрес>. Собственник Муниципальное образование сельское поселение Дубовый Умет муниципального района <адрес> (per. запись от ДД.ММ.ГГГГ). На указанном земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером , назначение - сооружение гидротехническое, протяженностью - 154 метра, расположенное по адресу: Р. Ф., <адрес>. Собственник Муниципальное образование сельское поселение Дубовый Умет муниципального района <адрес> (per. запись от ДД.ММ.ГГГГ), арендатор Перепелкин В. Г. по договору аренды сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (per. запись от ДД.ММ.ГГГГ). На указанном земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 63:17:1501010:141, назначение - сооружение гидротехническое, протяженностью - 154 метра, расположенное по адресу: Р. Ф., <адрес>, 2 км. севернее <адрес>. Собственник Муниципальное образование сельское поселение Дубовый Умет муниципального района <адрес> (per. запись от ДД.ММ.ГГГГ), арендатор Перепелкин В. Г. по договору аренды сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (per. запись от ДД.ММ.ГГГГ). Иные зарегистрированные объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Сооружение расположено только в границах земельного участка . Согласно сведениям ЕГРН рассматриваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) с реестровым номером , учетный номер Сведения об указанной ЗОУИТ с реестровым номером внесены в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В настоящее время, гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , предоставлено в аренду сроком на 10 лет Перепелкину В.Г., что подтверждается представленным в материалы дела договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Границы земельного участка КН : утверждены постановлением Администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , гидротехническое сооружение поставлено на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ., кадастровый паспорт содержит сведения о годе постройки сооружения – ДД.ММ.ГГГГ. (год ввода в эксплуатацию (завершения строительства).

Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Возможность нахождения гидротехнического сооружения в муниципальной собственности прямо предусмотрена ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", из которой следует, что собственниками гидротехнического сооружения могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Правопритязаний на спорный объект - гидротехническое сооружение ответчиками (в том числе путем подачи встречного иска) заявлено не было.

То обстоятельство, что спорный объект недвижимости находится внутри земельных участков, принадлежащих ответчикам и граничит только с ними не может являться основанием к отказу в удовлетворению иска, доступ к гидротехническому сооружению обеспечен с западной стороны, между земельными участками КН : и КН :, что также усматривается из публичной кадастровой карты. Доказательств иного материалы дела не содержат.

Таким образом, принимая во внимание указанные нормы права, учитывая, что гидротехническое сооружение расположено в пределах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, возможность доступа к сооружению обеспечена, гидротехническое сооружение является бесхозяйным, в связи с чем имеются основания для признания за истцом права собственности на него.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Администрации сельского поселения Дубовый Умет муниципального района <адрес> удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием - сельским поселением Дубовый Умет муниципального района <адрес> право собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , наименование: сооружение, назначение: сооружение гидротехническое, протяженностью 154 м., расположенное по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении указанного объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        С.Н. Серова

Мотивированное решение изготовлено 25.04.2022г.

2-1153/2022 ~ М-583/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация с.п. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области
Ответчики
Соколов А.В.
Вдовухин А.С.
Другие
Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ Самарской области
Шалагина Т.Н.
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Перепелкин В.Г.
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
05.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Подготовка дела (собеседование)
01.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее