Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2498/2020 ~ М-2453/2020 от 20.10.2020

УИД 63RS0007-01-2020-003347-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» ноября 2020 года                                   г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Серовой С.Н.,

при секретаре Высотиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2498/2020 по административному иску Лыкова В. А. к МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> о признании решения незаконным,

Установил:

Лыков В.А. обратился в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ года, Лыков В.А. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении без проведения торгов земельного участка на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в собственность для личного подсобного хозяйства. МКУ УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области» ссылаясь на п.1 ст. 39.16 ЗК РФ приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка, о чем сообщил в ответе от ДД.ММ.ГГГГ. указав, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», Законом Самарской области от 31.12.2019 № 159-ГД «О внесении изменений в статью 20 Закона Самарской области «О земле», приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с ДД.ММ.ГГГГ». Далее отмечено, что земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем предоставить его в собственность не представляется возможным. Считает решение незаконным, поскольку оспариваемое решение административного ответчика не содержит в себе обоснований того, что испрашиваемый земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, является полевым, расположен за пределами населенного пункта и не предполагает возможности возведения (размещения) жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. Напротив, согласно выписке из ЕГРН, земельный участок расположен в <адрес>. Просил признать незаконным решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ на от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность Лыкову В.А. земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>; обязать административного ответчика вернуться к рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ. .

В судебном заседании административный истец Лыков В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Филатова Е.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, дополнив, что в силу действующего земельного законодательства, Закона Самарской области «О Земле» предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность не представляется возможным. Просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из ч.1 ст.218 КАС РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Лыков В.А. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением вх. о предоставлении в собственность для личного подсобного хозяйства без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Основанием для обращения послужил пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области» принял решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, со ссылкой на п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ указав, что в соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О внесении изменений в статью <адрес> «О земле», приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 настоящего Закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с ДД.ММ.ГГГГ». Далее отмечено, что земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем предоставить его в собственность не представляется возможным.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пп. 2 п.1 ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При этом, согласно положениям пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 39.14, п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин может обратиться как с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, так и с заявлением о предоставлении земельного участка.

Из материалов дела, выписки из ЕГРН следует, что земельный участок, на который претендует административный истец, был сформирован, поставлен на кадастровый учет с КН 63:17:2405004:259, его границы уточнены, в связи с чем Лыков В.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является случай, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Таким образом, законодатель закрепляет использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства как в границах населенных пунктов (приусадебный участок) так и за её пределами (полевой участок), устанавливая определенные ограничительные критерии их использования.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, законодатель позволяет использование земельных участков расположенных в границах населенных пунктов из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок расположен по адресу: <адрес>, является сформированным, площадь земельного участка составляет 1 600 кв.м., границы земельного участка определены, участку присвоен кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. 20 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О Земле», приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в части 1 статьи 26 настоящего Закона, может осуществляться с момента вступления в силу настоящего Закона. Приватизация иных, кроме указанных в части 1 настоящей статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», после принятия Правительством Российской Федерации актов об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, Самарской области, муниципальных образований в Самарской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Законом Самарской области N 159-ГД от 31 декабря 2019 года, в статью 20 Закона Самарской области "О земле" внесены изменения, которыми установлена возможность приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности только с 01 января 2021 года.

Между тем, судом установлено, что Лыков В.А. в своем заявлении просил предоставить земельный участок на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, т.е. за плату, тогда как административный ответчик в оспариваемом решение указывает на невозможность приватизации испрашиваемого земельного участка, т.е. передаче земельного участка в собственность бесплатно.

На основании вышеизложенного, решение МКУ УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в представления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 19 ст. 39.16 ЗК РФ, основанного на положениях ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле», положениях <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЕД «О внесении изменений в статью <адрес> «О земле», не может быть признано судом законным, поскольку нарушает права и законные интересы административного истца и противоречит нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд находит решение административного ответчика об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим право административного истца на надлежащее рассмотрение его обращения и усматривает основания для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения обращения о предоставлении земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные требования Лыкова В. А. - удовлетворить.

Признать решение МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность Лыкову В.А. земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский вернуться к рассмотрению заявления Лыкова В. А. от ДД.ММ.ГГГГ. .

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2020г.

Председательствующий                    С.Н. Серова

2а-2498/2020 ~ М-2453/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лыков В.А.
Ответчики
УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация административного искового заявления
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Подготовка дела (собеседование)
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее