Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-333/2017 ~ М-61/2017 от 16.01.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2017 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Самозванцевой Т.В.,

при секретаре Артамоновой С.И.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Московского М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-333/2017 по иску Деминой С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить ежемесячную денежную выплату,

установил:

Демина С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить ежемесячную денежную выплату. В обоснование исковых требований указала, что она является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГУ ТО «УСЗН Тульской области». В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на меры социальной поддержки, установленные настоящим законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004. Согласно п. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, имеют право на ежемесячную денежную выплату. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел социальной защиты населения по г.Туле по вопросу назначения ей ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. По результатам рассмотрения заявления было принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ. С решением она не согласна, полагала, что Закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО не связывает право на получение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда с достижением возраста, дающего право на назначение пенсии. Указанным решением нарушаются ее права и законные интересы, она лишена права на получение мер социальной поддержки.

Просила признать незаконным решение ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязать назначить ей ежемесячную денежную выплату, как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в ее пользу государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Демина С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Московский М.В. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме в виду отсутствия на то правовых оснований, по доводам, изложенным как в решении, так и в виду получения истцом выплат как «Почетный донор».

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Деминой С.В.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Демина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила ДД.ММ.ГГГГ удостоверение «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ Демина С.В. обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ей, как ветерану труда, мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решением Отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» за от ДД.ММ.ГГГГ Деминой С.В. отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Из ответа ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Демина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пенсии и других социальных выплат по линии ПФР на территории Тульской области не является.

Согласно сообщению ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ , Демина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда (меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает) и получателем ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», другие льготные статусы не имеет.

Разрешая исковые требования истца, оснований для их удовлетворения суд не усматривает по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд установил, что Демина С.В. имеет удостоверение «Ветеран труда», не достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, а законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 №493-ЗТО), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Демина С.В. награждена нагрудным знаком «Почетный донор России».

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Как уже ранее отмечалось, в целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст. ст. 3, 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также в виде ежемесячной денежной выплаты.

Истец, являясь «Почетным донором России» и ветераном труда, полагает, что она приобрела право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как донор и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".

Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Указанная правовая норма, при ее правильном толковании, не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривались ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.

В настоящее время Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Анализ установленных обстоятельств по делу позволяет суду прийти к выводу о том, что Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет гражданам право выбора между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников, а также о том, что Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет ветеранам право дополнить одни формы социальной поддержки другими формами, предусмотренными разными основаниями, как основанными на неправильном толковании пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", в котором закреплено право ветерана выбрать именно основание для предоставления ему социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что истец, как «Почетный донор России», реализовала свое право выбора на получение мер социальной поддержки, о чем свидетельствует факт получения ею ежегодной денежной выплаты. На момент рассмотрения дела истец не отказалась от вышеуказанных мер социальной поддержки, предоставляемых ей как донору, в связи с чем Демина С.В. не имеет права на получение мер социальной поддержки как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В данном конкретном случае применительно к требованиям заявленным Деминой С.В. исключений, предусмотренных действующим законодательством, не предусмотрено.

Таким образом, поскольку Деминой С.В., как почетному донору России, предоставлена мера социальной поддержки, то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ней, как ветераном труда, права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" не имеется.

При таких данных оснований для удовлетворения исковых требований нет.

В силу ч. 1 ст. 88, ст. 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Деминой С.В., то понесенные ею по делу судебные расходы возмещению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Деминой С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить ежемесячную денежную выплату отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-333/2017 ~ М-61/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Демина Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения ТО"
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Самозванцева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
16.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2017Передача материалов судье
19.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее