УИД: 66RS0011-01-2020-003401-46
Дело № 5-955/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(мотивированное)
г. Каменск-Уральский 02 декабря 2020 года
Судья Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Иваницкий И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Григорьевой М.В., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
21.10.2020 в период с 13 часов 30 минут до 14 часов 35 минут при осуществлении предпринимательской деятельности в предприятии общественного питания мини-кафе <данные изъяты>, расположенном по <адрес>, индивидуальный предприниматель Григорьева М.В. при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включённой в Перечень таких заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020), во время проведения предусмотренных Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 24.01.2020, от № 3 от 31.01.2020, № 5 от 02.03.2020, № 6 от 13.03.2020, № 7 от 18.03.2020 и Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 (в редакции от 12.10.2020) санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- допустила приём пищи работниками на рабочем месте – в производственном помещении, что является нарушением п. 5 ст. 11 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011), абз. 8 п.13.4. Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (далее – СП 2.3.6.1079-01);
- допустила нарушение поточности технологических процессов: овощной цех расположен в соседнем помещении, проход в него осуществляется через коридор для посетителей, обеденный зал и раздачу, что является нарушением пп. 1 п. 1 ст. 14 ТР ТС 021/2011, п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечила наличия в производственном помещении умывальников для мытья рук, чем нарушила требования пп. 4 п. 2 ст. 14 ТР ТС 021/2011;
- не имеет программы производственного контроля и не осуществляет производственный контроль качества используемых дезинфекционных средств, чем нарушила пп. 2.6, 2.7, 2.8 Санитарных правил организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее – СП 1.1.1058-01), п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил по профилактике инфекционных и паразитарных болезней (далее – СП 3.1/3.2.3146-13), п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01;
- не имеет графика санитарных дней, чем нарушила п. 5.12 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечила наличия маркировки на уборочном инвентаре, не дезинфицирует его, чем нарушила требования п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01;
- допускает повара к уборке туалета, что является нарушением п. 5.14 СП 2.3.6.1079-01;
- не имеет инструкции по применению дезинфицирующего средства «Део-хлор люкс» и мерной ёмкости и технологической карты для приготовления из него рабочего раствора, чем нарушены требования п. 5.15 СП 2.3.6.1079-01;
- не обеспечила наличия инструкций по правилам мытья посуды, чем нарушила п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01;
- допускает к работе повара в ювелирных украшениях, чем нарушила п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01;
- не выполняет мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции: не обеспечено использование антисептика для рук, не ведётся журнал здоровья работников, отсутствует разметка социальной дистанции, не проводится обеззараживание воздуха, что является нарушением абз. 1, 3, 4, 5 п. 4.4, п. 6.1 СП 3.1.3597-20.
В судебном заседании Григорьева М.В. вину в совершении правонарушения признала частично, оспаривая нарушения, связанные с приёмом пищи на рабочем месте и использованием разделочных досок с плесенью. Кроме того, пояснила, что оказывает услуги общественного питания, выполняет функции повара и уборщицы, вторым сотрудником является кассир Б., нанять дополнительного сотрудника для уборки она не может из-за финансового положения. Полагает, что нарушение поточности производственных процессов не влияет на санитарную обстановку, так как все овощи перемещаются в кухню в герметичных контейнерах и до открытия кафе. Для обеззараживания воздуха она использовала ультрафиолетовый облучатель «Солнышко», так как была введена в заблуждение надписью на упаковке о его пригодности для этого.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715).
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 исполнительным органам поручено введение ограничений и проведение мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 24.01.2020, № 3 от 31.01.2020, № 5 от 02.03.2020, № 6 от 13.03.2020, № 7 от 18.03.2020 и постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области № 05/02-2 от 10.04.2020 установлены перечни санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
В связи с угрозой распространения этой инфекции Указом Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 на территории Свердловской области введён режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции, которые в дальнейшем дополнялись последующими указами.
Таким образом, по состоянию на 21.10.2020 на территории г. Каменска-Уральского Свердловской области существовала угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Статус индивидуального предпринимателя Григорьевой М.В. подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Оказание 21.10.2020 услуг общественного питания в кафе по <адрес> не оспаривается Григорьевой М.В., а также подтверждается актами обследования и эпидемиологического расследования, объективными доказательствами – фотографиями.
В частности в актах отражено, что в кафе отсутствует разметка социальной дистанции, в качестве бактерицидного обеззараживателя используется облучатель «Солнышко», в производственном помещении отсутствует умывальник, журнал здоровья работников отсутствует, инструкция на дезинфицирующее средство и технологическая карта по приготовлению из него раствора отсутствуют, вместо кожного антисептика для обработки рук используется раствор дезинфицирующего средства, уборочный инвентарь не промаркирован, график санитарных дней не представлен, программа производственного контроля смывов и дезсредств отсутствует, уборка производственных помещений производится поваром, нарушена поточность технологических процессов: овощной цех расположен в соседнем помещении, вход в него – через зал для посетителей и общий коридор, повар и кассир в ювелирных украшениях.
На фото запечатлены «уголок потребителя», умывальник в санузле без антисептика, ведро с этикеткой «Део-Хлор», швабра без маркировки, миски с пищевыми продуктами, кружки, банка кофе на столе в кухне, трёхсекционная ванна, стеллаж с крышками и деревянной разделочной доской, имеющей пятна плесени, одежда в гардеробе, медицинские книжки Григоьевой М.В. и Б.
Судья принимает указанные доказательства в качестве допустимых, поскольку они основаны на объективных фактах, получены с соблюдением процессуального закона и не оспариваются Григорьевой М.В.
Санитарными правилами СП 2.3.6.1079-01 установлено, что в организациях общественного питания объёмно-планировочные решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала (п. 5.1); не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция (п. 5.12); для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который имеет сигнальную окраску и хранится отдельно (п. 5.13); в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест – работниками на рабочем месте; для уборки туалетов выделяется специальный персонал (п. 5.14); применяются моющие и дезинфицирующие средства, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями (п. 5.15); в моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объёмов применяемых моющих и дезинфицирующих средств (п. 6.21); при изготовлении блюд надлежит снимать ювелирные украшения, запрещается приём пищи работниками на рабочем месте (абз. 7, 8 п. 13.4); во всех организациях организуется производственный контроль, который осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 (п.14.1).
Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 установлено, что индивидуальный предприниматель составляет и утверждает программу (план) производственного контроля, при необходимости дополняют её (п. 2.6); осуществляет мероприятия по производственному контролю (п. 2.7); предъявляет результаты уполномоченному органу государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 2.8).
Санитарными правилами СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться мероприятия по осуществлению производственного контроля (п. 2.1).
Санитарными правилами СП 3.1.3597-20 установлено, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются использованием антисептиков всеми физическими лицами, соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеззараживание воздуха с использованием оборудования, организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу (абз. 1, 3, 4, 5 п. 4.4).
Техническим регламентом ТР ТС 021/2011 установлено, что в организациях, где ведётся изготовление пищевой продукции, предусматривается возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрёстные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязнённого и чистого инвентаря (пп. 1 п. 1 ст. 14); производственные помещения должны быть оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук (пп. 4 п. 2 ст. 14); запрещается принимать пищу непосредственно в производственных помещениях (п. 5 ст.11).
Перечисленные положения санитарно-эпидемиологических требований были нарушены предпринимателем Григорьевой М.В., что подтверждается названными выше доказательствами.
При таких обстоятельствах действия Григорьевой М.В. судья квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Григорьева М.В., специализируясь на оказании услуг общественного питания, не могла не осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть вредные последствия, но безразлично относилась к ним, что свидетельствует о её виновности в совершении правонарушения.
Вместе с тем, судья считает необходимым исключить из объёма нарушений отсутствие отметки в санитарной книжке Б. о прохождении предварительного медицинского осмотра (п. 4, здесь и далее – протокола), поскольку отсутствуют доказательства её контакта с пищевой продукцией при выполнении своих обязанностей. Также подлежит исключению нарушение в виде использования разделочной доски со следами плесени (п. 11) и мытья столовой посуды, поскольку такие выводы должностного лица, составившего протокол, обоснованы нормами, не имеющими отношения к этим фактам. В частности, п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01 не содержат положений о плесени или грибке, а п. 6.16, 6.19, 6.15 тех же правил – о свойствах дезинфицирующего средства и недопустимости использования моющего средства типа «Фейри».
При назначении наказания судья в соответствии с положениями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает следующее.
При оценке характера правонарушения судья учитывает, что деяние Григорьевой М.В. посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которое в условиях распространения коронавирусной инфекции создаёт реальную угрозу для здоровья неопределённого круга потребителей.
При оценке личности Григорьевой М.В. судья учитывает, что она осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относится к категории микропредприятий, не подвергнута процедуре банкротства, является работодателем для одного сотрудника, за время пандемии ежедневная выручка сократилась с 10 000 до 5 000 рублей, она в браке не состоит, проживает с матерью-инвалидом.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание Григорьевой М.В. судья учитывает признание ею своей вины, совершение правонарушения впервые, принятие действенных мер по устранению большинства нарушений.
Отягчающих ответственность обстоятельств не имеется.
С учётом характера совершенного правонарушения, деятельного поведения Григорьевой М.В. по его устранению, размера её дохода и характеристики личности, судья считает необходимым применить положения ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административный штраф в размере менее установленного санкцией.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Григорьеву М.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Разъяснить Григорьевой М.В., что административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней после вступления настоящего постановления в законную силу.
Неуплата административного штрафа в установленный срок является правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечёт наложение штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Свердловский областной суд путём подачи жалобы или протеста через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УИН 14102660015220004735
Получатель платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)
ИНН 6670083677 КПП 667001001 БИК 046577001 ОКТМО 65740000
Счёт получателя платежа № 40101810500000010010 Уральское ГУ Банка России
КБК 14111601061010003140 ЕИП 4661202253970
Судья И.Н. Иваницкий