Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 26 июля 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре Горбунове В.Н.,
с участием истицы Кореневой М.А., представителя ответчика Малеевой Т.В., представителя третьего лица Якупова Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кореневой М.А. к Товариществу собственников жилья «Интер-12» о взыскании денежных средств,
установил
Коренева М.А. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Интер-12» о взыскании денежных средств, указывая в исковом заявлении, что на протяжении многих лет в ее квартире очень холодно. Указанное обстоятельство подтверждает акт обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Истица считает, что ответчик обязан произвести перерасчет по тепловой энергии. В доме установлены приборы учета тепловой энергии в 2007 году и ежегодно по итогам работы тепловычислителя за предыдущий год выводится норматив отопления и производится корректировка платы за тепловую энергию. В 2008-2011 годах собственникам возвращали переплаченные за тепловую энергию денежные средства. С января 2012 года председателем ТСЖ избрана Малеева Т.В., и с этого времени норматив обогрева и корректировка платы по услуге «отопление» не проводилась. Истица полагает, что ответчик оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по фактическим показаниям приборов учета тепла, а начисляет собственникам по повышенному нормативу. Также ответчик не раскрывает информацию о деятельности товарищества. С учетом уточнений требований в судебном заседании Коренева М.А. просит взыскать с ТСЖ «Интер-12» в счет переплаты за тепловую энергию денежные средства за период с 2012 по 2014 годы в размере 22 771 руб. 82 коп., за 2015 год - 36 599 руб. 54 коп.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Теплосети Костомукшского городского округа».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика председателя ТСЖ «Интер-12» Малеевой Т.В. на надлежащего ответчика ТСЖ «Интер-12», к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Карельский окатыш», ООО «Костомукшская теплоснабжающая компания».
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Универсал».
В судебном заседании истица Коренева М.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Малеева Т.В. иск не признала и пояснила, что ежегодно в мае проводится общее собрание собственников жилых помещений, на котором заслушивается отчет ТСЖ, принимается решение по нормативу потребления тепловой энергии за отчетный период с апреля прошлого года по март текущего года. В период до 2012 года председателем ТСЖ была истица, и в указанный период образовалась задолженность по оплате тепловой энергии ТСЖ «Интер-12» перед теплоснабжающими организациями в связи с занижением норматива потребления тепловой энергии. В настоящее время эта задолженность погашена, с 2015 года теплоснабжающей организацией является АО «Карельский окатыш». Ежемесячно показания прибора учета тепловой энергии фиксирует ООО «Универсал», в присутствии представителей ТСЖ и теплоснабжающей организации. ТСЖ производит оплату за тепловую энергию согласно выставленным теплоснабжающей организацией счетам.
Представитель третьего лица АО «Карельский окатыш» Якупова Л.Ф. считает исковые требования необоснованными, полагает, что истицей не представлено доказательств того, что ответчик обязан ей возвратить излишне уплаченные денежные средства за тепловую энергию, общее собрание собственников правомочно принимать решения в отношении платежей за коммунальные услуги.
Третьи лица - МУП «Теплосети Костомукшского городского округа», ООО «Костомукшская теплоснабжающая компания», ООО «Универсал» о месте и времени рассмотрения дела извещены, просят дело рассмотреть в отсутствие представителей, удовлетворение исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> находится в управлении товарищества собственников жилых помещений «Интер-12». Поставку тепловой энергии в дом на нужды отопления и горячего водоснабжения до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло МУП «Теплосети КГО», с ДД.ММ.ГГГГ поставку тепловой энергии осуществляет АО «Карельский окатыш».
В соответствии с постановлением правительства Республики Карелия № 279-П от 07.09.2012 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, при расчетах размера платы используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие в муниципальных образованиях по состоянию на 30 июня 2012 года.
Истица в обоснование требований указывает на то, что норматив отопления, который применен ТСЖ при расчете платы за отопление завышен, он должен составлять 0,009 Гкал кв.м. в мес., а также определяться по формуле, предусмотренной Приложением к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
Вместе с тем, как следует из вышеназванных Правил (пункты 10,11, 16), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее Правила) и действовавших в спорный период, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Правилами предусмотрены два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Указанными Правилами определена формула корректировки платы.
Из объяснений представителя ТСЖ «Интер-12» следует, что в конце отчетного периода ТСЖ производится корректировка платы за тепловую энергию и излишне уплаченные денежные средства направлялись на погашение ранее образовавшейся задолженности перед теплоснабжающей организацией МУП «Теплосети» либо на иные цели по содержанию жилого дома.
Из письменных материалов дела следует, что ежегодно с 2011 по 2015 год на основании решений общих собраний собственников жилья ТСЖ «Интер-12» устанавливался норматив потребления тепловой энергии (на 2012 год - 0,012 Гкал кв.м. в мес., 2013 год, 2014 год, 2015 год - 0,013 Гкал кв.м. в мес.).
На территории г. Костомукша норматив потребления на коммунальную услугу «отопление» в указанный период установлен 0,015 Гкал. кв.м. в мес.
Таким образом, судом установлено, что данный норматив потребления тепловой энергии не превышал норматив, утвержденный уполномоченным органом.
Доводы истицы о том, что общее собрание собственников жилья не уполномочено было принимать решения об установления норматива, суд не принимает во внимание по указанным выше основаниям, кроме того, согласно Уставу ТСЖ «Интер-12» к компетенции общего собрания отнесены вопросы установления размера обязательных платежей (п. 13.10).
Истицей указанные решения общих собраний собственников жилья в установленном законом порядке не оспаривались.
Также суд учитывает, что согласно объяснениям истицы в ее квартире отсутствует индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кореневой М.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.