Дело № 2-743-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 21 декабря 2015 года
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Максимовой В.Н.
при секретаре судебного заседания Борисовой Г.Н.
истца Ершова И.М.
представителей ответчиков – Кондратьевой А.И., Разинковой О.В., Пахомовой О.А.
представителя заинтересованного лица – Мамонтовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова И. М. об оспаривании размера компенсационной выплаты за осуществление ухода за матерью инвалидом, о несогласии с прекращением данных выплат, об увеличении размера пенсии матери и о назначении и взыскании пенсии по потере кормильца,
у с т а н о в и л:
Ершов И. М. обратился в суд об оспаривании размера компенсационной выплаты по осуществлению ухода за матерью ФИО1. Позже в связи с дополнениями и уточнениями просит также признать прекращение указанных компенсационных выплат незаконным. Также не согласен с размером пенсии матери ФИО1, считая не соответствующим её трудовому стажу. Кроме того, считает, что ей полагается доплата к пенсии, как дочери участника войны, погибшего во время Великой отечественной войны 1941-1945 годов.
В судебном заседании истец Ершов И.М. указанные требования поддержал и пояснил, что он с ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению Администрации МР «Олекминский район» РС (Я) является опекуном своей матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно, также признана судом недееспособной. Она получает пенсию в размере <данные изъяты> Помимо пенсии ей были установлены выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ней, размер которых составлял всего <данные изъяты>, также она получает ЕДВ. По размеру установленных ЕДВ у него возражений нет. Не согласен с размером пенсии матери, так как считает, что ей пенсия рассчитана как инвалиду, а не по фактически отработанному её трудовому стажу. Потому считает, что пенсия его матери должна быть больше, чем получаемая пенсия в настоящее время. Также не согласен с размером выплат за осуществление ухода за матерью, установленных в <данные изъяты>, поскольку он намного меньше размера прожиточного минимума. Считает, что указанный размер выплат должен быть больше. При этом с ДД.ММ.ГГГГ вообще прекратили выплачивать данное пособие, с чем он не согласен, так как у матери пенсия еще стала меньше. Кроме того, ему непонятно само основание, послужившее прекращению этих выплат. Кроме того, отец матери и его дед - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, число и месяц его рождения не знает, погиб под Сталинградом в 1942 году во время Великой отечественной войны, матери тогда было всего 6 лет. При этом Пенсионный фонд матери, как дочери участника ВОВ, никакую дотацию по потере кормильца, не выплачивает. По этим вопросам он неоднократно обращался в различные органы, в том числе и в Управление пенсионного фона, но их объяснениям он не верит. Потому обратился в суд и просит разобраться по данным его вопросам.
Представитель ответчика - Отдела опеки и попечительства МР «Олекминский район» РС (Я) Кондратьева А.И. в суде с требованиями Ершова И.М. не согласна. Пояснила, что распоряжением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ Ершов И.М. назначен опекуном над матерью ФИО1, которая признана по решению суда недееспособной. При этом сам орган опеки какие либо выплаты за опекунство не устанавливает и не выплачивает. Ершову опекунское пособие не полагается, поскольку возмездная опека установлена в отношении некоторой категории лиц, в круг которых мать истца Ершова не входит. Потому в данном случае опека установлена на безвозмездной основе. Как ей известно, ежемесячная компенсационная выплата по уходу за инвалидом 1 группы в районе составляет <данные изъяты>. Данное пособие выплачивалось Ершову И.М., поскольку он осуществлял уход за матерью ФИО1, инвалидом 1 группы. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Ершову И.М. была назначена страховая пенсия по старости, осуществление компенсационной выплаты по уходу за инвалидом было прекращено с ДД.ММ.ГГГГ. Других выплат и дотаций, кроме того, что получает ФИО1, законодательство не предусматривает.
Представители ответчика - ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в Олёкминском районе» Разинкова О.В. и Пахомова О.А. в суде с требованиями Ершова также не согласны. Пояснили, что матери истца – ФИО1 пенсия была назначена по старости, при этом учитывался весь её трудовой стаж за период с 1961 года по 1975 года, который составляет 11 лет 1 месяц и 22 дня. По обращениям Ершова проверки результатов не дали, поскольку другие периоды работы ФИО1 не были подтверждены. Сам Ершов каких-либо доказательств о других периодах работы матери, не указанных в её трудовой книге, не представлял. Потому размер пенсии Ершовой был установлен согласно законодательству о трудовых пенсиях и в настоящее время составляет <данные изъяты>. Помимо указанной пенсии Ершовой, как инвалиду I группы, производилась оплата компенсационных выплат по осуществлению ухода за ней в размере <данные изъяты>. Данные выплаты производились Ершову И.М., так как он осуществлял за ней уход. Поскольку время осуществления им ухода за матерью засчитывалось ему в стаж, потому, когда Ершов набрал недостающий стаж для назначения пенсии, ему была назначена пенсия. В связи с этим, решением от ДД.ММ.ГГГГ, указанные компенсационные выплаты были прекращены в соответствии с п.п. «а» п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Согласно указанным Правилам лицу, получающему пенсию, эти выплаты не полагаются. При этом Ершову на неоднократные его обращения не раз разъяснялось, что он имеет право оформить пособие по уходу за матерью на другого лица, что этому человеку осуществление ухода за его матерью будет засчитываться в трудовой стаж, но по настоящее время заявления о назначении компенсационной выплаты по уходу за Ершовой, являющейся инвалидом I группы, ни от кого не поступало. Потому эти выплаты Ершовой в настоящее время не производятся. По требованию истца о доплатах к пенсии матери по потере кормильца пояснили, что в соответствии со ст.9 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по потере кормильца имеют: нетрудоспособные члены семьи; родители и супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, а также брат, сестра умершего кормильца. К указанным категориям Ершова Ю.П. не относится. Право на одновременное получение двух пенсий на основании ст.3 ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам ВОВ; родителям военнослужащих; вдовам военнослужащих, гражданам, пострадавшим от ЧАЭС, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава. К данным категориям ФИО1 тоже не относится. Потому оснований для назначения второй пенсии либо повышения её размера по случаю потери кормильца за умершего отца у ФИО1 не имеется.
Заинтересованное лицо – начальник Управления социальной защиты Мамонтова А.В. пояснила, что матери истца - ФИО1 согласно Постановлению Правительства РС (Якутия) № 259 от 26 июля 2013 года «Об установлении размеров ежемесячных денежных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РС (Якутия) с 1 июля 2013 года» производится выплата ЕДВ на оплату жилья и коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. Также пояснила, что по потере кормильца, т.е. отца, Ершовой какие-либо выплаты не полагаются и основания для их выплаты отсутствуют.
Суд, выслушав участников дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены с 1 июля 2008 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. При этом круг лиц, относящихся к нетрудоспособным гражданам, закреплен в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому это мужчины или женщины, достигшие возраста 60 или 55 лет соответственно, а также инвалиды. Согласно п.2 Указа размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Во исполнение Указа Президента постановлением Правительства РФ № 343 от 4 июня 2007 года приняты «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», которыми был определен порядок назначения и осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. В силу п.п. «в» п. 9 указанного Постановления осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от его вида и размера.
Таким образом, из анализа данных норм следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными, то есть, граждане способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Как установлено судом, истец Ершов И.М. с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном над матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанной судом недееспособной, что видно из распоряжения главы района № от ДД.ММ.ГГГГ. Как опекун он осуществляет уход за ней.
ФИО1, проживающая в <адрес>, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно, что видно из справки МСЭ-2011, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что истец Ершов нигде не работал и не являлся пенсионером, ФИО1 Управлением пенсионного фонда производились с ДД.ММ.ГГГГ выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход. Согласно справке пенсионного фонда размер указанных выплат с учетом районного коэффициента в Олекминском районе, установленном в 40 %, составлял (1200 + 1200 х 40%) <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ Ершову И.М. назначена страховая пенсия по старости. Данное обстоятельство подтверждено самим Ершовым в суде. Потому с ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные выплаты по уходу были прекращены, что видно из решения УПФ № 712 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении осуществления ежемесячной компенсационной выплаты.
Таким образом, установлено, что Ершов И.М. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером, получающим пенсию по старости, т.е. нетрудоспособным гражданином, а право на компенсационные выплаты имеют только неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы.
Следовательно, пенсионным фондом обоснованно прекращены компенсационные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, а доводы Ершова И.М. о том, что он имеет право на получение данных компенсационных выплат и в увеличенном размере, и что данные выплаты прекращены без какого-либо основания, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Требование истца о несогласии с размером пенсии, установленной его матери ФИО1 в размере <данные изъяты>, что ей пенсионный фонд установил эту пенсию по инвалидности, что она должна получать согласно трудовому стажу, исчисленному в 11 лет 1 месяц 22 дней, пенсию больше указанного размера, суд считает необоснованными. Как видно из представленных пенсионным фондом документов – пенсия назначена ФИО1 по старости, с учетом её трудового стажа. Кроме того, размеры пенсии устанавливаются в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О страховых пенсиях». Документов, подтверждающих о том, что у матери должна быть пенсия больше, чем в размере, установленном пенсионным фондом, что у неё трудовой стаж был больше 11 лет 1 месяца 22 дней, из которого рассчитана была пенсионным фондом её пенсия, не имеется и истцом не представлено. Тем самым оснований для изменения размера пенсии матери истца ФИО1 в сторону увеличения не имеется.
По требованию истца о назначении доплат к пенсии ФИО1 по потере кормильца суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.9 данного федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Согласно с п.2 ч.2 ст.9 указанного федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают.
Как видно из свидетельства о рождении мать истца - ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. Дельгей Олекминского района ЯАССР, отцом её указан ФИО2, матерью - ФИО3.
В настоящее время Ершовой исполнилось <данные изъяты> лет. На момент смерти отца ей было 6 лет. Сведений о том, что она стала инвалидом до достижения 18 лет, нет. Тем самым она к вышеуказанной категории лиц не может относиться и соответственно выплаты по потере кормильца ей не полагаются.
Кроме того, как видно из ответа Военного комиссариата на запрос истца и приложения к нему, действительно, ФИО2 значится в списках погибших, что он погиб в декабре ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом доказательств, достоверно подтверждающих то, что мать истца - ФИО1 является родной дочерью именно этого ФИО2, погибшего во время ВОВ в декабре ДД.ММ.ГГГГ года, не имеется и не представлено, поскольку в представленных документах указывается только его ФИО, а точные дата и место его рождения отсутствуют.
В соответствии со ст.56 ГПК каждая сторона каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обратного истцом суду не представлено и в ходе судебного заседания не установлено.
Следовательно, все требования, заявленные Ершовым И.М., подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ершова И. М. об оспаривании размера компенсационной выплаты за осуществление ухода за матерью инвалидом, о несогласии с прекращением данных выплат, об увеличении размера пенсии матери и о назначении и взыскании пенсии по потере кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья: п./п.
Копия верна
Судья Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова