Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2827/2014 ~ М-2372/2014 от 11.08.2014

Дело № 2-2827/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2014 года                              город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Романюк Л.О.,

с участием представителя истца Суворовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой С.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании жилого помещения утратившим статус специализированного и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева С.А. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании жилого помещения утратившим статус специализированного и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность граждан. В обоснование заявления указала, что на основании договора найма жилого помещения от 02.09.2011 она получила право проживания в комнате № *** в общежитии по адресу: ***. Указанное жилое помещение было предоставлено ей в связи с работой в ООО «***». В указанном выше жилом помещении она зарегистрирована и проживает, ранее в приватизации не участвовала. В целях реализации своего права на приватизацию она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на бесплатную передачу в ее собственность жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, однако в заключении договора ей было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения в общежитии приватизации не подлежат. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность города Мурманска и, следовательно, утратило статус специализированного и может быть приватизировано. Просила суд признать жилое помещение – комнату № *** в доме *** корпус *** по проспекту *** в городе Мурманске утратившим статус специализированного и обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить с ней договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения № ***, площадью *** кв.м, расположенной в доме ***, корпус *** по проспекту *** в городе Мурманске.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителя Суворовой О.М.

Представитель истца по доверенности Суворова О.М. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором с иском не согласился, указал, что с истцом был заключен договор найма специализированного жилого помещения, которое согласно части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежит, поскольку при передаче его в муниципальную собственность целевое назначение жилого помещения и его статус не изменялись. Просил в иске Алексеевой С.А. отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица – Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Судом из пояснений представителя истца и материалов дела установлено, что Алексеевой С.А. и *** А.А.Д., *** года рождения, на основании договора найма жилого помещения в общежитии № *** от 02 сентября 2011 года была предоставлена комната № *** в общежитии по адресу: ***, для временного проживания в связи с работой (трудовой договор с ООО «***» от 20.02.2010 № ***) на период трудовых отношений сроком на один год.

Алексеева С.А. зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту пребывания с 23.01.2013 по 02.09.2015 на основании дополнительного соглашения к договору найма от 10.01.2012, ранее имела регистрацию по указанному адресу по месту пребывания с 15.10.2011 по 02.09.2012, снята с регистрации в связи с истечением срока регистрации.

В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с данной нормой, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Дом ***, корпус *** по проспекту *** в городе Мурманске внесен в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и учтен в реестре муниципальной собственности г. Мурманска, утвержденном решением Мурманского городского Совета от 30 мая 2005 года № ***.

Выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска, выданной 30 июня 2014 года Комитетом имущественных отношений города Мурманска, подтверждается, что жилое помещение № ***, расположенное по адресу: *** было принято в муниципальную собственность города Мурманска как жилое помещение в общежитии, входит в состав муниципальной казны города Мурманска.

Исходя из смысла положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» положения статьи 7 указанного Федерального закона распространяется на отношения по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 4 Закона о приватизации не допускается приватизация жилых помещений, находящиеся в общежитиях и служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

В Постановлении от 30 марта 2012 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В своем решении Конституционный Суд указал, что данное нормативное положение не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Приведенная правовая позиция включена в обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденный Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года.

Таким образом, основополагающие нормы действующего законодательства содержат запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях.

Материалами дела, а именно договором найма жилого помещения в общежитии, заключенного с истцом, а также выпиской из реестра муниципальной собственности города Мурманска в отношении спорного жилого помещения, подтверждается, что собственником жилого помещения - муниципальным образованием город Мурманск правовой статус специализированного жилого помещения за спорным жилым помещением был сохранен, оно включено в специализированный жилищный фонд в качестве жилого помещения в общежитии.

Таким образом, собственник жилого помещения и уполномоченный им орган не принимали решение об исключении занимаемой истцом комнаты из числа специализированного жилья, а также переводе жилого помещения в фонд социального использования и приватизации жилого помещения.

Понуждение же собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Кроме того, договор найма, заключенный между сторонами, не отвечает требованиям статей 60, 61, 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку заключен с истцом для временного проживания, сроком на 1 год, и предметом его является комната в общежитии.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец не может быть признана занимающей спорное жилое помещение на условиях социального найма, оснований для признания занимаемого истцом жилого помещения утратившим статус специализированного у суда не имеется.

Таким образом, исковые требования Алексеевой С.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании жилого помещения утратившего статус специализированного и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан Алексеевой С.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись      Маренкова А.В.

2-2827/2014 ~ М-2372/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеева Светлана Анатольевна
Ответчики
КИО г. Мурманска
Другие
Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Маренкова Анжела Викторовна
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
11.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2014Передача материалов судье
15.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2014Судебное заседание
03.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2014Дело оформлено
05.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее