РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года <адрес>
Ставропольский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2799/2023 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к ФИО1 об обязании пройти флюорографическое обследование,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Ставропольский районный суд <адрес> с административным иском к ФИО1 об обязании пройти флюорографического обследования легких на предмет выявления туберкулеза, а также проходить 2 раза в год флюорографическое обследования до снятия с диспансерного учета в ГБУЗ СО «Ставропльская ЦРБ», указав на следующее.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о предупреждении распространения туберкулёза лицами состоящими на учете в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», в ходе которой установлен факт неисполнения административным ответчиком установленной законодательством обязанности по прохождению профилактического осмотра 2 раза в год.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя».
Врачебная комиссия ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» решение о снятии ФИО1 с диспансерного учета (наблюдения) не принимала.
Согласно информации ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 флюорографическое обследование в 2022 году не проходил, на обследование не является.
Поскольку в добровольном порядке ответчик флюорографическое обследование на предмет выявления туберкулеза не прошел, административный истец обратился за защитой прав неопределенного круга лиц в Ставропольский районный суд <адрес> с соответствующим исковым заявлением, в котором просит суд обязать ФИО1 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу пройти флюорографическое обследование легких, далее проходить его два раза в год до снятия с диспансерного учета в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ».
В судебное заседание представитель административного истца прокуратуры <адрес> не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца на исковых требованиях настаивали.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом по адресу регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Представитель заинтересованного лица – ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Согласно представленных сведений, в 2022 году и за прошедший период 2023 года (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 флюорографическое обследование лёгких не проходил.
Суд, на основании ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, явка которого обязательной судом не признавалась. Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Порядок).
Так, в соответствии с приложением к указанному Порядку для лиц, состоящих на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях определен срок проведения профилактических осмотров – 2 раза в год.
Аналогичные требования содержаться в п. 809 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» с диагнозом: «сидром зависимости от алкоголя», шифр F 10.2, с ДД.ММ.ГГГГ
Данное обстоятельство подтверждается ответами главного врача ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме этого, из указанных ответов следует, что ФИО1 флюорографическое обследование легких на стационарном флюорографе в флюорографическом кабинете ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» за 2022 г., а также за прошедший период 2023 г. (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) не проходил.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") туберкулез является инфекционным заболеванием, вызываемый микробактериями туберкулеза. Данное заболевание может протекать в активной и заразной форме, в связи с чем, туберкулез является социально-опасным заболеванием.
Вопреки требованиям федерального законодательства о предупреждении распространения туберкулеза административный ответчик ФИО1 дважды в год профилактический медицинский осмотр на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 8 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза" профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза с применением для взрослых следующих методов обследовании: флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Принимая во внимание, что не прохождение профилактического медицинского осмотра 2 раза в год на предмет выявления туберкулеза ФИО1 состоящий на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает, что административное исковое заявление прокурора <адрес> к ФИО1 о возложении на последнего обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу пройти флюорографическое обследование легких на предмет выявления туберкулеза, а далее проходить его два раза в год до снятия с диспансерного наблюдения в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», подлежит удовлетворению.
Согласно положению ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 государственной пошлины в размере 300 рублей, за удовлетворенное требование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление - удовлетворить.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пер. Западный, <адрес> (паспорт гражданина РФ 3609 215074), в течение месяца со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование легких.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пер. Западный, <адрес> (паспорт гражданина РФ 3609 215074) проходить 2 раза в год флюорографическое обследование легких до снятия с диспансерного наблюдения в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ».
Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ 3609 215074) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья
УИД: 63RS0№-36