РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Щенниковой Е. В.
при секретаре Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
15 марта 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Черного В.М. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Черный В. М. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указал, что <дата> умерла его мать М.., после смерти которой открылось наследство в виде земельного участка <данные изъяты>. Являясь наследником указанного имущества, он не смог до настоящего времени оформить юридически свои наследственные права в виду отсутствия государственной регистрации права на земельный участок за М.
Определением суда от 20.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», ООО «Сыктывкарская птицефабрика».
В судебном заседании представитель истца Черного В. М. Солодянкина Т. В., действующая на основании доверенности, на иске настаивала, дополнительно пояснив, что Черный В. М. с момента смерти матери пользуется спорным участком как своим собственным, обрабатывает его, занимается огородничеством. Полагает, что признание за истцом права собственности на земельный участок возможно также в силу приобретательной давности.
Истец Черный В. М., представитель ответчика администрации СП «Выльгорт», представитель третьего лица Администрации МО МР «Сыктывдинский», третьи лица Черный Н. М., Черный Д. М. надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. ст. 1111, 1112 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Кодекса.
Часть 1 ст. 1142 ГК РФ гласит, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По правилу, установленному положениями ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен принять его.
Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства или совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что <дата> умерла М.
Из материалов наследственного дела следует, что наследниками по закону после смерти М. являются ее дети: Черный В. М., Черный Н. М., Черный Д. М., которые в установленный законом срок вступили в права наследования в отношении жилого дома, акций акционерного общества закрытого типа «Птицефабрика» Сыктывкарская и денежного вклада.
По сведениям нотариуса Сыктывдинского нотариального округа земельный участок <данные изъяты> м. в состав наследства М. не входил.
Черный В. М. обратился с иском в суд с требованием о признании права собственности на наследственное имущество, состоящее из земельного участка <данные изъяты>
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждении прав наследодателя на указанное имущество Черным В. М. представлен приказ по Сыктывкарской птицефабрике треста «Птицепром» Коми АССР от 29.06.1979 № 171 о выделении из фабричного фонда для коллективного огородничества рабочим птицефабрики в количестве <данные изъяты>. на одного работающего и по <данные изъяты>. на каждого члена семьи в возрасте до 18 лет, а также архивная выписка из списка на получение участков, где под № числится М.
Вместе с тем, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания земельного участка <данные изъяты> наследственным имуществом М. в силу следующего.
На основании п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 82 Постановления № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Из имеющихся в материалах дела копии приказа по Сыктывкарской птицефабрике треста «Птицепром» Коми АССР от 29.06.1979 № 171 и архивной выписки из списка на получение земельных участков по СПФ следует, что М.. включена в данный список под №, за ней закреплен участок площадью <данные изъяты>
Однако сведений о выдаче свидетельств либо указаний на то, что участки предоставлены перечисленным в списке гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования приказ № 171 от 29.06.1979 и архивная выписка не содержат.
Представители администрации сельского поселения «Выльгорт» администрации МО МР «Сыктывдинский» в ходе судебного заседания, состоявшегося 16.02.2016, пояснили, что земельные участки, включая спорный площадью <данные изъяты> сотрудникам птицефабрики предоставлялись во временное пользование под огороды, поэтому какие-либо документы, подтверждающие право умершей на земельный участок <данные изъяты>, отсутствуют.
При жизни М.. в установленном порядке свои права на предоставленный ему участок не регистрировала, каких-либо строений на нем не возводила, что представителем истца в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, на день смерти мать Черного В. М. – М. не являлась собственником земельного участка <данные изъяты>, следовательно, имущество, на которое заявляет свои требования истец, в виду отсутствия правоустанавливающих документов наследодателя не является наследственным. Несмотря на длительность использования земельного участка, на которое ссылается Черный В. М., право временного (срочного) пользования трансформироваться в право постоянного (бессрочного) пользования не может.
Довод представителя истца о том, что факт пользования спорным земельным участком на протяжении более 15 лет его матерью и в последствии им является достаточным основанием для признания права собственности на земельный участок, в порядке ст. 234 Гражданского кодекса РФ, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Достоверных и допустимых доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок в настоящее время является частной собственностью, не представлено.
Учитывая, что сам по себе факт пользования земельным участком более 15 лет не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством, суд также не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Черного В. М.
На основании изложенного, исковые требования Черного В. М. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Черного В.М. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании права собственности на земельный участок <данные изъяты> в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е. В. Щенникова
Мотивированное решение составлено 20.03.2016.