Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-384/2014 (2-10167/2013;) ~ М-9170/2013 от 20.09.2013

Дело № 2-384/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи:     Москвина К.А.

при секретаре          Задорожней А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валентюк Т.Н. к Государственному учреждению - Главного Управления ПФР по г. ..... о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (1год 7мес. 5дн.) - период работы в должности медсестры травмотологического отделения .....; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ( 3 мес. 21 день) – нахождение в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (2 год 4мес.20 дня)- период ухода за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (10 лет 9мес. 10 дней) – период работы в должности медицинской сестры палатной стационара ОАО «.....», с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (2года 5мес. 6 дней) – период работы в должности медицинской сестры палатной в стационаре ЗАО «.....», с учетом уточненных требований (л.д. 137-153).

В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. о назначении пенсии на льготных условиях, представила при этом все необходимые документы. Однако, решением комиссии в данном заявлении было отказано, по тем основанием, что отсутствует требуемый специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Истица в судебное заседание не явилась, извещалась.

Представитель по доверенности Коваленко О.Е. в судебное заседание явился, на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель Управления ГУ- Главного Управления ПФР по ..... Кирюшкина И.Е. в судебное заседание явилась, исковых требований не признала, мотивируя тем, что у истца отсутствует необходимый стаж, для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующее.

Согласно ст. 27 п. 1 п. п. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы для назначения данного вида досрочной пенсии. В указанных Списках поименованы должности среднего медицинского персонала и учреждения, работа в которых дает право на назначение указанной пенсии досрочно, а также врачи-специалисты всех наименований, и в Правилах определен порядок исчисления стажа в льготном порядке в некоторых подразделениях учреждений здравоохранения.

Из трудовой книжки Валентюк Т.Н. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. она принята на должность медсестры травматологического отделения ...... ДД.ММ.ГГГГ приказом уволена по собственному желанию (л.д.22-23).

Истица просит включить указанный период в специальный трудовой стаж.

Однако, данный период уже был включен в специальный трудовой стаж, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. обратных сведений истцом не представлено (л.д.41-42).

Таким образом, суд считает, что требования истца о включении в специальный трудовой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не подлежат удовлетворению, поскольку нарушений прав истицы в данной части не имеется.

Ответчик отказывает во включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ( 3 мес. 21 день) –нахождение в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (2 год 4мес.20 дня)- период ухода за ребенком, поскольку включение данных периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами от ДД.ММ.ГГГГ. и разъяснением от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, и с учетом того, что периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., то есть до 06.10.1992г., то в силу требований закона ее положение не может быть ухудшено с введением нового правового регулирования, и за ней сохраняется ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, данные периоды подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении. Данный вывод суда также подтверждается в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.05.2009г. №19-В09-3.

Кроме того, ответчиком не включены в специальный рабочий стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры палатной стационара ОАО «.....» и период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры палатной в стационаре ЗАО «.....» в связи с отсутствием в списке от ДД.ММ.ГГГГ. иной организационно-правовой формы, кроме « учреждение».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3 Постановления от 03 июня 2004 г. N 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.

Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. N 520-О-О, N 906-О-О от 23.06.2009 г., N 1183-О-О от 23.09.2010 г., где отмечено, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Судом установлено, что в данных медицинских учреждениях истица осуществляла уход и наблюдение за больными находящимися на стационарном лечении, фиксировала в журнале-дневнике наблюдения за больными не реже 1 раза в 3 часа, принимала и размещала в палатах больных, проверяла передачи больным с целью не допущения приема противопоказанной пищи, осуществляла санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных, ведение медицинской документации, обеспечение стерильными инструментами и материалом с соблюдением антисептики, проведение дизинфекций, (л.д.103-112, 120-125).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом сущности и социального смысла пенсионного законодательства, конституционно-правового смысла ст. ст. 19, 39 Конституции Российской Федерации вышеуказанные спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж.

Таким образом, общий льготный стаж истицы превысил 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд, исходя из принципов разумности и справедливости, принимая во внимание категорию сложности данного дела, срок его рассмотрения, время которое необходимо затратить на подготовку материалов квалифицированному специалисту, считает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Включить в специальный стаж работы Валентюк Т.Н. период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении 1:1.3;

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. период ухода за ребенком в льготном исчислении 1:1.3;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ..... палатной стационара ОАО «.....»;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ..... палатной в стационаре ЗАО «.....»

Признать за Валентюк Т.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Главного Управления ПФР по ..... в пользу Валентюк Т.Н. расходы на оплату услуг представителя в сумме 4000 руб.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

2-384/2014 (2-10167/2013;) ~ М-9170/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Валентюк Татьяна Николаевна
Ответчики
Управление №5 ГУ-ГУ ПФР №2 по г.Москве и МО
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Москвин К.А.
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
20.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2013Передача материалов судье
23.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2013Подготовка дела (собеседование)
25.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2013Судебное заседание
23.01.2014Судебное заседание
28.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2016Дело оформлено
19.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее