Дело №12-68/2015
Р Е Ш Е Н И Е
(мотивированное решение изготовлено в 16 часов ДД.ММ.ГГГГ)
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> ФИО8, с участием представителей ТОГБУ СОН «Забота» (лица, привлеченного к административной ответственности) ФИО3 и ФИО4, представителя Государственной инспекции труда в <адрес> Селюкова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ТОГБУ СОН «Забота» на постановление государственной инспекции труда в <адрес> №701366-14-ОБ/7/26/6 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ТОГБУ СОН «Забота» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 42000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору и контролю на соблюдением законодательства о труде Государственной инспекцией труда в <адрес> было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №7-1366-14-ОБ/7/26/6, которым ТОГБУ СОН «Забота» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 42000 рублей, а именно в том, что ТОГБУ СОН «Забота» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, заключающее в следующем: трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ с работником ФИО2 установлены следующие условия труда: оклад в размере 5701 руб., премии по итогам работы за месяц в размере до 30% от оклада, выплаты за проезд из расчета 797 руб.. в месяц за фактически отработанное время, единовременные премии, материальная помощь согласно положению об оплате труда, сроки выплаты заработной платы 25 числа каждого месяца – аванс, 10 числа каждого месяца – окончательный расчет за отработанный месяц. п. 3.3 трудового договора предусмотрено, что размер оклада выплачивается в полном объеме в случае, если работник выполнил установленную норму и нормативы; если на обслуживании у работника отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов менее 10 граждан, размер оклада подлежит уменьшению пропорционально количестве обслуживаемых граждан и выполненному объему работ, в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлена норма обслуживания 12 граждан. В ноябре 2014 года при установленной норме обслуживания граждан 11 человек (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) фактически количество обслуживаемых граждан ФИО2 составляло 10 человек, таким образом ТОГБУ СОН «Забота» не обеспечило работника ФИО2 работой, обусловленной трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил ст. 22 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором. Кроме того, ТОГБУ СОН «Забота» заработная плата работнику ФИО2 за ноябрь 2014 года начислена и выплачена не в полном объеме, оклад начислен в размере 4913 руб. 15 коп., в то время как трудовым договором оклад установлен в размере 5701 руб., заработная плата за ноябрь 2014 года начислена в сумме 7879 руб. 13 коп., исходя из размера оклада 4913 руб. 15 коп., который не установлен трудовым договором, чем ТОГБУ СОН «Забота» нарушены требования ст. 22 и ч.6 ст. 136 Трудового кодекса РФ, согласно которым работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договорами.
Не соглашаясь с данным постановлением, директор ТОГБУ СОН «Забота» подал в Октябрьский районный суд <адрес> жалобу, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на работу в ТОГБУ СОН «Забота» на должность социального работника в отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, с нормой рабочего времени 40 часов в неделю и 11 обслуживаемыми гражданами. Из положений трудового договора следует, что обеспеченность работой зависит не только от количества обслуживаемых граждан, но и качестве предоставления социальных услуг и времени, которое работник затрачивает на их обслуживание. Снижение количества обслуживаемых граждан при увеличении времени оказания социальных услуг обеспечивало ФИО2 работой в соответствии со штатным расписанием – 40 часов в неделю. В ноябре 2014 года фактическое время исполнения ФИО2 должностных обязанностей составило 124.1 часа (норма рабочего времени за ноябрь 2014 года – 144 часа), в связи с чем снижение объема выполняемой работы было осуществлено ей самостоятельно, и вину работодателя в этом не имеется. Заработная плата ФИО2 была начислена и выплачена пропорционально отработанному времени исходя из размера оклада. Кроме того, в жалобе указывается, что нарушение сроков выплаты заработной платы, предусмотренных ч.6 ст. 136 Трудового кодекса РФ в материалах дела не имеется.
В судебном заседании представители ТОГБУ СОН «Забота» ФИО3 и ФИО4 доводы поданной жалобы полностью поддержали, просили ее удовлетворить, при этом ФИО4 дополнительно указал, что трудовой договор с ФИО2 не содержит требований об обязательном обслуживании 10 человек, однако в нем установлены (п. 4.5) нормы рабочего времени, которые составляют 40 часов в неделю. Размер заработной платы зависит только от нормы рабочих часов, а не от количества обслуживаемых граждан. ТОГБУ СОН «Забота» полностью выполнены требования ст. 56 и 57 Трудового кодекса, поскольку заработная плата ФИО2 начислялась в соответствии с табелем рабочего времени, который полностью соответствует требованиям постановления Госкомстата от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении унифицированных форм первичного учета документации по учету труда и его оплате». ФИО2 лично определила объем работ, выполненных ей в ноябре 2014 года, фактически лично сократила его со 140 часов до 124.1 часа, в связи с чем и получила заработную плату в меньшем размере, нежели в другие месяцы. Никаких противоправных действий работодателя в этом не имеется. В связи с чем в действиях ТОГБУ СОН «Забота» отсутствует событие административного правонарушения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 просил суд отказать в удовлетворении жалобы, указав, что вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление является законным и обоснованным, поскольку п. 3.3 трудового договора с ФИО2 установлена норма обслуживания граждан 10 человек, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ именно работодатель в лице ТОГБУ СОН «Забота» был обязан обеспечить работника данным количеством обслуживаемых граждан и тогда бы у ФИО2 была возможность отработать в ноябре 2014 года положенные 144 часа рабочего времени и получить заработную плату в полном размере.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ признается административным правонарушением нарушение законодательства о труде и об охране труда юридическим лицом.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ, являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст.5.27 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает законодательство о труде, действующее на территории Российской Федерации, при этом речь идет об ответственности за задержку выплаты зарплаты, занижении оплаты труда.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно положениям ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Из приказа о приеме на работу № 101-к от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 принята в отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № ТОГБУ СОН «Забота» на должность социального работника временно на время ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО6, с оплатой труда в размере тарифной ставки (оклада) 5701 руб., оплатой проезда, премии по итогам работы. На основании вышеуказанного приказа с ФИО2 был заключен срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому работнику была установлена оплата труда, состоящая из: оклада в размере 5701 руб. с последующей индексацией в соответствии с постановлением администрации области, премии, выплаты за проезд. заработная плата выплачивается два раза в месяц в порядке и сроки, установленные Положением об оплате труда. Условия оплаты труда: размер оклада социального работника выплачивается в полном объеме в том случае, если социальный работник выполнил установленные нормы и нормативы. Если на обслуживании у социального работника отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов находится менее 10 обслуживаемых граждан, то размер оклада подлежит уменьшению пропорционально количеству обслуживаемых граждан и выполненному объему работы.
Как усматривается из части 2 Положения об оплате труда работников ТОГБУ СОН «Забота» тарифная система оплаты труда в учреждениях социального обслуживания состоит из окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных настоящим Положением, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, исчисленные с учетом повышающих коэффициентов по типу (виду) учреждения, по занимаемой должности прописываются в штатном расписании учреждения социального обслуживания населения. Согласно положениям подпункта 2-3 п. 2.5 указанного положения тарифная часть оплаты труда социального работника зависит от нормы выработки и времени, норматива обслуживания граждан. Норма выработки – выполнение перечня гарантированных государством социальных услуг, соблюдение периодичности, объема и качества их предоставления, определенных постановлением администрации области. Если на социальном обслуживании у социального работника находится меньшая численность обслуживаемых граждан, чем это определено в Положении, то размер ежемесячного оклада подлежит уменьшению пропорционально обслуживаемым гражданам и выполненному объему работы. Если на социальном обслуживании у социального работника находится большая численность обслуживаемых граждан, чем это определено в Положении, то работнику производится доплата за увеличение объема работ, в порядке определенном п.3.4 Положения, согласно которому при совмещении профессий, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон в пределах средств, выделенных учреждению социального обслуживания на оплату труда работника.
Как следует из ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнением нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Как следует из ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Как усматривается из ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Из системного толкования положений ст. 57, 129, 132 и 135 Трудового кодекса РФ система оплаты труда включает в себя размеры тарифных ставок, оклады (должностные оклады), доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, т.е. понятия тарифных ставок и окладов (должностных окладов) являются двумя различными основания формирования системы оплаты труда (заработной платы).
Из представленных суду документов усматривается, что заработная плата за ноябрь 2014 года начисленная и выплаченная ФИО7 составила 7879 руб. 73 коп., при этом размер оклада из которого складывалась указанная заработная плата составлял 4913 руб. 15 коп. при количестве отработанных часов за неделю 124.10 при норме 144 часа. Данное обстоятельство подтверждается табелем учетного времени за ноябрь 2014 года ТОГБУ СОН «Забота».
Из справки количества обслуживаемых граждан ТОГБУ СОН «Забота» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ноябре 2014 года на обслуживание ФИО2 находилось 10 человек, при норме обслуживания 11 человек, согласно приказу ТОГБУ СОН «Забота» от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу, что ТОГБУ СОН «Забота» в ноябре 2014 года не обеспечило ФИО2 работой, обусловленной трудовым договором – количеством обслуживаемых граждан в количестве 11 человек, что привело к уменьшению размера отработанного времени ФИО2 и соответственному уменьшению размера оклада и заработной платы, что и является нарушением требований ст. 22 и ч.6 ст. 136 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, действия ТОГБУ СОН «Забота» были правильно квалифицированы должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом доказательства вины юридического лица при вынесении постановления по делу об административном правонарушении были правильно оценены должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
На момент вынесения постановления о привлечении ТОГБУ СОН «Забота» к административной ответственности срок привлечения согласно требованиям ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Нарушение процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> не допущено.
При таких обстоятельствах суд считает постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требования КоАП РФ.
Доводы представителей ТОГБУ СОН «Забота» о том, что ФИО2 имела самостоятельную возможность по увеличению времени оказания социальных услуг при снижении количества обслуживаемых граждан и выработки положенных рабочих часов месяца, суд считает несостоятельными и не влияющими на существо рассматриваемого дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственной инспекции труда в <адрес> №7-1366-14-БО/7/26/6 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТОГБУ СОН «Забота» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора ТОГБУ СОН «Забота» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня получения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись ФИО8
Копия верна.
Судья ФИО8