РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2015 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Жирухина А.Н.,
при секретаре Кулевой Т.В.,
с участием представителей заявителя (ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области») – Федака Б.Т., действующего по доверенности от 28.03.2014 г., и Скребовой А.С., действующей на основании доверенности № 28 от 31.03.2014 г.,
начальника отдела правового надзора и контроля – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Рязанской области Закурдаевой И.И., действующей на основании доверенности от 17.03.2015 г.,
заинтересованного лица Ларина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Рязанской области» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Рязанской области,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания начальника отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области № 03-04-05/10-15 от 05.02.2015 г.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Рязанской области от 16.01.2015 г. № 03/28/10-15 в отношении Военного комиссариата Рязанской области проведена проверка на предмет исполнения требований трудового законодательства при увольнении начальника отдела Военного комиссариата Рязанской области по Октябрьскому и Советскому округам г. Рязани Ларина Г.В. 09.02.2015 г. заявителем получено предписание ГИТ в Рязанской области за № 03-04-05/10-15 от 05.02.2015 г., в соответствии с которым ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» обязано:
1. Отменить приказ Военного комиссара Рязанской области от 19.12.2014 г. № 268 в части параграфа 3 об увольнении Ларина Г.В.;
2. Известить Ларина Г.В. в письменной форме об отмене приказа об увольнении;
3. Возместить указанному работнику заработок, неполученный в результате незаконного увольнения;
4. Внести соответствующие записи в трудовую книжку Ларина Г.В.;
5. Считать трудовой договор, заключенный между Военным комиссариатом Рязанской области и Лариным Г.В. от 01.01.2010 г. б/н заключенным на неопределенный срок;
6. Принять меры для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению отмеченных в акте проверки № 03-02-02/10-15 нарушений трудового законодательства.
ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» считает вынесенное предписание незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает установленное ст. 79 ТК РФ право работодателя на прекращение срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и препятствует ведению нормальной кадровой работы в Военном комиссариате Рязанской области.
Просит суд признать необоснованным, незаконным и отменить предписание начальника отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области от 05.02.2015 г. № 03-04-05/10-15.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» Федак Б.Т. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же по основаниям, дополнительно указывая на законность заключенного ФГУ «Военный комиссариат Рязанской области» с Лариным Г.В. срочного трудового договора от 01.01.2010 г. По мнению заявителя, спор об увольнении, по поводу которого вынесено оспариваемое предписание, является индивидуальным трудовым спором, который не мог быть разрешен Государственной инспекцией труда, а в силу ст. 382 ТК РФ отнесен к полномочиям суда либо комиссии по разрешению индивидуальных трудовых споров.
Аналогичной позиции придерживалась в судебном заседании и представитель заявителя Скребова А.С.
Представитель Государственной инспекции труда в Рязанской области Закурдаева И.И. с требованиями заявителя не согласилась, указывая на то, что на момент вынесения ею в адрес ГКУ «Военный комиссариат Рязанской области» предписания № 03-04-05/10-15 ей не было известно о том, что Ларин Г.В. параллельно обратился за разрешением возникшего трудового спора об увольнении в Советский районный суд г. Рязани. Предписание является законным, поскольку вынесено по результатам выявления Государственной инспекцией труда в Рязанской области очевидных нарушений трудового законодательства.
Заинтересованное лицо Ларин Г.В. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, указывая на законность вынесенного Государственной инспекцией труда в Рязанской области предписания, пояснил суду, что с иском о восстановлении на работе обратился в Советский суд г. Рязани 31.01.2015 г.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим причинам:
На основании абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании бесспорно установлено, что Ларин Г.В. находился в трудовых отношениях с ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» с 01.01.2010 г. по 31.12.2014 г., работал в должности начальника отдела Военного комиссариата Рязанской области по Октябрьскому и Советскому округам г. Рязани.
Приказом Военного комиссара Рязанской области № 268 от 19.12.2014 г. Ларин Г.В. уволен с должности начальника отдела Военного комиссариата Рязанской области по Октябрьскому и Советскому округам г. Рязани на основании п. 2 ст. 77 ТК РФ – в связи с истечением срока трудового договора.
14.01.2015 г. Ларин Г.В. обратился в Государственную инспекцию труда в Рязанской области с заявлением о нарушении ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» его трудовых прав.
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались и объективно подтверждаются представленными заявителем трудовым договором от 01.01.2010 г. с дополнительными соглашениями, выпиской из приказа об увольнении Ларина Г.В. № 268 от 19.12.2014 г.
Из представленных в суд материалов проверки Государственной инспекции труда в Рязанской области по заявлению Ларина Г.В. следует, что в период с 16.01.2015 по 05.02.2015 г. начальником отдела правового надзора и контроля инспекции Закурдаевой И.И. на основании распоряжения № 03/28/10-15 от 16.01.2015 г. в отношении ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения данным учреждением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проведения проверки, оформленной актом № 03-02-02/10-15 от 05.02.2015 г., начальником отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области Закурдаевой И.И. в адрес ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» вынесено предписание № 03-04-05/10-15, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 13.02.2015 г. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1. Отменить приказ № 268 от 19.12.2014 г. в части параграфа 3 об увольнении Ларина Г.В. в связи с истечением срока трудового договора, как изданный с нарушением процедуры увольнения, установленной законом и ухудшающий положение работника по сравнению с законодательством;
2. Известить Ларина Г.В. в письменной форме об отмене приказа об увольнении;
3. Возместить указанному работнику заработок, неполученный в результате незаконного увольнения, в размере среднего за период с 01.01.2015 года по день извещения о восстановлении на работе включительно;
4. Внести соответствующие записи в трудовую книжку Ларина Г.В.;
5. Считать трудовой договор, заключенный между Военным комиссариатом Рязанской области и Лариным Г.В. от 01.01.2010 г. б/н о приеме на работу в отдел Военного комиссариата Рязанской области по Октябрьскому и Советскому округам г. Рязани на должность начальника отдела, заключенным на неопределенный срок, поскольку отсутствуют законные основания для заключения срочного трудового договора;
6. Принять меры для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению отмеченных в акте проверки № 03-02-02/10-15 нарушений трудового законодательства, вплоть до привлечения виновных работников к дисциплинарной ответственности.
09.02.2015 г. данное предписание получено представителем ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» Скребовой А.С., что в судебном заседании участвующими лицами не оспорено.
За восстановлением нарушенных прав заявитель обратился в суд 13.02.2015 г., то есть с соблюдением предусмотренного ст. 357 ТК РФ 10-дневного срока, о чём свидетельствует штамп канцелярии суда на заявлении ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области».
Одновременно судом установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора, связанного с увольнением, Ларин Г.В. 31.01.2015 г. обратился в Советский районный суд г. Рязани с иском к ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Советским районным судом г. Рязани 04.02.2015 г. возбуждено гражданское дело, которое до настоящего времени не рассмотрено. Данные факты подтверждены представленными в дело копиями искового заявления Ларина Г.В., определения Советского районного суда г. Рязани о принятии искового заявления к производству, подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания от 04.02.2015 г.
Из системного толкования положений ст.ст. 356, 357 ТК РФ, суд заключил, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Понятие трудового спора закреплено в ст. 381 ТК РФ. Под индивидуальным трудовым спором законодательство подразумевает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.
По смыслу данной нормы закона, наличие или отсутствие трудового правонарушения при неурегулированных разногласиях сторон может установить лишь юрисдикционный орган, однако для квалификации возникшего конфликта, как индивидуального трудового спора, необходимо разрешение его по существу, уполномоченным на то юрисдикционным органом, коим в силу ст. 382 ТК РФ являются только комиссии по трудовым спорам либо суды.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Рязанской области Закурдаева И.И. пояснила, что п. 5 оспариваемого предписания соотносительно условий о сроке заключения трудового договора с Лариным Г.В. от 01.01.2010 г. был включен в предписание на основании абз. 5 п. 2 ст. 58 ТК РФ, то есть работодателю фактически указано на незаконность заключения с работником срочного трудового договора.
Между тем суд считает, что спор относительно оспаривания условия трудового договора и, как следствие, правомерности увольнения работника по истечении срока действия данного договора в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо в суде.
В настоящее время указанные обстоятельства являются предметом судебного разбирательства в Советском районном суде г. Рязани по иску Ларина Г.В. к Военному комиссариату Рязанской области о восстановлении на работе и взыскании денежных средств, при этом гражданское дело в суде возбуждено до вынесения оспариваемого предписания. В этой связи суд в настоящем процессе не вправе входить в обсуждение данных фактов, а проверяет лишь законность выданного предписания на предмет наличия правомочий у Государственного инспектора труда на его вынесение применительно к специфике возникшего спора сторон трудовых правоотношений.
Таким образом, поскольку оспариваемое предписание № 03-04-05/10-15 начальника отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области от 05.02.2015 г. вынесено в нарушение требований, содержащихся в абз. 13 ст. 357 ТК РФ, то есть по вопросам, не относящимся к его компетенции (индивидуальному трудовому спору), то оно должно быть отменено судом, как незаконное.
При таких условиях требования ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Рязанской области» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Рязанской области, - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание № 03-04-05/10-15 начальника отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области, вынесенное 05 февраля 2015 года в отношении Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Рязанской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: