РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Никитина А.В.,
представителя третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Саянского района» Новиковой Н.А.,
при секретаре Хохловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-379/2018 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гладковская средняя общеобразовательная школа», Администрации Саянского района Красноярского края о признании бездействия по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным, возложении обязанности принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны),
УСТАНОВИЛ
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Гладковская средняя общеобразовательная школа» с требованиями о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным, возложении обязанности принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны). Требования мотивировал тем, что прокуратурой Саянского района проведена проверка соблюдения законодательства о террористической защищенности учреждений образования на территории Саянского района, в ходе которой установлено, что школа имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, не заключен договор с Управлением вневедомственной охраны Росгвардии об оказании услуг по охране образовательного учреждения в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны. Прокуратурой района в адрес образовательного учреждения внесено представление. Вместе с тем нарушения в установленный срок не были устранены.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.
Просит суд признать бездействия МКОУ Гладковская СОШ по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным, принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
05 декабря 2018 года в суд поступило уточнение к исковому заявлению, в котором на основании п.п. 6.1, 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 5.2 федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» просит суд признать бездействие МКОУ Гладковская СОШ по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным. Обязать администрацию Саянского района в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование проведения МКОУ Гладковская средняя общеобразовательная школа мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны). Обязать МКОУ Гладковская средняя общеобразовательная школа в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны).
Помощник прокурора Саянского района Красноярского края Никитин А.В. в судебном заседании исковые требований поддержал с учетом уточнений, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика МКОУ Гладковская СОШ в судебное заседание не явился, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель ответчика администрации Саянского района Красноярского края в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются сведения, просили дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Министерство образования Красноярского края, Отделение вневедомственной охраны по Уярскому району – филиал Управления вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по Красноярскому краю в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителей ответчика МКОУ Гладковская СОШ, Администрации Саянского района Красноярского края, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Министерства образования Красноярского края, Отделения вневедомственной охраны по Уярскому району – филиал Управления вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по Красноярскому краю.
Представитель третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Саянского района» Новикова Н.А. не возражала против удовлетворения требований прокурора, поддержала письменный отзыв МКУ «Управление образования администрации Саянского района», просила предоставить время на исправление указанных нарушений требований норм антитеррористического законодательства до 30.06.2019 года.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст. 5 федерального закона "О противодействии терроризму" Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2. федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как указано в ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с пунктом 4 настоящих требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункту 17 указанных Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершение террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
При этом воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно пункту 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями и сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств; поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В соответствии с пунктом 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 6.48 свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Судом установлено, что при проведении проверки прокуратурой Саянского района Красноярского края исполнения законодательства о антитеррористической защищенности учреждения образования, установлено, что в здании МКОУ «Гладковская средняя общеобразовательная школа» отсутствуют средства антитеррористической защищенности, в том числе, система (канал) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), не заключен договор об оказании услуг по охране образовательного учреждения в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны. Данное нарушение не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение на безопасное нахождение в образовательном учреждении. В связи с чем, в образовательное учреждение внесено представление об устранении нарушений законодательства и недопустимости их в дальнейшем. В своем ответе на представление, директор МКОУ «Гладковская СОШ» сообщает, что нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств, так как при формировании бюджета на 2018 год на данные мероприятия бюджетных ассигнований не выделено.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно представленного МКОУ Гладковская СОШ отзыва на исковое заявление, в образовательном учреждении инженерно-технические средства и системы охраны отсутствуют, за исключением видеокамер, пожарной сигнализации, отсутствует оборудованный канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Вместе с тем, при возникновении данной ситуации, имеется возможность передачи сообщения в органы внутренних дел, иные соответствующие органы с помощью телефонной связи, которая имеется в образовательном учреждении; кроме того, для предупреждения указанных ситуаций в школе установлено круглосуточное дежурство сторожей, которые находятся в помещении школы. Кроме того, в бюджете учреждения отсутствуют денежные средства на оборудование школы системой передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в связи с чем выполнить требования искового заявления не представляется возможным в установленные сроки. В обоснование отсутствия бездействия в суд представлены документы, свидетельствующие о частичном исполнении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, представлен акт обследования и категорирования объекта образования, расположенного на территории Саянского района Красноярского края, согласно которому образовательному учреждению присвоена III категория опасности, а также представлен паспорт безопасности МКОУ Гладковская СОШ. Исходя из паспорта для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территорий), в образовательном учреждении имеется телефон, указаны номера телефонов, по которым могут быть переданы сообщения в отдел полиции, в том числе, и с мобильного телефона, при этом указано, что отсутствуют средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта территорий. Перечислены имеющиеся меры по инженерно-технической защите объекта территорий, а именно, наличие телевизионной системы охраны (видеокамеры 1 внешняя и 1 внутренняя), системы охранного освещения, в том числе и аварийного освещения на рабочих местах охраны и администрации: аккумуляторные фонари, при этом отсутствуют объектовые и локальные системы оповещения, резервные источники электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, системы связи, технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект (территорию), оповещения о несанкционированном проникновении на объект (территорию) или системы охранной сигнализации, стационарные и ручные металлоискатели.
Представленный ответчиком план безопасности утвержден руководителем МКУ «Управление образования администрации Саянского района» в мае 2018 года и согласован уполномоченными лицами территориального органа безопасности по Красноярскому краю, территориального подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа МЧС России. Межведомственной комиссией были сделаны выводы, что звуковая система оповещения и управления эвакуацией, система видеонаблюдения, освещения территории объекта, силы и средства для противостояния террористическим актам и иным противоправным действиям соответствуют требованиям и выполняют задачи по физической защите. Однако, было рекомендовано провести неотложные мероприятия: заключить договор на установку кнопки экстренного вызова полиции, установить дополнительные камеры видеонаблюдения по периметру здания, контролировать техническую исправность и готовность к применению средств связи, оповещения, пожаротушения и оказания первой помощи, разработать долгосрочные планы мероприятий по совершенствованию защиты объекта совместно с согласующими данный документ органами.
Согласно Уставу МКОУ Гладковская средняя общеобразовательная школа является муниципальным казенным учреждением, учредителем которой является администрация Саянского района Красноярского края. Финансовое обеспечении образовательной деятельности Школы осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности через субсидии (п. 4.7). Договоры от лица Школы на поставку товаров, работ, услуг заключаются только в пределах лимитов бюджетных обязательств на реализацию функций, предусмотренных Уставом, на суммы, не превышающие утвержденных сметой доходов и расходов на текущий финансовый год (п. 4.13).
Пункт 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает законным и обоснованным требование прокурора Саянского района Красноярского края о возложении обязанности по оборудованию здания МКОУ Гладковская СОШ системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование образовательного учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Кроме того, ответчиком МКОУ «Гладковская СОШ» не представлено доказательств принятых мер по исполнению Требований и СП 118.13330.2012, в связи с чем, суд полагает требования прокурора о признании бездействия МКОУ «Гладковская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны незаконным.
При таких обстоятельствах, суд полагает удовлетворить требования, возложив обязанность на администрацию Саянского района Красноярского края РФ осуществить финансирование проведения образовательным учреждением мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», а на образовательное учреждение возложив обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня финансирования осуществить мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Саянского района Красноярского края удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие МКОУ Гладковская средняя общеобразовательная школа по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны незаконным.
Обязать администрацию Саянского района Красноярского края РФ в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование проведения МКОУ «Гладковская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Обязать МКОУ «Гладковская средняя общеобразовательная школа» в течение 3 (трех) месяцев со дня финансирования осуществить мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: